Отдел образования администрации города Кировское
Городской методический кабинет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад)
общеразвивающего типа № 17 «Сказка» отдела образования
администрации городаКировское
«Волшебный круг»
Коррекционное занятие
с детьми старшей группы с высоким уровнем агрессии и тревожности
Подготовила: педагог-психолог
Закропивная Ирина Игоревна
Методическое сопровождение:
Залогина Анастасия Олеговна
(в.и.о. заведующего МДОУ №17 «Сказка»)
Савицкая Людмила Васильевна
(методист ГМК)
г. Кировское
2018
Тема: «Волшебный круг» (Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем агрессии и тревожности с использованием мандалатерапии)
Цель занятия: стабилизация психо-эмоционального состояния детей с высоким уровнем агрессии и тревожности
Задачи:
Обучить детей новому способу снятия эмоционального напряжения -создание мандалы, способам работой с ней.
Формировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта, умения работать в коллективе.
Развивать эмоциональный интеллект, творческие способности, мышление, восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитывать дружеские чувства, коллективизм.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: мандала, симметричный, эмоции, неповторимый, грусть, радость, удивление, злость, страх.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, фотографии мандал в электронном варианте, звукозапись «Звуки природы» релаксационного характера, мелодия со звуками водопада;
белый круг из картона (d -18 см, 6 шт.), 2 обруча (2 шт.), строительные кубики (2 набора), краски гуашь, кисточки (6 шт.), баночки с водой (6 шт.), салфетки, рисунки мандал.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, выставка фотографий с изображением различных эмоциональных состояний, выставка образцов мандал, рисование мандал, игра «Выложи мандалу из кубиков».
Категория участников: обучащиеся страшей группы с повышенны муровнем тревожности и агрессии.
Подготовка педагога-психолога:
Проработалалитературу:
- Типовая общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
- Изучила интернет-ресурсы на сайтах:
www.maam.ru;
nsportal.ru;
infourok.ru;
compedu.ru
- Подобрала: релаксационное упражнение «Мир танцующих мандал» (2мин); музыкальное сопровождение для занятия.
- Подготовила оборудование и материалы для проведения занятия. - Отобрала детей с повышенным уровнем тревожности и агресии.
Подготовленность детей:
- дети знакомы с понятием «эмоциональное состояние», понимают слова, обозначающие эмоции: спокойствие, удивление, радость, грусть, злость;
- с детьми выполнялись упражнения на умение снимать эмоциональное напряжение.
Длительность: 25 мин.
Место проведения: кабинет педагога-психолога
Ход занятия:
Дети стоят полукругом напротив педагога-психолога.
- Ребята, доброе утро. Я очень рада вас сегодня видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия: «Я поприветствую своего соседа справа, взяв его за руки и называя ласково по имени (Я рада видеть тебя, Димочка). Он передаст моё приветствие и улыбку своему соседу справа таким же образом. И так наше приветствие обойдёт всех ребят по кругу и вернётся снова ко мне».
Дети повторяют ритуал по кругу.
- Молодцы, ребята. Давайте вспомним, как по-разному люди могут выражать свои чувства.
- А для этого посмотрите внимательно на фотографии, на которых изображены дети с разным настроением. Выберите одно фото, которое вам понравилось, и расскажите, какое настроение испытывает ребенок на фотографии. (На стене висят фотографии. Дети подходят, рассматривают фото и рассказывают, какая эмоция изображена).
- Молодцы, ребята. Дети, а когда вам плохо, что вы чувствуете? (Грусть, злость, страх).
- Когда случается что-нибудь неожиданное, какое чувство вы испытываете? (удивление)
- Когда вам хорошо, что вы чувствуете? (Радость, любовь, веселье).
- А как же избавиться от неприятных чувств? Что для этого нужно сделать? (Поиграть, порисовать, погулять, посмотреть мультики и т. п.)
- Да, ребята. Вы много способов назвали? Но я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных чувств, плохого настроения. Этот способ поможет вам успокоиться, не грустить, не злиться, не бояться. Он дарит хорошее настроение. Хотите о нем узнать?
Педагог-психолог показывает белый круг.
- Что это у меня? (Круг). Какого он цвета? (Белый)
- Да, кажется, что это обычной белый круг: совершенно простой и ничем не примечательный. Но это не так. Этот круг может стать волшебным! Знаете как?
- Если на обычный круг нанести красивый узор, например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».
- А мы с вами избавимся от неприятных эмоций с помощью рисования. Так делали дети в древней Индии: они рисовали волшебные мандалы, что помогало им справиться с негативными эмоциями.
Хотите посмотреть, как выглядит настоящая мандала? Для этого нам нужно посетить галерею, где можно увидеть самые разнообразные виды мандал. Приглашаю вас на выставку мандал. (Дети подходят к мольберту, на котором вывешены образцы мандал).
- Посмотрите, сколько разных узоров изображено на мандалах.
- Какие они? (все они яркие, красочные).
- Что вы можете сказать про эти узоры? (необычные, с повторяющимися, симметричные). Элементы узоров повторяются один или много раз? (много раз)
- Как вы думаете, если такой узор сложить пополам, то что мы увидим? Элементы при наложении друг на друга, совпадут. Такие узоры называются симметричными. Это как отражение в зеркале. Чем больше зеркал, тем больше раз повторяется элемент.
- А в какой игрушке можно увидеть подобные узоры с помощью зеркал? (калейдоскоп)
- Узоры могут быть разнообразными.
- Как вы, думаете, какое настроение было у человека, который рисовал эти мандалы? (Предположения детей).
- Как вы считаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (Красивая, необычная).
- Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать аппликацию, составлять из мозаики, из природного материала. И когда грустный человек рисует, раскрашивает мандалу или даже просто рассматривает ее, он успокаивается, у него улучшается настроение, в его душе поселяется мир и покой.
- Что случится со злым человеком? (Подобреет)
- Каким станет грустный, скучающий человек? (развеселится)
- А испуганный? (успокоиться).
- Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем. Объединитесь по три человека в команды.
- Перед вами лежат обручи. Представьте, что это ваш волшебный круг - мандала. Вам нужно выложить в волшебном кругу, красивый узор – волшебную мандалу.
Игра «Выложи мандалу из кубиков».
- Посмотрите на ваши мандалы. Какие они? (Красивые, необычные, разные).
- Дети, мы с вами сегодня побывали в галерее, увидели, какие мандалы существуют. Их очень много. Давайте, представим, что мы с вами находимся в Древней Индии. Там мы научимся избавляться от плохого настроения, создавая свою неповторимую, волшебную мандалу. Присаживайтесь за столы. У вас есть белые круги, сейчас они простые, но после того, как вы сделаете на них узор, ваш круг станет волшебным и подарит вам хорошее настроение.
Рисование «Волшебная мандала» под музыкальное сопровождение –звуки природы на индийский мотив.
Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь в виде поощрений, вопросов, советов, индивидуального показа).
- Понравилось вам рисовать мандалы? Какое настроение было у вас, когда вы рисовали мандалы? Каким волшебством обладает ваша волшебная мандала?
- Когда ваши работы высохнут, мы можем пополнить ними нашу галерею, и тогда они будут радовать не только нас, а и всех, кто на них посмотрит.
- Сейчас вам пора в группу, где вас ждёт ещё много интересных дел. Я желаю всем хорошего дня.