СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика КТП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и календарно-тематичское планировние к внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика КТП»

Пояснительная записка

    Программа составлена на основе программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика организации кружка.

 «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение

от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.  Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми  (возможность

подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место курса «Занимательная математика» в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин в первом полугодии, со второго полугодия-40 минут.  По учебному плану в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.        

Предполагаемые результаты освоения курса «Занимательная математика»:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • правильно выполнять арифметические действия;

  • умение рассуждать логически грамотно;

  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.








Календарно-тематическое планировние

п/п

Сроки прохождения

Наименование

раздела и тем

Кол-во часов

Примечание

план.

факт.

1

04.09


Математика-это интересно

1


2

11.09


Танграм: древняя китайская головоломка

1


3

18.09


Путешествие точки

1


4

25.09


Игры с кубиками

1


5

02.10


Танграм: древняя китайская головоломка

1


6

09.10


Волшебная линейка

1


7

16.10


Праздник числа 10

1


8

23.10


Конструирование многоугольников из деталей танграма

1


9

30.10


Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1


10

13.11


Игры с кубиками

1


11

12

20.11

27.11


Лего- конструкторы

1

1


13

04.12


Весёлая геометрия

1


14

11.12


Математические игры

1


15

16

18.12

25.12


«Спичечный» конструктор

1

1


17

15.01


Задачи-смекалки

1


18

22.01


Прятки с фигурами

1


19

29.01


Математические игры

1


20

05.02


Числовые головоломки

1


21

22

12.02

26.02


Математическая карусель

1

1


23


04.03


Уголки

1


24

11.03


Игра в магазин. Монеты

1


25

18.03


Конструирование фигур из деталей танграма

1


26

01.04


Игры с кубиками

1


27

08.04


Математическое путешествие

1


28

15.04


Математические игры

1


29

22.04


Секреты задач

1


30

29.04


Математическая карусель

1


31

06.05


Числовые головоломки

1


32

13.05


Математические игры

1


33

20.05


Выявление уровня развития познавательных способностей

1






Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__