МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Бурятия
МО "Селенгинский район"
МБОУ Харганатская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
«Занимательная информатика»
5–6 классы
Автор-составитель
Цыденова Д.А.
Учитель математики и информатики
2023-2024г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Общая характеристика учебного курса | 5 |
Место занятий внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в школьном учебном плане | 6 |
Содержание курса «Занимательная информатика» и учебно- тематическое планирование разделов | 6 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования | 9 |
Используемый учебно-методический комплекс | 13 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная информатика» 5 класс | 15 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная информатика» 6 класс | 19 |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» относится к общеинтеллектуальному направлению и составлена на основе обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) и соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы и Примерной программы воспитания.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» является частью ООП ООО МБОУ Харганатская СОШ им. Д.Д.Лубсанова и составлена в соответствии с «Положением о разработке рабочих программ и учебных курсов» МБОУ Харганатская СОШ им. Д.Д.Лубсанова.
Программа составлена для учащихся 5-6 классов. На изучение курса отведено 1 час в неделю, длительность освоения 2 года. Общее количество часов - 68 (5 класс- 34 часа, 6 класс - 34 часа).
Программа курса «Занимательная информатика» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, музыки, литературы, истории) в освоении различных видов и техник искусства, состоит из 5 разделов:
-
«Основы компьютерной графики» (5 класс, 12 часов).
-
«Создание презентаций в среде РowerPoint» (5 класс, 10 часов)
-
«Основы издательской деятельности в Publisher» (5 класс, 12 часов; 6 класс 12 часов)
-
«Текстовый процессор Microsoft Word» (6 класс, 12 часов)
-
«Работа в программе Movie Maker» (6 класс, 10 часов)
Новые задачи системы образования заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, связав его с практической деятельностью.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Одним из важных аспектов модернизации современного российского образования является информатизация образования. Сегодня учителям необходимо использовать информационно - компьютерные технологии для повышения интереса обучающихся к предмету.
Настоящая программа создает условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Цели и задачи овладения курса
Цель: формирование самостоятельного мышления, развития фантазии и практического воплощения своих творческих идей, используя возможности персонального компьютера. Задачи курса:
-
способствовать овладению обучающихся приемами работы на компьютере;
-
познакомить с основами знаний в области компьютерной графики, текстового редактора;
-
прививать детям видение красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.
-
способствовать формированию сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию;
-
способствовать раскрытию творческих способностей, подготовки к художественно- эстетическому восприятию окружающего мира;
-
прививать интерес к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
-
способствовать развитию композиционного мышления, художественного вкуса;
-
способствовать развитию коммуникативных способностей.
-
способствовать формированию нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Для активизации деятельности обучающихся используются такие формы обучения, как занятия:
-
игры,
-
конкурсы,
-
совместное творчество,
-
дни свободно творчества,
-
выставки.
Особенности организации внеурочного занятия
Формы и методы содержания обучения по данной программе должны реализовываться в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия проводятся один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами здоровьесбережения «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 10–15 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 40 минут.
Срок реализации программы – 2 года. Формы организации работы с детьми:
Основные методы обучения
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы воспитанники должны:
-
знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
-
выбирать и загружать нужную программу;
-
уметь работать в графических редакторах, с использованием компьютера;
-
иметь навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Способы их проверки:
-
педагогическое наблюдение,
-
контрольные задания,
-
контрольные срезы знаний, умений и навыков,
-
анализ роста умений и навыков.
Формы подведения итогов:
В рамках предмета «Информатика» так подробно не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучении материала курса.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
-
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
-
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Курс внеучебных занятий по информатике «Занимательная информатика» занимает важное место в системе общего образования. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации.
Кроме того, пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 и 6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
В рамках внеурочных занятий по информатике используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности) формы работы учащихся.
Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.
Место занятий внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в школьном учебном плане
Внеурочная деятельность по информатике и ИКТ в 5-6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов
– освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» предназначена для обучающихся 5-6 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Занятия проводятся в кабинете информатики. Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьников.
Согласно базисному учебному плану, ФГОС изучение предмета «Информатика» предполагается в 7 – 11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5,6 классах в рамках внеурочной деятельности.
Реализация данной рабочей программы внеурочной деятельности ориентирована на 5 - 6 классы – 34 часа в год; 1 час в неделю.
Содержание курса «Занимательная информатика»
- год обучения (34 часа – 1 час в неделю)
Введение (1 ч.)
Основы компьютерной графики (12 ч.)
Введение в компьютерную графику. Графический редактор Paint. Инструменты графического редактора. Создание простейших рисунков. Действия над фрагментами рисунка (повороты и отражения фрагментов рисунка). Создание сложных рисунков. Работа с текстом. Атрибуты текста. Технология создания открыток, коллажей.
Создание презентаций в среде РowerPoint (10 ч.)
Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Анимация. Возможности настройки анимации.
Основы издательской деятельности в Publisher (12 ч.)
Основные функции Publisher. Работа с текстом. Включение графики в макет публикации. Вставка фотографий и рисунков. Изменение размеров и положения рисунка на странице. Обтекание графического изображение. Создание открытки, буклета. Сохранение публикации.
- год обучения (34 часа – 1 час в неделю)
Введение (1 ч.)
Основы издательской деятельности в Publisher (12 ч.)
Знакомство с публикациями. Структурирование материала в публикациях. Разработка этапов работы. Создание эскиза газеты. Тематический подбор материала. Обработка
текстового и графического материала средствами MS Publisher. Верстка издания. Презентация проекта.
Текстовый процессор Microsoft Word (12 ч.)
Интерфейс текстовых редакторов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Правила ввода текста. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Работа с встроенными графическими примитивами в текстовом редакторе Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Работа в программе Movie Maker (10 ч.)
Основные функции Movie Maker. Импорт изображений. Импорт звука или музыки. Запись с видеоустройства. Монтаж. Создание фильма.
Учебно-тематическое планирование разделов
«Основы компьютерной графики», «Создание презентаций в среде РowerPoint»,
«Настольная издательская система Publisher» (1 год обучения – 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Теория | Практические занятия |
1 | Введение (1 ч.) | 1 | |
Основы компьютерной графики (12 ч.) |
2 | Интерфейс графического редактора Paint | 0,5 | 0,5 |
3 | Инструменты рисования. Настройка инструментов. Палитра. | 0,5 | 0,5 |
4 | Создание рисунка «Пейзаж» | 0,5 | 0,5 |
5 | Фрагмент рисунка. Действия над фрагментом | 0,5 | 0,5 |
6 | Создание рисунка из типовых объектов | 0,5 | 0,5 |
7 | Создание рисунка с элементами декоративно- прикладного искусства. | 0,5 | 0,5 |
8 | Работа с текстом. Атрибуты текста. | 0,5 | 0,5 |
9 | Создание открытки на выбранную тему | 0,5 | 0,5 |
10 | Создание рисунка из пикселей | 0,5 | 0,5 |
11 | Создание коллажа | 0,5 | 0,5 |
12 | Индивидуальный проект | | 1 |
13 | Индивидуальный проект | | 1 |
Создание презентаций в среде РowerPoint (10 ч.) |
14 | Знакомство с интерфейсом Power Point | 0,5 | 0,5 |
15 | Создание и дизайн слайдов | 0,5 | 0,5 |
16 | Работа с объектами в презентации | 0,5 | 0,5 |
17 | Создание презентации «Скакалочка» | 0,5 | 0,5 |
18 | Анимация в презентации | 0,5 | 0,5 |
19 | Создание презентации «Времена года» | 0,5 | 0,5 |
20 | Сбор материала для презентации | | 1 |
21 | Создание презентации на выбранную тему | | 1 |
22 | Работа над проектом | | 1 |
23 | Представление и защита презентации | 1 | |
Основы издательской деятельности в Publisher (12 ч.) |
24 | Знакомство с интерфейсом Publisher | 0,5 | 0,5 |
25 | Ввод и редактирование текста | 0,5 | 0,5 |
26 | Форматирование текста | 0,5 | 0,5 |
27 | Работа с иллюстрациями. Изменение свойств рамки | 0,5 | 0,5 |
28 | Совместное размещение текста и графики | 0,5 | 0,5 |
29 | Создание открытки | | 1 |
30 | Создание визитки | 0,5 | 0,5 |
31 | Буклет | 0,5 | 0,5 |
32 | Выбор темы буклета. Сбор материала | | 1 |
33 | Создание буклета | | 1 |
34 | Представление и защита буклета | 1 | 1 |
| | 13,5 | 20,5 |
| Итого | 34 |
Учебно-тематическое планирование разделов
«Основы издательской деятельности в Publisher», «Текстовый процессор Microsoft Word», «Работа в программе Movie Maker»
(2 год обучения – 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Теория | Практические занятия |
1 | Введение (1 ч.) Роль и функции СМИ в современном мире. Роль школьной газеты | 1 | |
Основы издательской деятельности в Publisher (12 ч.) |
2 | Знакомство с примерами школьных газет | 0,5 | 0,5 |
3 | Структурирование материала | 0,5 | 0,5 |
4 | Редактирование публикации | 0,5 | 0,5 |
5 | Создание информационного бюллетеня о правильном питании | 0,5 | 0,5 |
6 | Создание информационного бюллетеня «Нет!» - вредным привычкам!» | 0,5 | 0,5 |
7 | Этапы создания газеты | 0,5 | 0,5 |
8 | Эскиз газеты | 0,5 | 0,5 |
9 | Тематический подбор материала | | 1 |
10 | Обработка текстового и графического материала средствами MS Publisher | 0,5 | 0,5 |
11 | Верстка издания | | 1 |
12 | Работа над проектом | | 1 |
13 | Презентация выпуска | 1 | |
Текстовый процессор Microsoft Word (12 ч.) |
14 | Интерфейс текстового процессора Word. Правила набора текста. | 0,5 | 0,5 |
15 | Редактирование текста | 0,5 | 0,5 |
16 | Форматирование символов | 0,5 | 0,5 |
17 | Форматирование абзацев | 0,5 | 0,5 |
18 | Стилевое форматирование | 0,5 | 0,5 |
19 | Списки, таблицы, специальные символы | 0,5 | 0,5 |
20 | Графические объекты в тексте | 0,5 | 0,5 |
21 | Поиск и замена по тексту | 0,5 | 0,5 |
22 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 0,5 | 0,5 |
23 | Создаем векторные изображения | 0,5 | 0,5 |
24 | Индивидуальный проект на свободную тему | | 1 |
25 | Индивидуальный проект на свободную тему | | 1 |
Работа в программе Movie Maker (10 ч.) |
26 | Назначение, сущность и возможности программы Movie Maker | 0,5 | 0,5 |
27 | Состав окна программы Movie Maker. Запуск программы, сохранение файла видеофрагмента | 0,5 | 0,5 |
28 | Этапы монтажа фильма. Режимы разрезания и склеивания кадров видеоролика | 0,5 | 0,5 |
29 | Монтаж простого фильма из статических изображений | 0,5 | 0,5 |
30 | Использование плавных переходов между кадрами | 0,5 | 0,5 |
31 | Добавление комментариев. Наложение фоновой музыки | 0,5 | 0,5 |
32 | Создание титров, используя статичные изображения. | 0,5 | 0,5 |
33 | Создание видеоролика из фото и картинок | | 1 |
34 | Презентация видеоролика | 1 | 1 |
| Итого | 11 | 23 |
34 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса внеурочной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
-
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
-
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
-
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готов- ность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
-
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляю щих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
-
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
-
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
-
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
Трудовое воспитание:
-
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки ин- форматики и научно-технического прогресса;
-
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
-
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том. числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными , регулятивными.
Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
-
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
-
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
-
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия Общение:
-
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним: составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
-
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
-
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
-
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
-
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:
-
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
-
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
-
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
-
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
-
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
-
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
Принятие себя и других:
Используемый учебно-методический комплекс
Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса входит в состав учебно- методического комплекса (УМК) по информатике для 5класса. В состав УМК входят учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7». Учебник «ИНФОРМАТИКА» для 5-ых классов автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Материал учебника структурирован по четырём главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере и компьютерный практикум. Учебник «Информатика-5» составляет пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере.
Тематическое планирование курса «Информатика-5» было составлено на основе следующих документов:
-
Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : Просвещение/Бином, 2016. – 88 с. : ил. – ( Программы и планирование).
-
Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 184 с. : ил.
-
Босова Л.Л. Информатика : учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2020. – 224 с. : ил.
-
Босова Л.Л. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 384 с.: ил.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 88 c.: ил.
-
Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь в 2-х частях для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 4-е изд. – М . : Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 104 с. : ил.
-
Мирончик Е.А. Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5 – 6 классы / Е.А. Мирончик, И.Д. куклина, Л.Л. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2018. – 128 с. : ил.
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства
-
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
-
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
-
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
-
Доска.
Программные средства
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАРГАНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. Д.Д.ЛУБСАНОВА
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения МО учителей естественно-математического цикла Протокол №1от 30.08.23 г. Руководитель МО _________ Д.А.Цыденова | «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета МБОУ Харганатская СОШ им. Д.Д.Лубсанова Протокол №1от 31.08.23 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________ Ч.А.Цыденов Приказ № 43/1 От «31» августа 2023 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная информатика» |
Предметная область | Математика и информатика |
Учебный предмет | Информатика | |
Класс | 5 | |
Учитель: | Цыденова Д.А | |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» на 2022 – 2023 учебный год 5 класс
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Дата | Основные направления воспитательной деятельности | Экология | Коррект ировка |
План | Факт |
1 | Введение (1 ч.) | | | | Патриотическое. Гражданское и духовно- | Развитие творческого мышления, умения | |
| | нравственное. Ценности | предвидеть возможные |
| | научного познания и | последствия |
| | практической деятельности. | природообразующей |
| | | деятельности человека |
Основы компьютерной графики (12 ч.) |
2 | Интерфейс графического редактора | 1 | | | Патриотическое воспитание. Духовно- нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда. Воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края. | Экологическое воспитание. Ученик отвечает на вопросы: Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной край? Подготовка учащихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор обучающихся в других областях, в частности – экологии; формирование | |
| Paint | |
3 | Инструменты рисования. Настройка | 1 | | | |
| инструментов. Палитра. | |
4 | Создание рисунка «Пейзаж» | 1 | | | |
5 | Фрагмент рисунка. Действия над | 1 | | | |
| фрагментом | |
6 | Создание рисунка из типовых объектов | 1 | | | |
7 | Создание рисунка с элементами | 1 | | | |
| декоративно-прикладного искусства. | |
8 | Работа с текстом. Атрибуты текста. | 1 | | | |
9 | Создание открытки на выбранную тему | 1 | | | |
10 | Создание рисунка из пикселей | 1 | | | |
11 | Создание коллажа | 1 | | | | экологического сознания и экологической культуры у учащихся на уроках информатики | |
12 | Индивидуальный проект | 1 | | | |
13 | Индивидуальный проект | 1 | | | |
Создание презентаций в среде РowerPoint (10 ч.) |
14 | Знакомство с интерфейсом Power Point | 1 | | | Гражданское воспитание. Трудовое воспитание. Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе. Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. | В программе PowerPoint можно создавать презентации на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборка материала по одной из предложенных тем или тема, выбранная по желанию. Вырабатываются привычки и соблюдение нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде. Становление умений контролировать свое поведение, предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья. | |
15 | Создание и дизайн слайдов | 1 | | | |
16 | Работа с объектами в презентации | 1 | | | |
17 | Создание презентации «Скакалочка» | 1 | | | |
18 | Анимация в презентации | 1 | | | |
19 | Создание презентации «Времена года» | 1 | | | |
20 | Сбор материала для презентации | 1 | | | |
21 | Создание презентации на выбранную тему | 1 | | | |
22 | Работа над проектом | 1 | | | |
23 | Представление и защита презентации | 1 | | | |
Основы издательской деятельности в Publisher (12 ч.) |
24 | Знакомство с интерфейсом Publisher | 1 | | | Ценности научного познания. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач. Решает задачи совместного познания, т. е. обучения в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы; воспитанию чувства партнерства и ответственности. Развивается коммуникативность: навыки общения при проведении телекоммуникационных проектов. | Формирование интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремление оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания. Возникновение эмоциональных реакций при встрече с прекрасным. Умение передать эти чувства в доступных видах творчества. Воспитание культуры поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу. Формирование потребности и умения воспринимать красоту природы; | |
25 | Ввод и редактирование текста | 1 | | | |
26 | Форматирование текста | 1 | | | |
27 | Работа с иллюстрациями. Изменение свойств рамки | 1 | | | |
28 | Совместное размещение текста и графики | 1 | | | |
29 | Создание открытки | 1 | | | |
30 | Создание визитки | 1 | | | |
31 | Буклет | 1 | | | |
32 | Выбор темы буклета. Сбор материала | 1 | | | |
33 | Создание буклета | 1 | | | |
34 | Представление и защита буклета | 1 | | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАРГАНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. Д.Д.ЛУБСАНОВА
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения МО учителей естественно-математического цикла Протокол №1от 30.08.23 г. Руководитель МО _________ Д.А.Цыденова | «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета МБОУ Харганатская СОШ им. Д.Д.Лубсанова Протокол №1от 31.08.23 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________ Ч.А.Цыденов Приказ № 43/1 От «31» августа 2023 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная информатика» |
Предметная область | Математика и информатика |
Учебный предмет | Информатика | |
Класс | 6 | |
Учитель: | Цыденова Д.А | |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» на 2022 – 2023 учебный год 6 класс
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Дата | Основные направления воспитательной деятельности | Экология | Коррект ировка |
План | Факт |
1 | Введение (1 ч.). Роль и функции СМИ в современном мире. Роль школьной газеты | 1 | | | Патриотическое. Гражданское и духовно- нравственное. Ценности научного познания и практической деятельности. | Развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека | |
Основы издательской деятельности в Publisher (12 ч.) |
2 | Знакомство с примерами школьных газет | 1 | | | Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание. Навыки обучения работе в команде, точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность каждого члена команды, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких-то спорных вопросов. | Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу. Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся. | |
3 | Структурирование материала | 1 | | | |
4 | Редактирование публикации | 1 | | | |
5 | Создание информационного бюллетеня о правильном питании | 1 | | | |
6 | Создание информационного бюллетеня «Нет!» - вредным привычкам!» | 1 | | | |
7 | Этапы создания газеты | 1 | | | |
8 | Эскиз газеты | 1 | | | |
9 | Тематический подбор материала | 1 | | | |
10 | Обработка текстового и графического материала средствами MS Publisher | 1 | | | |
11 | Верстка издания | 1 | | | | Развитие таланта и способностей как особой ценности. Формирование здорового образа жизни учащихся. | |
12 | Работа над проектом | 1 | | | |
13 | Презентация выпуска | 1 | | | |
Текстовый процессор Microsoft Word (12 ч.) |
14 | Интерфейс текстового процессора Word. Правила набора текста. | 1 | | | Гражданское воспитание. Ученик выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Эстетическое воспитание. Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», в отношениях к людям, к результатам труда | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности. | |
15 | Редактирование текста | 1 | | | |
16 | Форматирование символов | 1 | | | |
17 | Форматирование абзацев | 1 | | | |
18 | Стилевое форматирование | 1 | | | |
19 | Списки, таблицы, специальные символы | 1 | | | |
20 | Графические объекты в тексте | 1 | | | |
21 | Поиск и замена по тексту | 1 | | | |
22 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 1 | | | |
23 | Создаем векторные изображения | 1 | | | |
24 | Индивидуальный проект на свободную тему | 1 | | | |
25 | Индивидуальный проект на свободную тему | 1 | | | |
Работа в программе Movie Maker (10 ч.) |
26 | Назначение, сущность и возможности программы Movie Maker | 1 | | | Патриотическое воспитание. Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык, и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? | Создание мини фильмов о защите окружающей среды от экологической опасности на темы «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон», «День птиц», «День воды», «День Земли» Конкурс экологических сказок. | |
27 | Состав окна программы Movie Maker. Запуск программы, сохранение файла видеофрагмента | 1 | | | |
28 | Этапы монтажа фильма. Режимы разрезания и склеивания кадров видеоролика | 1 | | | |
29 | Монтаж простого фильма из статических изображений | 1 | | | |
30 | Использование плавных переходов между кадрами | 1 | | | |
31 | Добавление комментариев. Наложение фоновой музыки | 1 | | | |
32 | Создание титров, используя статичные изображения. | 1 | | | |
33 | Создание видеоролика из фото и картинок | 1 | | | |
34 | Презентация видеоролика | 1 | | | |
3