СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия по реабилитации и арт-терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятий по реабилитации и арт-терапии. Творчество с детьми -  пальчиковое рисование, как метод реабилитации.

Просмотр содержимого документа
«Занятия по реабилитации и арт-терапии»













  ПРОГРАММА (отрывок)

 комплексных развивающих занятий

с элементами арт-терапии

«Волшебство»

(для детей старшего дошкольного возраста)





Составила Гончаренко Е.И.







Введение


Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.)


     Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало  внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно её педагогические аспекты) остаётся одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.


     Среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогический условий. Для успешного развития изобразительных способностей необходимо:

  1. Научить ребёнка радости общения с искусством. Развить способности восприятия, эмоциональный отклик и умение анализировать увиденное;

  2. Формирование технических навыков изображения, без которых ребёнок даже с  хорошо развитым воображением не сможет создать произведения адекватное поставленной задаче;

  3. Развивать воображение;

  4. Создание благоприятного микроклимата в процессе занятий творческой деятельностью.

 Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.


 На занятиях используются следующие практики арт-терапии: рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, танец, оригами, сказку и пр. Изобразительная деятельность – мощное средство самовыражения.  Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире. 

     

     Курс состоит из 5 тематических блоков:

     1. Вводный. Диагностический.

     2. Рисование пальцами.

     3. Флоризм.

     4. Оригами.

  1. Игры с цветом.

    Каждый блок рассчитан на 5-7 занятий по 20-30 минут.


Основные задачи занятий:

   - Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

   -  Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

   - Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

   - Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

   - Развитие познавательных процессов.

   - Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

   - Расширение эмоционального опыта.

   - Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.






Коррекционно - развивающее занятие

с элементами арт-терапии
«Дерево мечты»


Цели занятия:


  • выявить уровень тревожности у детей (совместно с психологом);

  • выявить уровень и развивать воображение и абстрактное мышление;

  • коррекция социального поведения – умения работать в группе;

  • воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества;

  • развитие творческих способностей;

  • побуждать к самораскрытию через изобразительное творчество и музыку.



Упражнение 1. Настрой («разогрев»).


Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

На полу в комнате разложены листы формата А3 разного цвета, рядом с каждым разложены различные предметы в соответствующей цветовой гамме (кубики, мячи, игрушки, книги).

Участникам предлагается свободно походить по залу, прислушаться к себе, к своим эмоциям, и остановиться в пространстве того цвета, который в данный момент наиболее созвучен настроению.



Упражнение 2.  Поиск образа посредством движений под музыку.



Звучит медленная, мелодичная музыка со звуками природы.



  • Закройте  глаза и постарайтесь увидеть лес.

  • Представьте себя в образе дерева.

  • Найдите ему место среди других деревьев.

- Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками-листочками.

- Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой  кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.



Упражнение 3. Индивидуальная работа.



Выявить уровень тревожности у детей (совместно с психологом).
Анализ и расшифровка в приложении.



На каждом письменном столе лист формата А4, карандаши, фломастеры.



  • Выберите место за рабочим столом.

  • На листе бумаги нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.



Упражнение 4. Этап вербализации.



Развитие воображения, мелкой моторики, работа в коллективе.



На полу по кругу разложены листы зелёной бумаги разных оттенков по количеству участников, посередине ватман и клей.

Участники занимают места на ковре, кладут свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, задаются корректные косвенные вопросы:

- Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

- Есть ли у него друзья и враги

- Боится ли чего-нибудь это дерево?

- Грозят ли ему какие-либо опасности?

- О чем мечтает это дерево?

- Какое настроение у твоего дерева?

- Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

- За что его любят люди?

- Что снится дереву?

- Какой подарок его бы обрадовал?

- Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?

Далее участникам предлагается создать свою зелёную рощу, отрывая по контуру воображаемое дерево из цветной бумаги. (Работа выполняется пальцами.)

- Представьте, что большой лист ватмана на полу – это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить своё дерево: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (образно говоря.)

Дети размещают свои деревья на ватмане и вместе с руководителем их приклеивают.



Упражнение 6. Заключительный этап.

Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями.







Приложение



Дерево

   Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека). Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни. 
   Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная концентрация" – чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же – "дар конструктивности", "способности к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность" – "напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие". 
   Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес. 
   Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм. 
   Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни

   Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему. 
   Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу. 
   Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете. 
   Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. 
   Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы. 
   Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки. 
   Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

   Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования. 
   Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему. 
   Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций. 
   Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. 
   Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности. 
   Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. 
   Закрытая густая листва – скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом. 
   Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет. 
   Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. 
   Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Листва-сетка – уход от неприятных ощущений. Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. 
   Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол

   Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. 
   Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. 
   Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи. 
   Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно. 
   Листва тонкими линиями –тонкая чувствительность, внушаемость. 
   Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. 
   Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. 
   Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. 
   "Вермишель" – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость. 
   Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры. 
   Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
   Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. 
   Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. 
   Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. 
   Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира. 
   Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. 
   Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость. 
   Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. 
   Высота листа (страница делится на восемь частей): 
   1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет, 
   1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия, 
   3/8 – хорошие контроль и рефлексия, 
   1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты, 
   5/8 – интенсивная духовная жизнь, 
   6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов, 
   7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.



Манера изображения

   Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. 
   Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции. 
   Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). 
   Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов. 
   Пейзаж – означает сентиментальность. 
   Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

   Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. 
   Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа–спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.





Коррекционно - развивающее занятие

с элементами арт-терапии
«Жители подводного мира»


Цели занятия:


  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, тревоги, агрессии;

  • развитие сенсорного опыта;

  • расширение эмоционального опыта;

  • обучение новым приёмам рисования.





Упражнение 1. Настрой («разогрев»).


Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.


На ковре разложены игрушки из фетра и картинки морских обитателей, накрыты синей тканью.

Под звуки морского прибоя и пузырьков дети садятся в круг и закрывают глаза. Чтение стихотворения Ираиды Мордовиной.



Подводный мир... Он так прекрасен.
Веками под водою скрыт.
Лишь стайкам рыб глубины все известны,
И от того ещё сильней он нас манит.

Нас удивляет красота кораллов,
Остов фрегата думы бередит.
Верблюд двугорбый мимо проплывает,
Вглядишься – это мир морской на дне лежит.

Крылатый конь нос корабля венчает,
Секрет той гибели на дне морском сокрыт.
Повсюду нас загадка окружает.
Что море Красное ещё в себе таит?

Что нам расскажет в снах или виденьях,
А может быть, открытье подарит?
В душе моей сплошное умиленье,
Как будто путь к сокровищам лежит.

Богатства фараонов там сияют,
В суровый Рим был бурей путь закрыт.
Сапфиры Клеопатры там мерцают.
Кто знает, может мне... Нептун их подарит?

Далее детям предлагается загадать морское животное. Ткань снимается, раскладывается рядом. Дети ищут загаданное животное, и перекладывают всех морских обитателей на синюю ткань (в море).



Упражнение 2. Коллективная работа.



Развитие воображения, умение работать в коллективе, мелкой моторики.



На полу разложен ватман, краски для пальчикового рисования на каждого ребёнка, вода, салфетки, играет спокойная музыка, напоминающая звуки океана.

Дети размещаются вокруг ватмана.
- Давайте превратим на белый лист в огромный подводный мир!? Перед каждым из вас краски и салфетки, чтобы отчистить руки от красок. Я предлагаю сегодня создать океан своими руками!



Используются различные выразительные средства: пятно, точка, короткая линия, цвет, фантастический силуэт.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчик вытирается салфеткой, затем гуашь легко смывается. Ладошку ребёнок опускает в гуашь или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой рукой.



В завершении каждый участник рассказывает о своём подводном обитателе, возможно, даёт ему имя и рассказывает где и с кем он живёт и т.п.
Образцы рисунков в приложении.





Упражнение 3. Заключительный этап.

Участники обмениваются пожеланиями и прощаются.









Приложение





Пальчиковое
рисование и рисование кистью
на практике