СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие. «В подводном царстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о водоемах и их обитателях, понятий «водоем», «море», «река», «озеро», умение объяснять эти понятия; систематизировать представления о правилах поведения у водоемов; закрепить знания о строении рыб.

Просмотр содержимого документа
«Занятие. «В подводном царстве»»

Тема занятия: «В подводном царстве»

Образовательная цель: формирование представлений о водоемах и их обитателях, понятий «водоем», «море», «река», «озеро», умение объяснять эти понятия; систематизировать представления о правилах поведения у водоемов; закрепить знания о строении рыб.

Развивающая цель: формирование у детей ставить проблемные вопросы, выдвигать

гипотезы, наблюдать, прогнозировать результаты опытов, развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес, развивать исследовательские навыки.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней.

Основные понятия: «водоем», «море», «река», «озеро»

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, развивать способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.

Личностные УУД: ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «экология», «терпение»; любовь к природе, ее обитателям, бережное отношение ко всему живому.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения,

оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы, распределять роли,

договариваться друг с другом, слушать и понимать других, участвовать в коллективном

обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы,

выбирать, перерабатывать и систематизировать нужную информацию, выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Ход занятия

1 этап Мотивационный этап (1-2 минуты)

Необычный день у нас

Гости сегодня есть у нас

Что мы им хотим сказать?

- Мы очень рады видеть вас

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и

приготовьтесь к занятию.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Наша планета – Земля хранит очень много тайн. Сегодня мы вновь попытаемся открыть

тайны нашей планеты.

Глобус. Он разноцветный.

А какого цвета больше? – синего

А что означает синий цвет? – вода в океанах, морях, реках и озерах

А есть там жизнь?

- Сегодня мы с вами «окунемся» «В подводное царство». Там много разных организмов, а о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав

загадку:

В воде она живет

нет клюва, а клюет

Блещет в речке чистой

спинкой серебристой (рыба)

Совершенно верно! мы сегодня поговорим о рыбах.

Недаром говорят: «Рыбы — дети воды». Они живут и в соленой воде, и в пресной. Рыб в

мире огромное количество — морские, речные, озерные, аквариумные.

3. Этап открытий новых знаний (20 мин)

На доску вывешивается слово РЫБЫ

На какие вопросы вы бы хотели ответить?

1. Ребята, вы знаете, от кого произошла золотая рыбка?

2. А какая рыба водится в наших реках со времен динозавров?

3. А сколько в день съедает самая большая рыба в мире?

4. Почему гуппи так называются?

- Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы отправляемся в далекое путешествие на

волшебном батискафе в таинственный мир подводного царства. (музыка волн)

Ребята, закрыли глазки, и представили, что плывем мы в батискафе на большой глубине, а

окружают нас обитатели подводного царства.

(Видео подводный мир)

Открыли глазки, посмотрите, где мы оказались!

Кто это? По пути мы будем делать остановки.

На доску – Виды рыб

Наша 1 остановка – это озеро.

Слышите, как плывет рыба?

В озерах водится рыба, которая является близкой родственницей золотой рыбки. Кто

знает, что это за рыбка? - это карась

Мы продолжаем путешествие, и попадаем в реку, там тоже бурлит жизнь.

Здесь водится много рыб, но среди них есть настоящий разбойник

Отгадайте загадку: Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Кто нам расскажет о щуке?

2 ученик выходит и рассказывает о щуке.

На доску – слово река

Но кроме щуки в наших реках водится очень ценная и древняя рыба.

Что это за рыба? - это осетр.

Ученик рассказывает об осетре

Так какая рыба живет со времен динозавров? – осетр

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- Река стремительно несет нас в море

А какая рыба самая большая? Опасно она или нет для людей?

Кто готовил нам рассказ об этом гиганте?

Ученик рассказывает о китовой акуле

Сколько пищи съедает эта рыба-гигант? – 4 тонны

Вот сколько жителей разных водоемов мы встретили на своем пути

Рисовать любите? Давайте немного порисуем!

У вас на столах лежат листочки

Нарисуйте рыбку и подпишите ее части.

(Самостоятельная работа) Рисуют и подписывают хвост, жабры, чешую, плавники.

На доску СТРОЕНИЕ РЫБ

Ученик выходит к доске показывает и рассказывает, что получилось (сравнивает со

слайдом)

Этот лист крепит на доску - в Строение рыбы.

Мы разобрали строение, а зачем эти части нужны рыбе, не сказали? – хвост -…,

плавники - …, чешуя - …, жабры - …

А чем дышит рыба? - Воздухом.

Сейчас предлагаю провести небольшой эксперимент, поверить есть ли в воде воздух! Опыт: Для опыта мы используем сосуд с водой и опустим небольшой кусочек пластилина.

Через некоторое время посмотрим, что с ним произошло (раздать по столам 4 стакана,

пластилин)

А пока поиграем. Игра называется «Превращение», (раздается конверты с заданием)

Изменяя в словах лишь одну букву, «превратите» их в рыб:

бачок, сор, сказ, танец, уголь, щека, лев, карл

(Подведение итогов опыта)

Пришло время проверить сосуд с пластилином и посмотреть что произошло. Что вы

видите?

Какой можно сделать вывод?

Ученики формулируют вывод: Пластилин покрылся маленькими пузырьками, это говорит о том, что в воде есть воздух. Значит, рыбы жабрами дышат воздухом, которой есть в воде.

Мы узнали виды рыб. Познакомились с их строением.

- Наше путешествие продолжается. Впереди следующая остановка, но чтобы ее сделать, надо отгадать загадку.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой (аквариум)

На доску: Аквариум

А у кого из вас есть дома аквариумные рыбки?

Как правильно содержать аквариум.

1. залить воды

2. положить камушки

3. декоративная башня (коряга)

4. водоросли

Но прежде чем запускать рыбок, мы немного должны о них узнать: какие самые

распространенные рыбки встречаются в аквариумах.

Это интересно знать! На доску: Гуппи

Ученик рассказывает о гуппи, и вешает на доску рисунок.

5. Запустить рыбок в аквариум.

6. Засыпаем корм в кормушку.

7. Вставляем насос

Теперь рыбки довольны!

Вы запомнили? Один раз в месяц надо чистить аквариум. А рыбок кормить 1-2 раза в сутки маленькими порциями.

Вот теперь в нашем классе есть свой аквариум.

Теперь вы знаете, как правильно ухаживать за рыбками.

А какие еще аквариумные рыбки вы знаете?

- попугаи, рыба-меч, золотые рыбки …

Каждый может иметь «небольшой водоем» у себя дома, наблюдать за его обитателями,

открывать для себя, его тайны.

А сказки вы любите?

Следующая наша остановка: «Сказочная»

1. Какая это сказка? А кто ее автор?

2. Иванушка с кем разговаривает?

3. Как называют это сказочное чудо? А рыба ли это?

А теперь посмотрите на экран! Почему художник свою картину назвал «Что посеешь, то и пожнешь»?

Что не так? - на дне реки мусор

Комфортно ли рыбкам в таком водоеме?

Хочется ли им здесь плавать?

Ваш любимый мультфильм: «Маша и Медведь» (демонстрация фрагмента)

Что вместо рыбки поймал Мишка? Почему?

Кто в этом виноват?

Можно так себя вести на водоеме?

Недавно на одном из занятий мы изучали дорожные знаки.

4 группы знаков:

- предписывающие, информационные, запрещающие, предупреждающие

(Раздать знаки и вырезанные рисунки)

Так как наша следующая станция «Экологическая», используя свои знания о знаках, я

предлагаю вам выполнить следующее задание:

Изобразить с помощью знаков, как нужно вести себя на берегу любого водоема.

Так как мы уже рисовали, я предлагаю вам подобрать необходимые рисунки и приклеить их на знаки.

(Набор рисунков у всех одинаковый) Вам необходимо сделать выбор!

(На доску - Экологические проблемы)

(Групповая работа) Дети, совещаясь между собой, выполняют это задание. На столах: белые круг, квадрат, треугольник, маркеры, вырезанные рыбки

А я смотрю, какая группа работает дружно, сообща, спокойно.

(На доску Значение рыб)

Начинаю обратный отчет: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

1 ученик от группы защищает свой знак,

- бросать мусор нельзя. Нельзя загрязнять водоемы.

- рыбу ловить только удочкой, а не сеткой!

- баки для мусора, только туда мусор!

- под охраной находятся рыбы, которые ловить нельзя!

Свои знаки дети вешают на доску.

А кто знает, какое значение имеют рыбы?

Как мы их используем?

- пища, витамины, фосфор и йод, корм для животных, удобрения, клей

На доску в ЗНАЧЕНИЕ РЫБ вывешивается:

1. пища

2. витамины

3. фосфор

4. корм для животных

5.удобрения


4. этап Рефлексия (10 мин)

(Музыка волн)

Ребята, время нашего путешествия подходит к концу, нам надо возвращаться домой.

Но для этого нам надо преодолеть препятствие, это препятствие – кроссворд, надо его

решить, иначе наш волшебный батискаф не повернет в обратную дорогу

Вам необходимо вспомним рыб, особенно тех, которые сегодня нам встретились во время

нашего путешествия. У вас на столе есть кроссворды, давайте решим его.

Молодцы! Вы справились! Мы можем возвращаться домой!

А теперь, закрыли глазки

Мы мысленно возвращаемся домой, в нашу родную школу.

Открыли глазки – вот мы снова дома!

Ребята, мы ответили на вопросы, которые задали себе в начале занятия?

(На доске: большая рыба)

К концу нашего занятия к нам приплыла рыбка.

Посмотрите внимательно! Чего не хватает? - чешуек

У вас на столах чешуйки 2-х цветов: золотые и серебряные.

Оцените себя на этом занятии!

1. Если вы вели себя хорошо, были внимательны, отвечали на вопросы, и вам было

интересно – прикрепите на рыбку золотые чешуйки

2. Если не совсем хорошо, вы скучали и грустили – то серебряные чешуйки.

Мы сегодня хорошо поработали. Много золотых чешуек, но есть и серебряные, среди нас

есть очень самокритичные ребята.

Посмотрите на доску!

У нас получился кластер в центре, которого слово рыбы, самое главное слово нашего

занятия.

- Что нового сегодня вы узнали?

1. Как называются рыбы, которые обитают в реке, озере, море, аквариуме?

2. У рыб выделяют?

3. Как ухаживать за аквариумными рыбками?

4. Какие вы знаете экологические проблемы водоемов?

Занятие окончено.

Спасибо всем! Похлопайте друг другу!