Занимательные опыты по химии
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов
Учитель Евграфов В.В.

Цель: Проведение ярких занимательных опытов с целью возбуждения у учащихся интереса к химии.
Расширить знания учащихся о свойствах неорганических веществ, химических реакциях.
Сформировать практические навыки проведения химических операций.
Обучить безопасному обращению веществами в быту.
Познакомить учащихся с прикладным значением науки, теоретические основы которой они изучают на уроке.
Девиз занятия:
Правила выживания = здравый смысл + техника безопасности.
I. Демонстрационные опыты.
Извержение вулкана.
Разложение бихромата аммония.
Выпарную чашку на 25 мл поставьте на дно стакана на 500 мл. С помощью воронки насыпьте в выпарную чашку бихромат аммония (NH4)2Cr2O7, так чтобы образовалась горка. Подожгите бихромат аммония, бросив в центр кусочек горящего магния. Бихромат аммония будет разлагаться, с образованием множества красных и желтых искр, а также зеленого Cr2O3 - "вулканического пепла". Эксперимент напоминает обыкновенный химический вулкан, с той разницей, что большая часть оксида хрома остается в стакане. Скоро полулитровый стакан заполнится на треть, потом наполовину, а разложение бихромата все еще продолжается. Через слой зеленого оксида хрома будет пробиваться сноп красных искр. Под конец эксперимента почти весь полулитровый стакан заполнится зеленым Cr2O3.
(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O
Объем продукта реакции - Cr2O3 примерно в 25 раз больше объема исходного (NH4)2Cr2O7. Причина очень проста - полученный оксид хрома имеет малую плотность, поскольку между его частицами содержится много воздуха. В этом отношении он напоминает настоящий пепел - даже тут прослеживается аналогия с вулканом.
Как видно из уравнения, при разложении бихромата аммония образуются водяные пары. В начальной стадии эксперимента они могут конденсироваться на стенках стакана, ухудшая видимость. Чтобы этого не происходило, стакан перед экспериментом желательно нагреть до 100-120 °С (берегитесь ожога!).
Вопросы:
Назовите основные опасности, подстерегающие человека при извержении вулкана?
Ответы: а) Раскаленная лава.
б) Пепел.
в) Ядовитые газы.
На большом интендантском складе хранились оловянные пуговицы. При проверке обнаружили только серую труху. Адвокат смог добиться оправдательного приговора. Какие доказательства невиновности интенданта он привел.
Ответ: В исчезновении пуговиц виновато химическое явление аллотропия. При низкой температуре белое олово превращается в серый порошок, т.к. изменяется кристаллическая решетка.
Опыт. Дым без огня.
HCl + NH3 → NH4Cl

 HCl | | | Стакан с кислотой держат над стаканом с аммиаком. Вопрос: а) Объясните происходящее явление. б) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при обращении с соляной кислотой и аммиаком? |
 NH3 | |
4) Опыт. Изгибание стеклянной трубки над пламенем спиртовки.
Вопросы: а) Объясните происходящее явление. К каким химическим реакциям или физическим явлениям оно относится.
б) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при этом.
5) Опыт. Кровь из воды.
По руке, смоченной раствором роданида калия (KSCH) резко проводят ножом, смоченным раствором FeCl3. Выступает как бы кровь, создается впечатление о порезе.
Вопросы: а) Какие виды кровотечений вы знаете?
б) Назовите признаки венозных и артериальных кровотечений.
в) Правила оказания первой помощи при артериальном кровотечении.
6) А) Опыт. Превращение воды в молоко.
CaCl2 + Na2CO3 → CaCO3↓ + 2 NaCl.
Б) Исчезновение молока.
CaCO3 + 2 HCl → Ca Cl2 + Н2О + СО2.
Вопросы: а) Какие вещества входят в состав коровьего молока?
б) Почему рабочим, занятым на вредных производствах рекомендуют использовать в пищу молоко?
II. Практическая часть для участников.
Каким способом можно отделить серу от железных опилок?
Каким способом можно отделить нефть от воды?
Как определить какой раствор тяжелее (Н2О + изб. NaCl / раствор Н2О закрашенный слегка синим красителем)?
Ответ:
; m = ρ∙V, где выше плотность, там и больше масса (при одинаковых объемах), ρ определяем ареометром.
III. Теоретическая часть.
В каком органе человека наибольшее количество воды, а в каком наименьшее?
Ответ: Стекловидное тело – 99% воды, зубная эмаль – 0,2%.
Какое молоко не содержит молока?
Ответ: Известковое молоко Са(ОН)2.
3) Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница?
Ответ: «Царскую водку» - смесь азотной и соляной кислот, которая растворяет царя металлов – золото.
HNO3 + 3HCl ↔ NOCl + 2H2O +Cl2;
NOCl = NO + Cl;
Cl + Cl2 + Au = AuCl3.
4) Какой камень сыграл большую роль в истории химии, несмотря на то, что он в действительности никогда не существовал?
Ответ: «философский камень» («эликсир жизни», «красный лев», «панацея жизни»).
5) Название какого элемента совпадает с названием простейшего морского животного? Чем объяснить сходство этих названий?
Ответ: Элемент актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Актиний означает «лучистый», элемент назван так по его способности испускать лучи.
6) Почему человек зевает?
Ответ: Мы зеваем не для того (как считают многие), чтобы набрать в легкие больше кислорода, а чтобы выдохнуть углекислый газ, выделяющийся из утомленных клеток. Углекислый газ, содержащийся в крови, заставляет мозг посылать мышцам легких соответствующие сигналы, и тогда возникает глубокий конвульсивный вдох – зевок.
7) Какому металлу можно поставить в вину исчезновение целого
племени?
Ответ: Золото. Ради золота было умерщвлено множество людей, затеяно много войн, искоренено племя инков и много других племен. Много столетий назад в обществе инков золото рассматривалось не в качестве денежной валюты, а просто в качестве потребительского металла для своих изделий.
Заключение. Когда-то люди, которые занимались химией, назывались волшебниками, чернокнижниками. Некоторые химические опыты вы только что увидели. С другими познакомитесь при изучении химии.
6