«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей».
Задачи:
1. Рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей.
2. Создать благоприятную атмосферу для педагогов посредством увлечения общим делом.
3. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.
В настоящее время, наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Одним из способов улучшения состояния детского организма является использование дыхательных упражнений в процессе организованной образовательной деятельности и в свободном времяпровождении ребенка. Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика – это неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, она способствует укреплению здоровья ребёнка и является надёжной профилактикой ОРВИ, а также принимает участие в активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной, пищеварительной систем. Регулярные занятия такой гимнастикой укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшают кровообращение в легких и иммунитет ребёнка. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста.
Цель работы:
формирование у детей осознанного отношения к правильному дыханию и потребности к здоровому образу жизни, путём изготовления тренажеров для дыхания своими руками.
познакомить детей с понятием «правильное дыхание» и его ролью в жизни человека; рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики; создать благоприятную атмосферу для воспитанников посредством увлечения общим делом.
«Колобок».
Колобок-колобок,
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
Сделать макет леса с дорожками и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этим тропинкам и избежать встречи с лесными жителями.
«Снежок».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На снежок подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать снег (конфетти). Задача ребенка – раздуть снежок с середины и увидеть картинку.
«Бабочка».
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул – она полетела
Летела-летела и на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
«Хорошая погода».
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.
« Серебряный шарик»
Берем лист цветной бумаги. Берем тарелку, кладем на лист бумаги и обводим вокруг тарелки карандашом. Затем разрезаем круг. Дальше находим середину круга, проводим линию до середины. Линию тоже разрезаем и концы бумаги соединяем так, чтобы образовался конус и фиксируем скотчем. Дальше делаем надрез на основании конуса и прикрепляем трубочку. Затем берем фольгу и образуем шарик. Шарик желательно сделать легким. Шарик кидаем в конус и начинаем дуть.
« Ветерок»
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого
прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка, упражнения обучают детей правильному дыханию. Как утверждала известный московский педагог по постановке голоса Александра Николаевна Стрельникова: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».