СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные задания по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательные задания по  разделу "Состав слова. Словообразование".Задания помогут учителям и учащимся  раскрыть тайны великого русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные задания по русскому языку»

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Сколько однокоренных слов к слову смех в этом стихотворении ?

Над собой умей смеяться В грохоте и в тишине, Без друзей и декораций, Сам с собой наедине. Не над кем-то, не над чем-то, Не над чьей-нибудь судьбой, Не над глупой кинолентой - Смейся над самим собой. Смейся, презирая беды, - То ли будет впереди! Не царя - шута в себе ты Над собою учреди. И в одном лишь будь уверен: Ты ничуть не хуже всех. Если сам собой осмеян, То ничей не страшен смех.

В. Шефнер

2. Сколько однокоренных слов в этом шуточном стихотворении? Являются они звеньями одной словообразовательной цепочки или разных?

Однажды Серёжа и Оля

Попали в магнитное поле.

Напуганные родители

Еле их размагнитили.

О. Григорьев


3. Благодаря чему стихотворение Е. Липатовой «Мужской разговор» вызывает улыбку? Какое значение имеют суффиксы -инк- и -онок-? Приведите примеры слов с этими суффиксами. Какая часть слова помогает понять, что существительное снежонок мужского рода?

- Привет, снежинка! Ты куда?

- Я не снежинка!

- Кто ж тогда?

- Не видишь? Я – снежонок!

И вообще, - добавил он, -

Я не люблю девчонок!

4. В каком предложении нельзя вместо слова журавлик употребить слово журавлёнок?

1. Все журавлики превратились в белых красивых птиц.

2. Оригами - древнее японское искусство складывания оумаги. Собственно, все мы когда-нибудь да занимались оригами, вырывая листы из тетрадей на самолётики и ля- I ушек, на кораблики и журавликов.

3. На пути к югу молодой журавлик летит в середине между матерью и отцом.

4. Проклёвывая оливково-коричневую скорлупу, мокрый журавлик видел тут не белоснежную мать, стоящую над гнездом, а взволнованное лицо человека.

5. Орнитологи выходили больного журавлика и выпустили на волю.


5.Сколько разных форм прилагательного кислый в этом стихотворении? Во всех ли случаях у этого слова одинаковое лексическое значение?

Кислые стихи

Встало солнце кислое,

смотрит - небо скисло,

а в кислом небе кислое

облако повисло...

И спешат несчастные

кислые прохожие

и едят ужасно

кислое мороженое...

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

было настроенье.

Э. Мошковская


6. Сколько в этом стихотворении Б. Заходера однокоренных слов? Какие из них являются звеньями одной словообразовательной цепочки? Восстано­вите эти цепочки.

Ум и умение

Ум,

Конечно,

Не умение.

Это верно

Без сомнения.

Но чем больше

Ты умеешь –

Тем скорее

Поумнеешь!


7. Сколько в этом стихотворении В. Берестова слов, которые имеют такой же корень, как и в слове лу­натик?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!


8. Найдите в стихотворении В. Куприянова однокоренные слова и формы слов. Объясните лексиче­ское значение слов кручина и крутой (нрав).

В кручине

кричал

укротитель

кротов,

что он

укротитель

кротов,

что он

укрощать

крокодилов

готов -

причина вся в том,

что кроты

для укротителя

нравом

круты!



9. Соберите в группы слова, имеющие одинаковое строение. Сколько групп у вас получилось?

Честность, черника, придорожный, предрассветный, верхушечка, заморский, дублёнка, умелец, беспрерывный, пылинка, знание, синеватый.


10. Сколько в этом стихотворении Б. Заходера слов с суффиксом, придающим оттенок увеличения? Найдите в тексте архаизмы и объясните их зна­чение.

Чудовищная история

Жило-было Чудище,

Юное страшилище.

Росту - непомерного,

Непомерной силищи.

Жило припеваючи

В преогромной ямище

У своих, у любящих

Папищи и Мамищи.

Бегало на гульбища,

Сходбища и сборища.

Обожало зрелища,

В частности - позорища.

И - как это свойственно

Кой-каким сокровищам –

Обещало вырасти

Форменным Чудовищем.

Но однажды вечером

В мирном обиталище

Разразился

Истинно чудовищный

Скандалище

На каком-то гульбище

Дорогое детище

Прогуляло папино

Выходное вретище!

Долго предки детищу

Чистили седалище;

А когда закончили –

Сами же рыдали ещё!

А потом воскликнули:

- Милое Страшилище!

Брось ты эти глупости

- Попадёшь в узилище!

Поступи, как умное,

Славное чудовище –

Поступи в училище,

Наше ты сокровище!

И тогда со временем

(В недалёком будущем)

Станешь ты воспитанным

И учёным чудищем!..

Всю-то ночь проплакало

Бедное Страшилище,

А к утру одумалось –

И пошло в училище.


Ответы

1.В стихотворении два однокоренных слова: сме яться, осмеян. Слово смейся - это форма повелитель­ного наклонения глагола смеяться. При выполнении этого задания нужно помнить, что однокоренные слова различаются составом основы и имеют разное лексиче­ское значение, а формы одного и того же слова разли чаются только окончаниями или формообразующими суффиксами.

2.В стихотворении два однокоренных слова: маг­нитный, размагнитить. Эти слова входят в разные словообразовательные цепочки: магнит — магнитный; магнит — магнитить — размагнитить.

3.Поэтесса образовала новое слово (окказиона­лизм) по существующей в языке модели, используя суффикс -онок-. Суффикс -инк- имеет значение умень­шительности и единичности, обычно используется в словах женского рода, например: пушинка, песчинка. Суффикс -онок- имеет значение уменьшительно-ласка- тельное, обычно употребляется в одушевлённых суще­ствительных мужского рода, а в словах женского рода происходит чередование -онок-/-онк-, например: мышо­нок, ручонка. На то, что существительное снежонок муж­ского рода, указывает также нулевое окончание после основы на твёрдый согласный, что бывает только у су­ществительных мужского рода 2-го склонения.

4.Вместо слова журавлик нельзя употребить слово журавлёнок только в предложении:

Собственно, все мы когда-нибудь да занимались ори­гами, вырывая листы из тетрадей на самолётики и лягушек, на кораблики и журавликов.

Для обозначения птенца или молодого журавля в языке первоначально было только слово журавлёнок (ср.: орлёнок, кукушонок и т. п.), затем появилось слово журавлик с этим же значением. Однако это слово имеет и своё особое значение - «птица, сделанная из бумаги».

5.В стихотворении четыре формы прилагательного кислый: кислые (Им. п., мн. ч.), кислое (ср. р., Им. п., ед. ч.), в кислом (ср. р., П. п., ед. ч.), кислое (ср. р., В. п., ед. ч.). В переносном значении «уныло-тоскливый, без всякого подъёма, воодушевления» слово кислый употреб­лено в предложении: Потому что кислое было настро­енье.

6.В стихотворении две пары однокоренных слов: 1) ум, поумнеешь-, 2) умеешь, умение. Словообразова­тельные цепочки: 1) ум —» умный — умнеть —» поум­неть; 2) уметь — умение.

7.В стихотворении четыре однокоренных слова: луноход, прилунился, лунолёт, Луны. Ошибочно мог­ло быть принято за однокоренное слово лунка («не­большое углубление в чём-либо, ямка»). Слово лунка образовалось с помощью суффикса -ъка ( -ка) от луна («ямка, впадина, прорубь»). Н.М. Шанский считает, что название дано лунке по её круглой форме, похожей на луну. М. Фасмер связывает происхождение этого слова со словом лумка («ямка, прорубь», новгор., чере- повецк., смол.). Возможно, из нем. Luhme «прорубь». Однако при любой этимологической трактовке в совре­менном русском языке луна и лунка не являются одно- коренными словами.

8.Однокоренные слова: укротитель, укрощать.

Формы слов: укротитель — укротителя; кротов -

кроты.

Лексическое значение: кручина - «грусть, печаль, тоска»; крутой (нрав) - (перен.) «решительный, суро­вый, жестокий, беспощадный».

  1. 1. Корень+суффикс+окончание: черника, сине­ватый, пылинка, знание;

2.Корень+суффикс+суффикс+окончание: умелец, честность, верхушечка, дублёнка;

3.Приставка+корень+суффикс+окончание: придо­рожный, заморский;

4.Приставка+приставка+корень+суффикс+окончание: беспрерывный, предрассветный.

10.Слова с увеличительными суффиксами: Чудище, силища, ямища, Папище, Мамища, скандалище.

Архаизмы: позорище - «зрелище»; вретище - «ста­ринная одежда из грубой толстой ткани, рубище»; узи­лище - «тюрьма, острог».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!