СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный русский язык для 5 класса (внеурочная деятельность)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательный русский язык для 5 класса (внеурочная деятельность)»


 МБОУ «Чекулинская основная школа»

 Смоленского района Смоленской области


Матвеева М. В.











Внеурочное занятие по русскому языку

 5 класс

«Откуда катится каракатица».

О словарях, которые рассказывают об истории слов.





Цели:

личностные:

- развивать любовь к родному языку;

- расширять кругозор учащихся;

- помочь учащимся реализовать свои творческие и аналитические способности

- формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания

метапредметные:

- формулировать учебную проблему;

- искать пути решения этимологической проблемы.

- научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа

- свободно излагать свои мысли в устной форме;

- соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные:

- расширять представление о русском языке;

- выработать умение пользоваться этимологическим словарем;


Ход занятия

1.Мотивация к познавательной деятельности.


С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.


Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.



«Откуда катится каракатица?» Обсуждение темы занятия.

-Определите, о ком или о чем пойдет речь.
- А кто такая каракатица?

- Посмотрите толкование этого слова в уже знакомом вам словаре Ожегова.

-Значит, речь пойдет о моллюске?

- Конечно, ключевыми словами темы будут и слова «откуда катится», но только не сам моллюск будет нас интересовать, а почему он так называется, происхождение слова.

Действительно, как появилось диковинное слово каракатица? Можно ли докопаться до его корней?

-Оказывается, сделать это непросто, а занимается этим наука о происхождении слов – этимология.


-В каждой науке есть свой первооткрыватель. Алекса́ндр Христофо́рович Восто́ков 

-Давайте послушаем сообщение ученицы о вкладе А.Х.Востокова в развитие этимологии.


Алекса́ндр Христофо́рович Восто́ков 

В Эстонии 16 марта 1781 года в немецкой семье появился на свет мальчик. Счастливые родители назвали новорожденного Александром. Могли ли они тогда предполагать, что их сын в недалеком будущем поменяет свою фамилию Остенекна Востоков, станет считать себя русским и войдет в историю мировой науки как выдающийся русский ученый-филолог, хотя предрекали ему иное будущее. Самым любимым занятием Александра Востокова было сравнивать, сопоставлять слова разных языков, находить в них общее и различное.


-Мы не часто задумываемся о том, откуда возникли слова, которые мы используем в повседневной речи. Между тем у некоторых из них довольно интересное происхождение. (иллюстрация «Бык - пчела»).

-Вот такая интересная история. Сегодня, конечно, никому в голову не придет назвать быка и пчелу словами-родственниками, хотя, с точки зрения происхождения, это так и есть.

Удивились? Интересно?Готовы отправится в увлекательное путешествие…в Этимологию?


2.Определение проблемы

-А для чего необходимо знать происхождение слов?

- Чтобы правильно писать.

Соотнесите слова: копейка, лопата, колесо, кольчуга, лопух, копье.


Однажды словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова:КопейкуКолесоЛопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками. Как же был озадачен словарь, когда увидел, с кем пришли к нему в гости слова.

Уточните: кого пригласили Копейка, Колесо и Лопата? Обоснуйте свой ответ.

Заранее подготовленная ученица рассказывает о происхождении слов копейка, лопата, колесо, кольчуга, лопух, копье.

3.Поиск решения проблемы

- А как вы думаете, какому слову приходится дальним родственником слово «Калач»? Аргументируйте.

А где можно узнать о происхождении слова?

- Конечно, в этимологических словарях.Есть несколько этимологических словарей. Наиболее популярны «Этимологический словарь» под редакцией Николая Максимовича Шанского, у нас есть возможность воспользоваться словарем Г.П.Цыганенко

-Рассмотрим этимологию слова «каникулы».(Рассматривают статью выбранного слова).

--Как вы напишите слово «ош(и\е)ломить»? А слово «ст(о\а)лица»? Что может нам помочь в выборе правильной буквы? Обратимся к словарю.

-- А являются ли родственниками слова «Гусь» и «гусеница»?


-Мы выяснили, что знание этимологии слова помогает нам правильно писать слова.


4. Подведение итогов

-Наше путешествие подходит к концу. Осталось выяснить происхождение слова каракатица.

-Оказывается, первоначальная форма этого слова корокатица, образовалось оно из ныне не сохранившегося краткого прилагательного короката, которое по структуре похоже на полосата (имеющая много полос), волосата(имеющая много волос). Значит, короката – это «имеющая много…» Но чего? В русском языке ничего подобного нет. На помощь пришел болгарский язык: в нем есть слово крак «нога». Если бы слово в русском языке сохранилось, то оно имело бы такой вид корок. Получается, что короката значит «имеющая много ног». Стало быть, каракатица – это многоножка.


5.Заключительная часть.

Учите русский

годы кряду,

С душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.


В ходе сегодняшнего занятия мы убедились, насколько важно знать свой язык, его историю, бережно пользоваться словом, чтоб передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве.







Востоков Александр Христофорович явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831). В ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Востоков пришел к выводу, что старославянский язык надо рассматривать как историческое явление. Востоков уточнил классификацию славянских языков, отметив особые свойства восточнославянских языков. Самым любимым занятием Александра Востокова было сравнивать, сопоставлять слова разных языков, находить в них общее и различное.







































 Ведущий 1. Конкурс 2. «Мой друг – антоним».

        В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе.Ведущий играет с каждым из участников команд)

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

За каждое слово – 1 балл.

        Ведущий 2. Конкурс 3. «Третий лишний».

        Этот конкурс потребует от вас внимательности.

        В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.  

                       

1. Лес, лесничий, лестница.

Смешной, смешать, смешить.

Лев, левый, налево.

Водитель, водичка, водяной.

Честность, чесночный, чеснок.

(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)

2. Дивный, удивлённый, диванный.

Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

Водитель, вода, водить.

Запах, пахать, пахарь.

Море, измор, морской (берег).

(Диванный, рисовая, вода, запах, измор)

За каждое слово -1 балл.





Ведущий 1. Четвёртый тур. Конкурс 1. «Зашифрованное слово».

        Этот  конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в  ваших интересах на него ответить. Что это?(Вода)

Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его. (Трус)

За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)

Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?         (Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука «а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака)

Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»

А сколько это алтын? (3 копейки)

За правильный ответ – 1 балл.



Внеклассное мероприятие «Тайны родного языка» (5-6 класс)

Цели внеклассного мероприятия.

  • Повторение и обобщение знаний учащихся по разным разделам лингвистики.

  • Воспитание  интереса к истории русской письменности, интереса к чтению научно-популярной литературы по лингвистике, любви к русскому языку.

  • Развитие у детей понимания того, какую роль играет русский язык в современном мире.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация..

Учитель:

1. «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза, незатейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - говорил Н. В. Гоголь.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота»

 Что такое слово?  ( Л. Н. Толстой: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.»)

2.  Чтение наизусть стихотворений «Надежное слово» Л. Татьяничевой и «Доброе слово» О. Дриз.

Учитель. Задумывались ли мы о том, сколько слов в языке?

3. Выступление подготовленного  учащегося о словарях русского языка.

Учитель. А всегда ли мы правильно пользуемся словом?

 Какой вы предложите рецепт правильного использования слова?

Викторина.

4. Вы решили во что бы то ни стало победить на областной олимпиаде школьников по русскому языку и заявили: " Я обязательно победю( побежу, побежду)! " А как сказать правильно?

5. Чем интересны в плане орфоэпии, лексики следующие слова:

а) звонок, мелок;

б) попугай, поцелуй, покрывало, знать?

6. Найдите лишнее: скворечник, скучный, конечно, вечный, Ильинична

7. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

8. Всем вам известна басня И. А. Крылова "Квартет" .А как бы она называлась, если бы музыкантов было три, пять, шесть?

Экскурс в историю.

9. Всегда ли учились так, как учитесь вы? Всегда ли внимание к слову было таким пристальным?

10. Выступление учащегося «Как учили грамоте на Руси»

11.   Чтение наизусть стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей»

- Каким словом на Руси называли всех иностранцев? Почему?

12. Происхождение слова школа.

Слово греческого происхождения. Первые школы, где обучали детей грамоте, возникли в государствах Древнего Востока - в Китае, Вавилоне, Египте.

Викторина.

13. Назовите семь пословиц и поговорок с числительным семь.

14. Назовите пять мужских имён, которые начинаются с имени греческой богини победы Ники

15. В каких случаях так говорят : " Или грудь в крестах, или голова в кустах"?

16. «Почему мы так говорим»:

- бойкот;

- бить баклуши;

- во всю Ивановскую;

- дело в шляпе;

- заварить кашу;

- крокодиловы слезы;

- на лбу написано;

- названия месяцев;

- рубль;

- с первым апреля.

Викторина.

17. Закончите пословицу.

Рыба ищет, где глубже,... (а человек, где лучше).

Голод не тётка - ... (пирожка не подсунет).

Чудеса в решете: ... ( дыр много, а вылезти негде ).

Козла бойся спереди, коня сзади, ... ( а лихого человека со всех сторон ).

Начните пословицу (дано окончание).

... царь в голове. ( Свой ум - ...).

... не вырубишь топором. ( Что написано пером - ...).

... надо в воду лезть. ( Чтобы рыбку съесть, ...).

... быть без грибков. ( Бояться волков - ...).

Викторина

Назовите десять женских имён, в написании которых есть разделительный мягкий знак.

18. Назовите семь пословиц и поговорок с числительным семь.

Экскурс в историю.

19.  Рассказ учащегося из жизни Эзопа (о языке)

Аукцион

20. Кто последним назовет фразеологизм со слово язык.

Подведение итогов. Награждение победителей.









Команда 5-А


  • Кожа да кости ---

  • Дырявая память ---

  • На всех парусах ---

  • Как рыба в воде ---

  • Рукой подать ---

  • Кот наплакал ---

  • Куры не клюют ---

  • Как снег на голову ---

  • Хоть глаз выколи ---

  • Спустя рукава ---




Команда 5-В

  • Кожа да кости ---

  • Дырявая память ---

  • На всех парусах ---

  • Как рыба в воде ---



Команда 5-Б


  • Кожа да кости ---

  • Дырявая память ---

  • На всех парусах ---

  • Как рыба в воде ---

  • Рукой подать ---

  • Кот наплакал ---

  • Куры не клюют ---

  • Как снег на голову ---

  • Хоть глаз выколи ---

  • Спустя рукава ---




  • Рукой подать ---

  • Кот наплакал ---

  • Куры не клюют ---

  • Как снег на голову ---

  • Хоть глаз выколи ---

Спустя рукава ---





© 2022, 264 2