МКОУ «МПЛ № 2»
г.Кизляр
Программа курса
«Занимательная математика»
(ФГОС внеурочная деятельность)
Составитель
Абакарова Халимат Газимагомедовна
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
повышение уровня математического развития;
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
учить правильно применять математическую терминологию;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Способы отслеживания результатов
• наблюдение за детьми в ходе работы
• проведение практических работ
• выполнение творческих работ
• участие в олимпиадах, участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Материально – техническое обеспечение.
Библиотечный фонд.
1.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).
2.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.- 128с.
3.Клименко С.Ф. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной деятельности (математика): библиотека учителя начальной школы. - Армавир: АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2008.-48с.
4.Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2003.-190с.
5.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.
6.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.
Печатные пособия.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Сканер.
Принтер лазерный.
Игры и игрушки.
Настольные развивающие игры.
Электронные игры развивающего характера.
Спортивный инвентарь.
Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Занимательная математика»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планир. дата | Фактич. дата |
I год обучения |
I | История в математике | 5 | Изучать истории счета, математических знаков; Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки; Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах; Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы; Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение; Оценивать правильность составления числовой последовательности; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; | | |
1 | Как люди учились считать | 1 | | |
2 | Из истории линейки | 1 | | |
3 | Из истории цифры семь. Числа в пословицах. | 1 | | |
4 | Открытие нуля. | 1 | | |
5 | Возникновение математических знаков + и - | 1 | | |
II | Числа и операции над ними | 5 | | |
6-7 | Нахождение суммы ряда чисел | 2 | | |
8-9 | Интересные приемы устного счета | 2 | | |
10 | Задачи, связанные с нумерацией | 1 | | |
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | | |
11-12 | Числовые головоломки | 2 | | |
13-14 | Математические ребусы | 2 | | |
15 | Составление простейших математических ребусов | 1 | | |
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 8 | | |
16-17 | Задачи на сообразительность | 2 | | |
18-19 | Табличная логика | 2 | | |
20-21 | Задачи-шутки | 2 | | |
22-23 | Комбинаторные задачи | 2 | | | |
V | Геометрия вокруг нас | 5 | | |
24-25 | Задачи о квадрате | 2 | | |
26-28 | Геометрия и счет | 3 | | |
VI | Математические развлечения | 5 | | |
29 | Праздник чисел | 1 | | |
30 | Конкурс знатоков | 1 | | |
31-32 | Математические конкурсы и фокусы | 2 | | |
33 | Задачи со спичками | 1 | | |
Итого: | 33 | | |
Содержание программы 1 класс (33 часа, 1 час в неделю) Исторические сведения о математике (5ч) Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. Числа и операции над ними (6ч) Нахождение суммы ряда чисел. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Числовые головоломки. Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов. Нестандартные и занимательные задачи (8ч) Задачи на сообразительность. Табличная логика. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи. Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи, связанные с квадратом. Геометрия и счет. Математические развлечения (4ч) Праздник «Числа и знаки арифметических действий», «Конкурс знатоков». Математические загадки и фокусы. Задачи со спичками. |
2-ой год обучения | |
I | Исторические сведения о математике | 3 | Использование интересных приемов устного счета; Применение приемов, упрощающих сложение и вычитание; Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов; Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Работать с информацией; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений Нахождение периметра и площади составных фигур Изготавливать модели геометрических фигур; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами Классифицировать геометрические фигуры; | Планир. дата | Фактич. дата |
1 | Нумерация древних римлян. | 1 | | |
2 | Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика» | 1 | | |
3 | История одной копейки. Русские счеты. | 1 | | |
II | Числа и операции над ними | 7 | | |
4-6 | Интересные приемы устного счета. | 3 | | |
7-8 | Задачи, связанные с нумерацией. | 2 | | |
9-10 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание | 2 | | |
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | | |
11 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. | 1 | | |
12-13 | Числовые головоломки | 2 | | |
14-15 | Разгадывание и составление математических ребусов. | 2 | | |
16 | Приемы вычислений. | 1 | | |
17 | Разгадывание магических квадратов | 1 | | |
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 7 | | |
18 | Простейшие математические софизмы. | 1 | | |
19 | Задачи на сообразительность. | 1 | | |
20 | Задачи-смекалки. | 1 | | |
21 | Комбинаторные задачи. | 1 | | |
22 | Задачи-маршруты. | 1 | | |
23 | Задачи на переливание. | 1 | | |
24 | Олимпиадные задачи. | 1 | | |
V | Геометрия вокруг нас | 5 | | |
25-26 | Периметр и площадь составных фигур. | 2 | | |
27-29 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | | |
VI | Математические развлечения | 5 | | |
30 | Праздник «Удача». | 1 | | |
31 | По страницам «Книги рекордов Гиннеса» | 1 | | |
32 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | | |
33 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» | 1 | | |
34 | Математический КВН. | 1 | | |
Итого: | 34 | | |
Содержание программы 2 класс (34 часа, 1 час в неделю) Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты. Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов. Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи. Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием. Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги рекордов Гиннесса». МатематичКВН. |
3 год обучения |
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Планир. дата | Фактич. дата |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | | | | |
2. Как люди научились считать. | | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | | | |
3. Интересные приемы устного счёта. | | устный счёт | | | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | | | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | | работа с алгоритмами | | | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | | |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | | решение теста -кроссворда | проверочный тест | | |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | | работа с алгоритмом | контрольный тест | | |
9. Решение ребусов и логических задач. | | самостоятельная работа | мини-олимпиада | | |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | | составление схем, диаграмм | | | |
11. Загадки- смекалки. | | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | | |
12. Игра «Знай свой разряд». | | работа с таблицей разрядов | тест | | |
13. Обратные задачи. | | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | | |
14. Практикум «Подумай и реши». | | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | | | |
15.Задачи с изменением вопроса. | | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | | |
16. «Газета любознательных». | 3 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | | |
17.Решение нестандартных задач. | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | | | |
18.Решение олимпиадных задач. | | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | | |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | | |
20. Школьная олимпиада | | решение заданий повышенной трудности | | | |
21. Игра «Работа над ошибками» | | работа над ошибками олимпиадных заданий | | | |
22.Математические горки. | | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | | |
23. Наглядная алгебра. | | работа в группах: инсценирование | | | |
24.Решение логических задач. | | схематическое изображение задач | | | |
25.Игра «У кого какая цифра» | | творческая работа | | | |
26.Знакомьтесь: Архимед! | | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | | |
27.Задачи с многовариантными решениями. | | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | | | |
28.Знакомьтесь: Пифагор! | | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | | |
29.Задачи с многовариантными решениями. | | Работа в парах по решению задач | | | |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | | составление знаковых систем | тест | | |
31.Задачи с многовариантными решениями. | | индивидуальная работа | | | |
32.Математический КВН | | работа в группах | | | |
33. Круглый стол «Подведем итоги» | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование | | |
| | | | | |
ИТОГО: 34 ч.
Содержание программы 3 класс
часа, 1 час в неделю)
1.Исторические сведения о математике (3ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и операции над ними (6ч) Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3.Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов.
4.Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи.
5.Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
6.Математические развлечения (5ч) Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Четвёртый год обучения
Учебно-тематическое планирование
на четвёртый год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Планир. дата | Фактич. дата |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | разгадка «математических фокусов» | | | |
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | | групповая работа, решение нестандартных задач | | | |
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 4 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках | | |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | | | |
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» | | |
6. Игра «Удивительный квадрат». | | работа в группе, решение упражнений с квадратами | | | |
7. Преобразование фигур на плоскости. | | конструирование фигур на плоскости из различного материала | | | |
8. Задачи-смекалки. | | решение нестандартных задач | | | |
9. Симметрия фигур. | | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» | | |
10.Соединение и пересечение фигур. | | вычерчивание геометрических фигур | | | |
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» | | решение нестандартных заданий на меры длины | | | |
12.Вычисление площади фигур. | | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | | | |
13.Объём фигур. | | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта | | |
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | | решение задач на упорядочивание множеств | | | |
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. | | мини-проект «Наша детская площадка» | | | |
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 4 | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта | 4 | 4 |
17.Школьный тур олимпиады | | решение заданий повышенной трудности | | | |
18. Международная игра «Кенгуру» | | Решение нестандартных математических заданий | | | |
19. Открытие нуля. | | исследовательская работа «Почему так?» | | | |
20. Экскурсия в компьютерный класс. | | экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» | | |
21.Компьютерные математические игры. | | сообщения о домашних компьютерных математических играх | | | |
22. Конкурс знатоков (отборочный тур) | | решение нестандартных заданий | | | |
23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» | | |
24. Конкурс знатоков (итоговый тур) | | решение нестандартных заданий | | | |
25. Учимся разрешать задачи на противоречия. | | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | | | |
26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | | повторение единиц измерения | | | |
27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | | решение задач повышенной сложности | | | |
28. Сочинение «Место математики в моей жизни» | | творческая работа | | | |
ИТОГО: 34
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
1. Формирование универсальных учебных действий
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
2. Предметные результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
- понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур
Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал