Занятие по нравственному воспитанию во 2 классе.
Тема: «Дружба».
Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
Задачи: Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде.
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Ход занятия.
Ребята! Сегодня на занятии мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Мы уже второй год вместе. Все вы сдружились. И мне очень хочется услышать имена ваших друзей. (Учитель передает мягкую игрушку в руки некоторым детям, те называют имя друга и говорят, почему они с ним дружат, какой его друг (подруга), что они делают вместе.)
Как вы считаете, что такое дружба? (ответы детей). Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение дружбы из словаря Ожегова: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов. А кого считаем друзьями?( Выслушиваются ответы детей.) Также вам предлагаю определение из словаря Ожегова: Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Какое прекрасное слово – “дружба”! Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учителя, воспитатели, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых героев сказок и мультфильмов. Ребята назовите мне сказочных героев и с кем они дружили. (Ответы детей). А как вы считаете у Бабы Яги, Кощея, змея Горыныча друзья были? А почему у них не было друзей? ( Выслушиваются рассуждения детей). Давайте назовём те качества человека, которые необходимы для крепкой дружбы (честность, открытость, доброта, дружелюбие, заботливость, трудолюбие, искренность, аккуратность и т.п.) . Ребята, у меня есть карточки, на которых написаны различные качества людей - хорошие и плохие. (Честность Лень Аккуратность Хитрость Доброта Непослушание Заботливость Лживость Дружелюбие Зависть Злость Трудолюбие Искренность Открытость).
Ещё есть две коробки – чёрная и белая. Эти коробочки мы с вами будем сегодня наполнять. В одну мы будем складывать «темные» качества человека, а в другую – «светлые». (Дети раскладывают карточки в белую и чёрную коробки).
Теперь, я предлагаю коробочку с хорошими качествами послать Бабе Яге, Кощею и змею Горынычу, чтобы они исправились и тоже нашли себе верных друзей. А коробку с « тёмными» качествами отправить на Необитаемый остров, чтобы у людей больше их не было. Вы согласны со мною? Так и сделаем.
О дружбе есть много пословиц. Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах.
Помогите мне их собрать?
На магнитной доске только первые половинки пословиц, найдите их продолжения.
Нет друга – ищи, (а нашёл – береги).
Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
Один за всех и (все за одного).
Старый друг лучше (новых двух).
Друг познаётся (в беде).
Дружба – как стекло: (разобьёшь – не сложишь).
А сейчас немного отдохнём .Давайте вспомним песню о дружбе «Друг в беде не бросит…», включим её и потанцуем вместе повторяя движения. (Физкультминутка «Дружба»).
Мы с вами поиграем в игру «Как бы я поступил?» У вас на парте лежат карточки на которых написаны ситуации, вы должны прочитать ситуацию и обсудить в парах, как вы бы поступили в данной ситуации.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
(Дети в парах, а затем всем классом обсуждают ситуации и находят лучшее их решения.)
Давайте теперь мы с вами сформулируем законы дружбы. Запишим их и обязательно будем их соблюдать.
Законы дружбы:
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Мы сегодня узнали много нового о дружбе, что мешает нам дружить, а что помогает, Какие законы надо соблюдать, чтобы было много верных друзей.
Давайте поиграем в нашу любимую игру "Это я, это я, это все мои друзья" только она сегодня про дружбу. Я буду вас спрашивать, а вы если это про вас хором отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны, возможна ловушка.
Кому из вас я смело поручу любое дело?
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым.?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
-Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
-Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.