СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный материал на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такие приёмы и методы способствуют прочному запоминанию правил.

Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал на уроках русского языка»

Нетрадиционные упражнения на отработку орфограмм

Упражнение "Внимательные руки".

Цель: развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора.

Описание. Учитель произносит слова с согласными на конце; в паузе между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое; левую - если окончание мягкое.

Задачи, которые стоят перед детьми:

1) держать в памяти инструкцию;

2) сосредоточиться на восприятии слуховой информации;

3) выделить в ней окончания слов;

4) классифицировать выделенные окончания, т.е. отнести их к категории "твердое" или "мягкое";

5) отреагировать соответствующим движением.

Сложность содержания упражнения при внешней простоте действия облегчается возможностью наблюдать за другими и подражать им. Учитель легко может выделить детей, испытывающих трудности, связанные с недоразвитием фонематического слуха.

Упражнение "Найди мягкий звук".

Цель: развитие внимания, фонематического слуха.

Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком в середине. Ученик, бросая мяч обратно, называет согласный, который звучит мягко.

В этом упражнении задача упрощена, так как не нужно подыскивать речевую ассоциацию. Оно может быть рекомендовано для детей с трудностями фонематического анализа

Приложение 2

Виды диктантов

1. Слуховые

Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.

Диктант №1

Гуси.

За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий пруд. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (33слова).

Диктант №2

Сливы.

Вот сад. На деревьях весят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (32 слова)

Диктант №3

Весна идет. Стоят теплые деньки. Потекли веселые ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчелки и шмели. На деревьях появились зеленые листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые журавли.

2.Зрительные

Выборочный диктант: спишите из ряда слов глаголы и подчеркните в них все орфограммы.

Рисует, жук, пишет, белый, дуб, рассориться, живет, речной, бежать, дома, верный, содержание, привез, пыхтит, папа, паровоз, побежал, сильный, лишний, решили.

Прочитайте диктант, выделите орфограммы, подберите проверочные слова. Спишите текст.

Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живем в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.

На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!

Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.

3.Самодиктанты (списывание)

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.

Рыбалка.

Павлик и Юра - братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).

4.Словарный диктант

Назови одним словом и подчеркни орфограмму:

Лиственное дерево с белой корой (береза);

Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);

Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);

Еда утром, до обеда (завтрак);

Прием пищи в середине дня (обед);

Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);

Овощ с продолговатым зеленым плодом (огурец);

Помещение, в котором производится торговля (рынок);

Сторона света, противоположная востоку (запад);

Пространство, разделяющее два пункта (расстояние);

Растение семейства бобовых, а так же его круглые семена, зерна (горох);

Пожелание при прощании (до свидания);

Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе (орех);

Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)

Приложение 3

Стихи с правилами

Мягкий знак

Мягкий знак - хитрый знак Не назвать его никак.

Он не произносится. Но в слово часто просится.

Почему у дома угол превратится сразу в уголь,

Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак.

Будем мы всегда, где надо, мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором, колья - Колей никогда.

Мягкий знак, мягкий знак - без него нельзя никак!

Без него не написать: тридцать, девять, десять, пять.

Вместо шесть получим шест, вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки, уголками - угольки,

Банька в банку превратится - вот что может получиться

Если будем забывать мягкий знак в словах писать

День, динь, сон, тень, сыр, сок, лось, лень,

Нос, внес, рыть, ныть, кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах не напишешь мягкий знак

Разделительный мягкий знак

Перед е, е, и, ю, я - Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жилье - перед я, ю, и, е, е.

Воробьи, жилье, ручьи, листья, крылья, стулья, чьи,

Вьюга, осенью, друзья, колья, перья и семья.

Непроизносимые согласные

Порой в словах встречаются ужасные согласные.

Они не произносятся, и что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать, надо слово изменять.

И за звуком непонятным быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно. Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Как напишешь ЖИ и ШИ?

Мне решительно скажи!

Лужи, жимолость, чижи,

Лыжи, мыши, камыши,

Шимпанзе, шипы, машина, шишки, ёжики, пружина.

Ты запомни: ЖИ и ШИ

Пишем только с буквой И.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА,

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

Я в сочетаньях ЧУ и ЩУ

Всегда вставляю букву У.

Но исключенья есть и тут:

жЮри, брошЮра, парашЮт.

Приложение 4

Занимательные упражнения на развитие орфографической зоркости

Задание 1: исправьте ошибки. Почему оно вызывает смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

Задание 2: найдите ошибки в стихах и объясните, каких правил не знает Миша.

Пришло письмишко мне.

Гляжу -

Из лагеря от Мишки…

"ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ".

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

"ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ

БЫЛ ДОВОЛЕН".

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечиться:

Заставить правила учить…

Задание №3.

Вставь пропущенную букву:

Ж…вотное, завтр…к, с…лома, ст…лица, ко (л, лл) …кти (в, ф), медле (н, нн) ый, …гурец, …сина, п…беда, п…м…дор, праздни (к, г), се…одня, з…мл…ника, м…тель, бага (ж, ш), су (б, бб) ота, уж…н.

Задание №4.

Исправь ошибку:

Вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, гирой, Горох, гарячий, гатов, жолтый, жевотное, завтро, запот, космас, Молина, вогон, валинки, друк, агурец, аднажды, пассажыр, писок, праздниг, рокета, росстояние, копуста, нарот, оптека, биреза, субота, тапор, торелка, фудбол, квортира, келограм.

Задание №5.

Вставь в данные слова сочетания ЖИ и ШИ:

Пру…на, вер…на, о…бка, ма…на, пу…нка, сне. нка, дру…на, сме…нка, на…вка, кру…на.

ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ:

С…тье, ч…чело, щ…ка, ч…йка, ч…лан, щ…вель, ч…лок, ч…сть, ч…стушка, ч…довище, ч…ткость, пощ…да, щ…пальца.

Задание №6.

Измени слова по образцу, напиши их. Образец: Значок - значка.

Крючок - …. Новичок - … пятачок - …

Сачок - … зрачок - … паучок - …

Пучок - … бычок - … колпачок - …

Задание №7.

Запиши словосочетание, заменяя выделенное слово словом с уменьшительным или ласкательным значением.

Выпить молока, съесть булку, надеть шапку, поймать щуку, кормить синицу, снять носки, нарисовать собаку.

Задание №8. Парные звонкие и глухие согласные.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос)

С глухим траву она срезает,

Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким - в нем же обитаем. (Том - дом).

С глухим шипящим я - числительное

Со звонким - имя существительное. (Шесть - шест)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар)

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод - плот)

Задание № 9.

В представленных отрывках на слух определите слова с непроизносимыми согласными.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный…

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..."

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!