Тема занятия с будущими первоклассниками: «Предложение».
Цели: формировать представления о знаниях, накопленных человечеством; познакомить с предложением, его графическим изображением; учить составлять схемы к предложениям; способствовать формированию связной речи детей; развивать умение находить слова для обозначения окружающих предметов; учить классифицировать слова, обозначающие названия предметов, воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: рисунок белки, иллюстрация на тему «Осень», плакаты «Режим дня», листья со схемами, подбор картинок по темам «Игрушки» и «Учебные принадлежности».
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь в загадке:
Малышам - вторая мама, Знаний даст она немало, Научит всех трудиться, Учиться - не лениться, И считать, и писать, И лепить, и рисовать.
(Учительница.)
- Кто из вас помнит, как зовут меня - вашу учительницу.
- На какой урок вы сейчас пришли? (Урок обучения грамоте.)
Быстро время то промчится,
Коль не будешь ты лениться.
Скоро прозвенит звонок
И закончится ... (урок). (А. Кочергина)
- За урок мы многому сможем научиться.
2. Актуализация знаний.
1.Повторение алфавитной песенки. (На доске АЛФАВИТ)
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –постираем мы белье
. Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинчик быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем по мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.
Э, Ю, Я – вот и все мои друзья!
2.Описание предмета.
- Ребята, нас пригласили в гости. Отгадайте, кто?
По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, да не лисица? (Белка)
- Обозначим полоской. (На доске полоска)
- Вот она. Чтобы отправиться в лес, надо выполнить задания.
- Первое задание: ответьте на вопросы.
- Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Это устная речь.)
- Для чего служит устная речь? (Для выражения мыслей и чувств.)
- Посмотрите на рисунок.
- Какого цвета шерсть у белки?
- Что делает белка?
3. Постановка темы и цели урока.
-На уроке мы будем учиться говорить, делить нашу речь на части. Вы узнаете, как будут называться части, составляющие устную и письменную речь.
4. Новая тема.
1. Подготовка к восприятию.
-Пришли мы в лес, а дороги не знаем. Чтобы дорогу узнать, надо тему понять.
-Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?
-В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные звуки для обозначения многого из того, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и ты.
2. Знакомство с понятием «предложение» и его графическим изображением.
- Как называется то, о чем мы сейчас говорим? (Устная речь.)
-Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чем идет речь. Эти части называются предложением. Каждое предложение выражает мысль. Графически предложение изображается так.
(Показ схемы предложения).
- Куда сегодня пришли дети? (Дети пришли в школу)
- Что вы сказали? (Предложение)
- Произнесите его еще раз. Какая главная мысль у этого предложения?
Это предложение можно расширить, то есть добавить в него другие слова. (Девочки и мальчики пришли в школу с ранцами.)
Кто по-другому хотел бы это сказать? (Нарядные дети пришли в школу с ранцами и цветами.)
(Важно, чтобы дети заметили, что в конце предложения делается остановка или маленькая пауза; что одну и ту же мысль можно выразить по-разному).
5. Физкультминутка.
6. Закрепление пройденного.
- Ребята, посмотрите, какое время года в лесу? (Экран. Осень).
Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый Желто-розово-кленовый. (В.Авдиенко)
1.Составление предложений.
Составьте устно предложения по рисункам.
Экран.
2.Классификация предметов.
- Домик Белочки совсем близко, посмотрите, я что-то вижу на сучках сушенные грибочки, это её припасы на зиму. Давайте выполним следующее задание.
-Назовите предметы.
- Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные вещи.) - Перечислите игрушки.
- А теперь назовите учебные вещи.
- А какие учебные вещи есть у вас в ранцах?
3. Беседа о школьных принадлежностях и о том, как с ними нужно обращаться.
Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
- какого цвета карандаш?
В воду любит окунаться,
Краски любит одеваться,
А потом в альбом мой - скок!
– И раскрасила цветок. (Кисточка.)
- Для чего нужна кисточка?
Клетка, линейка...
Цифры, слова...
Как я стараюсь,
Покажет она. (Тетрадь.)
- Где дети учатся писать буквы?
За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нем,
И тетради, и альбом.
Ходит в школу этот дом. (Ранец.)
- Где ученик носит школьные принадлежности?
- Как нужно относиться к своим вещам?
- В чем нужно хранить мелкие школьные принадлежности?
-Ребята, а вот и белочка. Она спешит к нам с корзинкой, в которой задание для вас.
7. Физкультминутка.
8. Выполнение заданий на листочке. КАРТОЧКА.
- Напишите наклонные чёрточки.
- Овалы.
9. Подведение итогов урока
- Что мы научились делать на уроке?
- Что выражает предложение?
- О чем мы можем рассказать, составляя предложение? (Обо всем, что мы видим, чувствуем.)
- Белочка благодарит вас за работу и раздает пятерки. 