Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Дарование»
«Трудно птицам зимовать,
надо птицам помогать»
Составитель: Майгова О.В.
Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Цель:
• расширять представления детей о зимующих птицах;
• закреплять знания детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменениях в природе;
• упражнять в умении узнавать зимующих птиц;
• дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
• совершенствовать умение отгадывать загадки про зимующих птиц;
• формировать основы экологического воспитания;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями;
• развивать связную речь, умение понятно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос;
• развивать наблюдательность, внимание при рассматривании птиц;
• развивать мелкую моторику, воображение при выполнении аппликации;
Воспитательные:
• воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать аккуратность и внимательность;
Материалы и оборудование: карточки с изображением зимующих птиц, игрушка заяц, макет-рисунок дерево с кормушкой, заготовки птичек на каждого ребенка, пшено, клей ПВА, кисти для клея, салфетки.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Садятся на стульчики)
Какой сегодня чудесный день. Но когда я утром шла в детский сад, то замёрзла. А знаете почему?
(Дети: Потому что холодно).
Воспитатель: Скажите, какое сейчас у нас время года? (Зима).
Воспитатель: Правильно, сейчас холодная зима, многие птицы улетели в теплые края, а другие остались с нами в городе. Эти птицы называются «зимующие», давайте повторим это слово (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Ребята, а вы хотите увидеть зимующих птиц?
Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний парк, может нам получится увидеть зимующих птиц.
Но сначала, нам нужно одеться, чтобы мы не замерзли.
Игра «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают по плечам)
Но мы пойдем гулять с тобой (дети шагают на месте)
Я надену шапку, (двумя руками поглаживают голову)
Я надену шубку, (проводят ладонями от плеч вниз)
Я надену шарфик (поглаживают шею)
Потуже завяжу (дети «завязывают» шарф)
На ручки - рукавички, (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)
На ножки - сапожки (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)
И в парк гулять пойду.
Воспитатель: Вот мы и оказались в зимнем парке. Как кругом красиво, всё белым – бело. Это снег укрыл землю и деревья белым пушистым покрывалом.
Ребята, посмотрите, к нам прилетели птички, а какие мы сейчас узнаем.
Воспитатель:
Непоседа, невеличка,
желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Как зовут ее? (синичка).
Дети: Синичка.
Воспитатель: Какая грудка у синицы?
Дети: Жёлтая
Воспитатель:
Красногудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
он появится опять (снегирь).
Воспитатель: Какая грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Воспитатель:
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто же это?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Как чирикает воробей?
Воспитатель: - Молодцы, все загадки отгадали!
Ой, а кто здесь спрятался? (достаёт игрушку зайца)
Ребята, а зайчик хочет узнать у вас, почему он не может летать как птички?
Давайте поможем зайке разобраться. (Ответы детей: - Вместо лап – крылья. Вместо шерсти – перья).
Чем ещё животные отличаются от птиц? (Лапы у них совсем другие, и их всего две, а не четыре, вместо носа – клюв).
Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно объяснили зайчику.
И зайка хочет с вами немножко поиграть, давайте представим, что мы с вами птички. Подвижная игра «Птички — невелички»
Ну-ка птички полетели (дети бегут и машут руками)
Полетели и присели (дети присаживаются)
Поклевали зернышки (дети «имитируют» - клюют зернышки)
Почистили перышки (дети гладят себя по рукам)
Дальше полетели (дети бегут и машут руками)
И на место сели (дети садятся на стульчики)
(Дети садятся по местам)
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами с прогулки. Ребята, а как вы думаете, птичкам зимой легко живётся?
В зимнее время птицам очень холодно и очень трудно добывать себе пищу. Поэтому птицы стремятся приблизиться к человеческому жилью, в надежде, что люди помогут им пережить холодную зиму.
Ребята, как можем помочь птицам? ( Покормить их.)
Воспитатель: Чем можно покормить птичек?
( Хлебными крошками, крупой, семечками, а синички ещё очень любят сало.)
Воспитатель: А куда всё это нужно положить, прямо на снег или на дорожку?
(В кормушку)
Правильно, давайте мы с вами попробуем покормить птичек.
(Дети проходят за стол, на котором подготовлен макет – рисунок дерево с кормушкой. На дне кормушки наклеен двусторонний скотч, клей - ПВА разлитый в неглубокие блюдца, кисточки для клея, заготовки птичек, пшено, фасоль, салфетки).
Воспитатель: Ребята посмотрите, у меня есть вот такая нарисованная кормушка. Нам нужно насыпать корм для птичек, но давайте выберем, какой корм нам нужен. Посмотрите в одной тарелочке у нас пшено, а в другой фасоль. Как вы думаете, что лучше подойдёт для птичек?
Давайте накормим пшеном птичек, для этого возьмём немного пшена и насыплем его на дно кормушки. Лишнее мы аккуратно уберем. Посмотрите, кого не хватает возле нашей кормушки? Конечно птичек. Сейчас мы их с вами наклеим. Давайте девочки наклеят синичек, какая у них грудка?
А мальчики снегирей. С какой они грудкой?
А я наклею? Воробышка.
Воспитатель: Какие вы молодцы, какие красивые у нас получились птички на кормушке.
Итог занятия: О каких птицах мы сегодня говорили?
Как сказать, одним словом?
Как нужно помогать птицам зимой?
Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Ребята, когда вы с родителями пойдёте гулять, возьмите с собой немного корма и покормите птичек.