МБОУ « Школа №15»
г. Ростов-на-Дону
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей русского
языка и литературы МБОУ «СОШ №15»
Протокол №
от « » августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР МБОУ
«СОШ №15»
____________ Е.И.Просина,
от « » августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №176»
____________ А.Н.Хачатурьян
Приказ №
от « » августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Занимательная грамматика»
(5 – 9 классы)
на 2022 - 2023 учебный год
количество часов в год: 34
количество часов в неделю: 1
Учитель: русского языка и литературы
МБОУ "Школа №15"
Панченко Ю.В.
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 170 часов (34 часа в год, 1 ч.в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основной образовательной программой основного общего образования. Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного школьника, их общей языковой культуре. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, совершенствуя их орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития. Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по основным разделам науки о языке, а также способствует развитию творческого потенциала учащихся. Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития. Цель программы - повысить общую языковую культуру учащихся. Задачи программы: 1) расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; 2) расширить лингвистический кругозор учащихся; 3) вызвать и развить интерес школьников к изучению русского языка; 4) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 5) способствовать формированию навыка детей самостоятельно работать с литературными источниками, СМИ и Интернет-ресурсами; 6) способствовать формированию умений учащихся создавать индивидуальные и групповые творческие проекты, проводить мини-исследования; 7) способствовать формированию у учащихся бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку; 8) способствовать формированию школьника как нравственной, интеллектуально развитой личности. Программа кружка рассчитана на учащихся 5-9 классов; учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника. Срок реализации программы: 5 лет
Результаты освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная грамматика» (5-9 класс)
5-6 класс
Изучение русского языка в основной школе обусловливает достижение следующих результатов развития:
Личностные результаты:
понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
уважительное отношение к русскому языку;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение правильно задавать вопросы.
7 класс
Личностные результаты:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
8 -9 класс
Личностные:
чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);
эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
корректировать свою деятельность;
способность к объективной самооценке.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание программы 5 класс
Раздел 1. Организационное занятие (1 час).
Великий, могучий, волшебный язык. Его роль в развитии личности.
Раздел 2. Фонетика (7 часов).
Изменение смысла слова с изменением звука. Звуки и буквы. Двойные согласные.
Буквы е и ѐ. Буквы е и э
Глухие и звонкие согласные. Мягкие и твердые согласные. Ударение.
Употребление ь и ъ.
Вопросы и задания по фонетике.
Раздел 3. Морфемика. Орфография. Культура речи (9 часов)
Состав слова. Образование слов. Родственные слова. Правописание гласных, проверяемых ударением.
Правописание гласных, не проверяемых ударением. Чередование гласных в корне.
Правописание о и ѐ после шипящих.
Беглые гласные. Чередование гласных в корне. Непроизносимые согласные. Приставки. Сложные слова. Тайны словаря.
Полминутки для шутки.
Раздел 4. Морфология (8 часов)
Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Склонение имен существительных Несклоняемые имена существительные. Чайнворд «Имя существительное». Вопросы и задачи.
Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Чайнворд «Имя прилагательное». Вопросы и задачи.
Имя числительное. Количественные числительные. Порядковые числительные. «Родственники» числительного. Вопросы и задачи.
Местоимение. Вопросы и задания.
Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глагола. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Вопросы и задания. Полминутки для шутки.
Наречие. Вопросы и задания. Знаете ли вы, что…
Раздел 4. Лексика (4 часа).
Многозначность слова. Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. Синонимы. Антонимы. Жизнь слова. Занятия по расширению словарного запаса учащихся. Игры в слова.
Раздел 5. Заключительное занятие (1 час).
класс
Фонетика. Графика. Орфография.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Инфинитив. Возвратные глаголы. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Лицо и число глаголов. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов глаголов.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных.
Имя числительное. Понятие о числительном. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.
Наречие. Понятие о наречии. Степени сравнения наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Образование наречий путем перехода слов одной части речи в другую. Слова состояния.
Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.
Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения.
класс
Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес.1ч. ( Высказывания великих людей о русском языке.
Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )
Тема 2. Необычные правила.1ч.(Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил..)
Тема 3. Путеводные звѐзды орфографии.1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)
Тема 4. Если матрѐшки не откликнулись…1ч. (Нахождение внутри слов забавных матрѐшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрѐшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?1ч..(Использование знаков в тексте. Конкурс- игра «Что там стоит?..»)
Тема 6. Хитрый звук «йот»1ч.(Роль его в речи и на письме.Работа с текстом.)
Тема 7. Слова-тёзки.1ч.(Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).
Тема 8. Различай и отличай.1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Тема 9. Поиск нужного слова.1ч.(Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)
Тема 10. Многословие.1ч.(Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм.
Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весѐлого ручейка»).
Тема 11. Каламбур и многозначность.1ч. (. Знакомство с каламбуром, многозначностью.Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тема 12. Тайно слово родилось.1ч. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)
Тема 13. Судьба слова.1ч.(Лингвистические игры.«Происхождение слов».)
Тема 14. Проще простого или сложнее сложного.1ч. (.Составление предложений.Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи.Актуальное членение.)
Тема 15. Согласуй меня и помни.1ч..(Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)
Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 17. Наречие как часть речи.. 1ч.( Наречие. Работа с деформированными текстами.
Лингвистическое лото.)
Тема 18. Образование бывает разным.. 1ч.(Способы образования наречий.Решение лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Разряд, становись в ряд!. 1ч. (Разряды наречий .Употребление наречий в тексте.
Кроссворды.)
Тема 20. Узнай меня по суффиксу!. 1ч.(Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса.Наречия в загадках.)
Тема 21. Некогда или никогда?.. 1ч.(Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом.
Игра «Кто быстрее?»).
Тема 22. Затруднительное состояние.1ч.(Слова категории состояния: их виды и применение.Дидактические упражнения)
Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч.(Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом. )
Тема 24. Употреби меня со словом.1ч.(Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)
Тема 25. То же, так же иль за то?1ч.(Правописание союзов.Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)
Тема 26. Соединю простое в сложное.1ч.(Роль союзов в тексте.Построение текстов.) Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч.(Разряды частиц.Игры на внимание.)
Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч.(Значение и роль частицы в тексте.Конкурс на восстановление деформированного текста)
Тема 29. Будешь вежлив ты со мной..1ч. (Слова вежливости, междометия.Создаѐм ребусы.)
Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лѐжа на боку!»1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)
Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч.(Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)
Тема 32. «Стильная речь»1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности.Конкурс вежливых.)
Тема 33. Типы речи или типы в речи.1ч. (.Работа с текстами, определение типов речи) Тема 34. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1ч.
класс
Введение. Речь. 2ч.
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Высказывания о русском языке.Пословицы и поговорки о родном языке.).
Тема 2. Типы речи или типы в речи. Проектная работа. (Работа с текстами, определение типов речи).
Орфография. 6ч.
Тема 3. Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание Н и НН в разных частях речи).
Тема 5. Путеводные звѐзды орфографии. (Рассказ об этимологии.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 6. Слитно, раздельно или через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 7. Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.Трудные случаи написания.).
Тема 8. Различай и отличай. Проектная работа. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов, их отличия).
Морфология. 5 ч.
Тема 9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи.).
Тема 10. Тайна в имени твоѐм.(Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Тема 11. Именная родня. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение.Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Тема 12. Братство глагольное.(Глагол, причастие и деепричастие.Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз, частица.Их применение и употребление в речи и на письме.).
Синтаксис и пунктуация. 18 ч.
Тема 14. Сочетание или словосочетание?(Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи.Работа с текстами.)
Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй…(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.).
Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). Тема 17. Это непростое простое предложение. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях и для усиления выразительности речи.).
Тема 18. Главнее главного. (Подлежащее и способы его выражения).
Тема 19. Действую по-разному.(Сказуемое и способы его выражения.Виды сказуемых.). Тема 20. Определяй и дополняй. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении.Частота употребления определений в загадках.)
Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его роль в предложении.Работа с текстом).
Тема 22. Назывные именные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные.(Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Тема 24. Тройное доказательство родства. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. Соединю родных и разделю.(Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения.Однородные и неоднородные определения.).
Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)
Тема 27. Водные или вводные.(Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.).
Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.(Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания.).
Тема 29. Обособим мы тебя.(Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с текстом.).
Тема 30. Квадратное обособление.(Основные принципы обособления слов в речи и на письме.Обособление второстепенных членов предложения.)
Тема 31. Распространѐнные одиночки. Проектная работа. ( Обособление приложения, распространѐнного и нераспространѐнного.).
Прямая и косвенная речь. 3 ч.
Тема 32. Скажи прямо, не молчи… (Построение прямой речи, виды речи.Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)
Тема 33. Косвенно чужая речь. Проектная работа. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно.Работа с текстами, определение видов речи).
Тема 34. Итоговое занятие.
класс
Введение (1час)
Роль языка в развитии личности Дорога к письменности (2 часа) Как обходились без письма?
Древние письмена.
Кто-кто в алфавите живѐт? (5 часов)
Как возникла наша письменность? Меня зовут фонема.
Для всех ли фонем есть буквы?
В путь за «главным» правилом! (4 часа)
Тайна фонемы.
Опасные согласные.
На сцене гласные.
«Фонемные» и «нефонемные» правила. (4 часа)
«Фонемы повелевают буквами»
Правило о непроизносимых согласных -«фонемное»!
«Нефонемное» правило.
Как запомнить правило? ( 4 часа)
Волшебное средство - «самоинструкция».
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.
Память и грамотность. (2 часа) Из чего строятся слова? (3 часа) Строительная работа морфем.
Где же хранятся слова? Смотри в корень! (5 часов) Слова «родственники».
Кто командует корнями? Корень и «главное» правило. Защита индивидуальной работы Итоговое занятие (1час)
Выпускник научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Данная программа предусматривает реализацию междисциплинарных программ. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются следующие результаты:
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Тематическое планирование
(5 класс - 34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие | 1 |
2 | Фонетика | 7 |
3 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 9 |
4 | Морфология | 9 |
5 | Лексика | 6 |
6 | Заключительное занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно -тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел, тема занятия | Количес тво часов | Дата | ЭОР |
1. | Организационное занятие | 1 | | https://kopilkaurokov.ru |
2. | Фонетика (7 часов) Изменение смысла слова с изменением звука. Звуки и буквы. Двойные согласные. | 1 | | https://obuchalka.org |
3- 4. | Буквы е и ѐ. Буквы е и э. Употребление ь и ъ. | 2 | | http://new.gramota.ru |
5. | Глухие и звонкие согласные. | 1 | | https://interneturok.ru |
6. | Мягкие и твердые согласные. | 1 | | http://www.youtube.com |
7. | Ударение. | 1 | | https://www.yaklass.ru |
8. | Вопросы и задания по фонетике. | 1 | | https://infourok.ru |
9. | Морфемика. Орфография. Культура речи (9 часов) Состав слова. Образование слов. Родственные слова. | 1 | | https://interneturok.ru |
10. | Правописание гласных, проверяемых ударением. | 1 | | https://rus.1sept.ru |
11. | Правописание гласных, не проверяемых ударением. | 1 | | https://rus.1sept.ru |
12. | Чередование гласных в корне. | 1 | | https://rus.1sept.ru |
13. | Правописание о и ѐ после шипящих. | 1 | | https://obrazovaka.ru |
14- 15 | Беглые гласные. Чередование гласных в корне. Непроизносимые согласные. | 2 | | https://rus.1sept.ru |
16. | Приставки. Сложные слова. Тайны словаря. | 1 | | https://interneturok.ru |
17. | Полминутки для шутки. | 1 | | https://infourok.ru |
18- 19. | Морфология (9 часов) Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Чайнворд «Имя существительное». Вопросы и задачи. | 2 | | https://interneturok.ru https://russkiiyazyk.ru http://russkiy-na-5.ru http://www.youtube.com |
20- 21 | Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Чайнворд «Имя прилагательное». Вопросы и задачи. | 2 | | https://interneturok.ru https://russkiiyazyk.ru http://russkiy-na-5.ru http://www.youtube.com |
22. | Имя числительное. Количественные числительные. Порядковые числительные. «Родственники» числительного. Вопросы и задачи. | 1 | | https://interneturok.ru https://russkiiyazyk.ru http://russkiy-na-5.ru http://www.youtube.com |
23- 24. | Местоимение. Вопросы и задания. | 2 | | https://interneturok.ru https://russkiiyazyk.ru http://russkiy-na-5.ru http://www.youtube.com |
25- 26. | Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глагола. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Вопросы и задания. Полминутки для шутки. | 2 | | https://interneturok.ru https://russkiiyazyk.ru http://russkiy-na-5.ru http://www.youtube.com |
27. | Наречие. Вопросы и задания. Знаете ли вы, что… | 1 | | https://interneturok.ru https://russkiiyazyk.ru http://russkiy-na-5.ru http://www.youtube.com |
28- 29. | Лексика (6 часов) Многозначность слова. Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. Синонимы. Антонимы. | 2 | | https://nsportal.ru |
30- 31 | Жизнь слова. Занятия по расширению словарного запаса учащихся. | 2 | | https://nsportal.ru |
32- 33 | Игры в слова. | 2 | | https://igroutka.ru |
34. | Заключительное занятие (1 час) | 1 | | https://kopilkaurokov.ru |
| Итого | 34 | | |
Тематическое планирование
(6 класс - 34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие. О любой, в частности русской, орфографии. | 1 |
2 | Веселые правила | 1 |
3 | Части речи | 13 |
4 | Слово... словосочетание... предложение | 18 |
6 | Заключительное занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | ЭОР |
1 | О любой, в частности русской, орфографии. | 1 | | https://infourok.ru |
2 | Весѐлые правила. | 1 | | https://russkiypro.com |
3 | Части речи и …послание капитана Гранта. | 1 | | https://nsportal.ru |
4 | О чем говорят имена падежей. | 1 | | https://multiurok.ru |
5 | Если упали ножницы...(О роде и числе существительных) | 1 | | https://infourok.ru |
6 | Какого цвета платье было на старой графине? | 1 | | https://nsportal.ru |
7 | Не с глаголами в стране невыученных уроков | 1 | | https://infourok.ru |
8 | Куда наклоняется глагол? | 1 | | https://multiurok.ru |
9 | О прямых и переносных значениях в морфологии | 1 | | https://nsportal.ru |
10 | Загадочная часть речи | 1 | | https://nsportal.ru |
11 | Осторожно: местоимения? | 1 | | https://infourok.ru |
12 | Муравьи нашей грамматики | 1 | | https://nsportal.ru |
13 | Почему «пять» - числительное? | 1 | | https://znanija.site |
14 | Открываем лингвистические Америки | 1 | | http://kuroku77777.blogspot.com |
15 | Маленькие истории о словах с большой буквы | 1 | | https://infourok.ru |
16 | Слово + слово = ? | 1 | | https://nsportal.ru |
17 | Слово... словосочетание... предложение | 1 | | http://kuroku77777.blogspot.com |
18 | В поисках подлежащего | 1 | | http://kuroku77777.blogspot.com |
19 | Многоликое многоточие | 1 | | https://multiurok.ru |
20 | Вопрос? Вопрос... Вопрос | 1 | | https://infourok.ru |
21 | От утѐнка до кавычек | 1 | | https://nsportal.ru |
22 | Еще раз о знаках препинания | 1 | | http://kuroku77777.blogspot.com |
23 | Внимание: обращение | 1 | | https://infourok.ru |
24 | Скорая орфографическая помощь | 1 | | https://infourok.ru |
25 | Необычные правила | 1 | | https://infourok.ru |
26 | Фокусы местоимений | 1 | | https://infourok.ru |
27 | Путеводные звезды орфографии | 1 | | https://multiurok.ru |
28 | На помощь приходят... матрешки | 1 | | https://nsportal.ru |
29 | Прописная или строчная? | 1 | | https://infourok.ru |
30 | Если матрѐшки не откликнулись... | 1 | | http://shkola-4.ru |
31 | Необычные вопросы | 1 | | https://multiurok.ru |
32 | Когда верблюдов много, а снега мало | 1 | | https://nsportal.ru |
33 | Император и пирожное | 1 | | https://nsportal.ru |
34 | | | 1 | | https://урок.рф |
Что значит владеть языком? |
| Итого | 34 | | |
Тематическое планирование
(6 класс - 33 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Орфография | 5 |
3 | Лексическая стилистика | 7 |
4 | Грамматика . Морфология и синтаксис. Предложение | 2 |
6 | Морфология. Наречие | 5 |
7 | Слова категории состояния | 1 |
8 | Предлог | 2 |
9 | Союз | 2 |
10 | Частица | 2 |
11 | Междометие | 2 |
12 | Культура речи | 3 |
13 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 33 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ темы | Раздел, тема занятия | Количество часов | Дата | ЭОР |
1 | Введение (1ч.) Язык и речь - чудо из чудес. | 1 | | |
2 | Орфография 5ч. Необычные правила. | 1 | | |
3 | Путеводные звѐзды орфографии. | 1 | | |
4 | Если матрѐшки не откликнулись… | 1 | | |
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 | | |
6 | Хитрый звук «йот» | 1 | | |
7 | Лексическая стилистика. 7 ч. Слова-тѐзки. | 1 | | |
8 | Различай и отличай. | 1 | | |
9 | Поиск нужного слова. | 1 | | |
10 | Многословие. | 1 | | |
11 | Каламбур и многозначность. | 1 | | |
12 | Тайно слово родилось. | 1 | | |
13 | Судьба слова. | 1 | | |
14 | Грамматика . Морфология и синтаксис. Предложение. 2ч. Проще простого или сложнее сложного. | 1 | | |
15 | Согласуй меня и помни. | 1 | | |
16 | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 | | |
17 | Морфология. Наречие .5 ч. Наречие как часть речи. | 1 | | |
18 | Образование бывает разным. | 1 | | |
19 | Разряд, становись в ряд! | 1 | | |
20 | Узнай меня по суффиксу! | 1 | | |
21 | Некогда или никогда? | 1 | | |
22 | Слова категории состояния 1ч. Затруднительное состояние. | 1 | | |
23 | Предлог 2 ч. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | | |
24 | Употреби меня со словом. | 1 | | |
25 | Союз 2ч. То же, так же иль за то? | 1 | | |
26 | Соединю простое в сложное. | 1 | | |
27 | Частица 2 ч. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 | | |
28 | Не могу не знать = я знаю! | 1 | | |
29 | Междометие 2 ч. Будешь вежлив ты со мной. | 1 | | |
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лѐжа на боку!» | 1 | | |
31 | Культура речи 3 ч. Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | | |
32 | «Стильная речь» | 1 | | |
33 | Типы речи или типы в речи. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие 1ч.Защита проекта. | 1 | | |
| Итого | 33 | | |
Тематическое планирование
(8 класс - 34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Введение. Речь | 2 |
2 | Орфография | 6 |
3 | Морфология | 5 |
4 | Синтаксис и пунктуация | 18 |
6 | Прямая и косвенная речь | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата | ЭОР |
1 | Введение. Речь. 2ч. Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | | |
2 | Типы речи или типы в речи. Проектная работа. | 1 | | |
3 | Орфография. 6ч. Необычные правила. | 1 | | |
4 | Н+Н=НН. Одна н и нн в разных частях речи. | 1 | | |
5 | Путеводные звѐзды орфографии. | 1 | | |
6 | Слитно, раздельно или через дефис? | 1 | | |
7 | Не и Ни бывают в слове. | 1 | | |
8 | Различай и отличай. Проектная работа. | 1 | | |
9 | Морфология. 5 ч. Морфологическая семейка. | 1 | | |
10 | Тайна в имени твоѐм. | 1 | | |
11 | Именная родня. | 1 | | |
12 | Братство глагольное. | 1 | | |
13 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа. | 1 | | |
14 | Синтаксис и пунктуация. 18 ч. Сочетание или словосочетание? | 1 | | |
15 | Примыкай, управляй, согласуй… | 1 | | |
16 | Работа над проектом. | 1 | | |
17 | Это непростое простое предложение. | 1 | | |
18 | Главнее главного. | 1 | | |
19 | Действую по-разному. | 1 | | |
20 | Определяй и дополняй. | 1 | | |
21 | Где? Когда? Куда? Откуда? | 1 | | |
22 | Назывные именные. | 1 | | |
23 | Личные отличные. | 1 | | |
24 | Тройное доказательство родства. | 1 | | |
25 | Соединю родных и разделю. | 1 | | |
26 | Обратись ко мне красиво! | 1 | | |
27 | Водные или вводные. | 1 | | |
28 | Сочетай, конструируй и вставляй. | 1 | | |
29 | Обособим мы тебя. | 1 | | |
30 | Квадратное обособление. | 1 | | |
31 | Распространѐнные одиночки. Проектная работа. | 1 | | |
32 | Прямая и косвенная речь. 3 ч. Скажи прямо, не молчи… | 1 | | |
33 | Косвенно чужая речь. Проектная работа. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие за год. | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
Тематическое планирование
(9 класс - 32 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Дорога к письменности | 2 |
3 | Кто-кто в алфавите живѐт? | 5 |
4 | В путь за «главным» правилом! | 4 |
6 | «Фонемные» и «нефонемные» правила | 4 |
7 | Как запомнить правило? | 4 |
8 | Память и грамотность | 2 |
9 | Из чего строятся слова? | 3 |
10 | Смотри в корень! | 5 |
11 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 32 |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата | ЭОР |
1 | Введение (1час) Роль языка в развитии личности | 1 | | |
2 | Дорога к письменности (2 часа) Как обходились без письма? | 1 | | |
3-4 | Древние письмена. | 2 | | |
5-6 | Кто-кто в алфавите живѐт? (5 часов) Как возникла наша письменность? | 2 | | |
7 | Меня зовут фонема. | 1 | | |
8- 9 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | | |
10 | В путь за «главным» правилом! (4 часа) Тайна фонемы. | 1 | | |
11- 12 | Опасные согласные. | 2 | | |
13 | На сцене гласные. | 1 | | |
14 | «Фонемные» и «нефонемные» правила. (4 часа) «Фонемы повелевают буквами» | 1 | | |
15- 16 | Правило о непроизносимых согласных -«фонемное»! | 2 | | |
17 | «Нефонемное» правило. | 1 | | |
18- 19- 20 | Как запомнить правило? ( 4 часа) Волшебное средство - «самоинструкция». | 3 | | |
21 | Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. | 1 | | |
22- 23 | Память и грамотность. (2 часа) | 2 | | |
24- 25 | Из чего строятся слова? (3 часа) Строительная работа морфем. | 1 | | |
26 | Где же хранятся слова? | 1 | | |
27- 28 | Смотри в корень! (5 часов) Слова «родственники». | 2 | | |
29 | Кто командует корнями? | 1 | | |
30- 31 | Корень и «главное» правило. | 2 | | |
32- 33 | Защита индивидуальной работы | 2 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
| Итого | 32 | | |