СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Сколько однокоренных слов к слову смех в этом стихотворении ?
Над собой умей смеяться В грохоте и в тишине, Без друзей и декораций, Сам с собой наедине. Не над кем-то, не над чем-то, Не над чьей-нибудь судьбой, Не над глупой кинолентой - Смейся над самим собой. Смейся, презирая беды, - То ли будет впереди! Не царя - шута в себе ты Над собою учреди. И в одном лишь будь уверен: Ты ничуть не хуже всех. Если сам собой осмеян, То ничей не страшен смех.
В. Шефнер
2. Сколько однокоренных слов в этом шуточном стихотворении? Являются они звеньями одной словообразовательной цепочки или разных?
Однажды Серёжа и Оля
Попали в магнитное поле.
Напуганные родители
Еле их размагнитили.
О. Григорьев
3. Благодаря чему стихотворение Е. Липатовой «Мужской разговор» вызывает улыбку? Какое значение имеют суффиксы -инк- и -онок-? Приведите примеры слов с этими суффиксами. Какая часть слова помогает понять, что существительное снежонок мужского рода?
- Привет, снежинка! Ты куда?
- Я не снежинка!
- Кто ж тогда?
- Не видишь? Я – снежонок!
И вообще, - добавил он, -
Я не люблю девчонок!
4. В каком предложении нельзя вместо слова журавлик употребить слово журавлёнок?
1. Все журавлики превратились в белых красивых птиц.
2. Оригами - древнее японское искусство складывания оумаги. Собственно, все мы когда-нибудь да занимались оригами, вырывая листы из тетрадей на самолётики и ля- I ушек, на кораблики и журавликов.
3. На пути к югу молодой журавлик летит в середине между матерью и отцом.
4. Проклёвывая оливково-коричневую скорлупу, мокрый журавлик видел тут не белоснежную мать, стоящую над гнездом, а взволнованное лицо человека.
5. Орнитологи выходили больного журавлика и выпустили на волю.
5.Сколько разных форм прилагательного кислый в этом стихотворении? Во всех ли случаях у этого слова одинаковое лексическое значение?
Кислые стихи
Встало солнце кислое,
смотрит - небо скисло,
а в кислом небе кислое
облако повисло...
И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
было настроенье.
Э. Мошковская
6. Сколько в этом стихотворении Б. Заходера однокоренных слов? Какие из них являются звеньями одной словообразовательной цепочки? Восстановите эти цепочки.
Ум и умение
Ум,
Конечно,
Не умение.
Это верно
Без сомнения.
Но чем больше
Ты умеешь –
Тем скорее
Поумнеешь!
7. Сколько в этом стихотворении В. Берестова слов, которые имеют такой же корень, как и в слове лунатик?
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
8. Найдите в стихотворении В. Куприянова однокоренные слова и формы слов. Объясните лексическое значение слов кручина и крутой (нрав).
В кручине
кричал
укротитель
кротов,
что он
укротитель
кротов,
что он
укрощать
крокодилов
готов -
причина вся в том,
что кроты
для укротителя
нравом
круты!
9. Соберите в группы слова, имеющие одинаковое строение. Сколько групп у вас получилось?
Честность, черника, придорожный, предрассветный, верхушечка, заморский, дублёнка, умелец, беспрерывный, пылинка, знание, синеватый.
10. Сколько в этом стихотворении Б. Заходера слов с суффиксом, придающим оттенок увеличения? Найдите в тексте архаизмы и объясните их значение.
Чудовищная история
Жило-было Чудище,
Юное страшилище.
Росту - непомерного,
Непомерной силищи.
Жило припеваючи
В преогромной ямище
У своих, у любящих
Папищи и Мамищи.
Бегало на гульбища,
Сходбища и сборища.
Обожало зрелища,
В частности - позорища.
И - как это свойственно
Кой-каким сокровищам –
Обещало вырасти
Форменным Чудовищем.
Но однажды вечером
В мирном обиталище
Разразился
Истинно чудовищный
Скандалище
На каком-то гульбище
Дорогое детище
Прогуляло папино
Выходное вретище!
Долго предки детищу
Чистили седалище;
А когда закончили –
Сами же рыдали ещё!
А потом воскликнули:
- Милое Страшилище!
Брось ты эти глупости
- Попадёшь в узилище!
Поступи, как умное,
Славное чудовище –
Поступи в училище,
Наше ты сокровище!
И тогда со временем
(В недалёком будущем)
Станешь ты воспитанным
И учёным чудищем!..
Всю-то ночь проплакало
Бедное Страшилище,
А к утру одумалось –
И пошло в училище.
Ответы
1.В стихотворении два однокоренных слова: сме яться, осмеян. Слово смейся - это форма повелительного наклонения глагола смеяться. При выполнении этого задания нужно помнить, что однокоренные слова различаются составом основы и имеют разное лексическое значение, а формы одного и того же слова разли чаются только окончаниями или формообразующими суффиксами.
2.В стихотворении два однокоренных слова: магнитный, размагнитить. Эти слова входят в разные словообразовательные цепочки: магнит — магнитный; магнит — магнитить — размагнитить.
3.Поэтесса образовала новое слово (окказионализм) по существующей в языке модели, используя суффикс -онок-. Суффикс -инк- имеет значение уменьшительности и единичности, обычно используется в словах женского рода, например: пушинка, песчинка. Суффикс -онок- имеет значение уменьшительно-ласка- тельное, обычно употребляется в одушевлённых существительных мужского рода, а в словах женского рода происходит чередование -онок-/-онк-, например: мышонок, ручонка. На то, что существительное снежонок мужского рода, указывает также нулевое окончание после основы на твёрдый согласный, что бывает только у существительных мужского рода 2-го склонения.
4.Вместо слова журавлик нельзя употребить слово журавлёнок только в предложении:
Собственно, все мы когда-нибудь да занимались оригами, вырывая листы из тетрадей на самолётики и лягушек, на кораблики и журавликов.
Для обозначения птенца или молодого журавля в языке первоначально было только слово журавлёнок (ср.: орлёнок, кукушонок и т. п.), затем появилось слово журавлик с этим же значением. Однако это слово имеет и своё особое значение - «птица, сделанная из бумаги».
5.В стихотворении четыре формы прилагательного кислый: кислые (Им. п., мн. ч.), кислое (ср. р., Им. п., ед. ч.), в кислом (ср. р., П. п., ед. ч.), кислое (ср. р., В. п., ед. ч.). В переносном значении «уныло-тоскливый, без всякого подъёма, воодушевления» слово кислый употреблено в предложении: Потому что кислое было настроенье.
6.В стихотворении две пары однокоренных слов: 1) ум, поумнеешь-, 2) умеешь, умение. Словообразовательные цепочки: 1) ум —» умный — умнеть —» поумнеть; 2) уметь — умение.
7.В стихотворении четыре однокоренных слова: луноход, прилунился, лунолёт, Луны. Ошибочно могло быть принято за однокоренное слово лунка («небольшое углубление в чём-либо, ямка»). Слово лунка образовалось с помощью суффикса -ъка ( -ка) от луна («ямка, впадина, прорубь»). Н.М. Шанский считает, что название дано лунке по её круглой форме, похожей на луну. М. Фасмер связывает происхождение этого слова со словом лумка («ямка, прорубь», новгор., чере- повецк., смол.). Возможно, из нем. Luhme «прорубь». Однако при любой этимологической трактовке в современном русском языке луна и лунка не являются одно- коренными словами.
8.Однокоренные слова: укротитель, укрощать.
Формы слов: укротитель — укротителя; кротов -
кроты.
Лексическое значение: кручина - «грусть, печаль, тоска»; крутой (нрав) - (перен.) «решительный, суровый, жестокий, беспощадный».
1. Корень+суффикс+окончание: черника, синеватый, пылинка, знание;
2.Корень+суффикс+суффикс+окончание: умелец, честность, верхушечка, дублёнка;
3.Приставка+корень+суффикс+окончание: придорожный, заморский;
4.Приставка+приставка+корень+суффикс+окончание: беспрерывный, предрассветный.
10.Слова с увеличительными суффиксами: Чудище, силища, ямища, Папище, Мамища, скандалище.
Архаизмы: позорище - «зрелище»; вретище - «старинная одежда из грубой толстой ткани, рубище»; узилище - «тюрьма, острог».