![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
« Занимательный английский »
Пояснительная записка
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.
Внеурочная деятельность учащихся предполагает развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мотивации деятельности, проявляется любознательность, сопровождающая активностью и желанием заниматься любимым делом. Иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал. Многие ребята имеют активную мотивацию к изучению предмета, но есть противоречия:
Во-первых, неоднородность классного коллектива и необходимость усвоения базового уровня всеми учащимися;
Второе противоречие состоит в том, что английский язык изучается в искусственной среде. Для преодоления этих противоречий необходим курс дополнительных занятий, составленных на принципиально новых подходах к обучению в интерактивном режиме работы, с учётом индивидуальных способностей детей в рамках личностно-ориентированного обучения.
Общение на иностранном языке в неформальной обстановке способствует погружению в мир языка, а значит, естественному общению. Кроме того коллектив единомышленников сплачивает ребят в их деятельности, усиливает мотивацию, создаёт комфортную среду для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и стимулирует речевое творчество.
Ответственность за выполнение заданий способствует воспитанию самостоятельности, дает детям возможность планировать свою работу, определять цели и задачи, запрашивать дополнительную информацию у учителя или добывать её самостоятельно из других источников, взаимодействовать с партнёрами из группы. Использование ролевых игр поможет учащимся проявит себя, «примерить» взрослую жизнь, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, учащиеся переносят свои знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную. Таким образом, игра является социальной практикой личности школьника, средой его обогащения. Это одна из возможностей создания личностно-ориентированной ситуации развития учащихся.
В основу программы положена концепция модернизации образования и принципы личностно-ориентированного подхода.
На занятиях внеурочной деятельности учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время.
Внеурочная деятельность готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы внеурочной деятельности дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении.
Цель программы:
развитие способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
расширение культуроведческих знаний учащихся и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру.
Задачи программы:
I. Познавательный аспект: способствовать приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
знакомить детей с культурой стран изучаемого языка (праздники);
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках.
II. Развивающий аспект;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации, двигательные способности детей через драматизацию;
развивать учебные умения;
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке, познакомить их с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
воспитывать толерантность и уважение к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям;
воспитывать личностные качества (умение работать в паре, группе, коммуникабельность);
обеспечивать связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки.
В программе даётся описание основных задач, раскрывается тематика и содержание тем. Все темы включают понятный социокультурный минимум – понятия, реалии, персоналии. Ведущая форма работы групповая
Общая характеристика внеурочной деятельности
В структуре данной программы для начальных классов учтены психологические особенности школьников: в рамках одного занятия учитель имеет возможность комбинировать задания разных типов, позволяющие чередовать активные виды работы (игры,, песни, работа в парах) с более спокойными формами работы (чтение, слушание, письмо), поддерживая мотивацию учащихся и регулируя их степень активности на занятии .Целью является создание у школьников личной заинтересованности в использовании английского языка для общения, расширения своего кругозора, развития умения учиться.
Ориентированные на интересы детей школьного возраста сюжеты историй, разнообразные задания, включающие игры, песни и стихи, проекты, - всё это призвано помочь детям учиться с удовольствием, оценивать свои достижения не только по индивидуальным результатам, но и через взаимодействие с одноклассниками.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 2 часа в неделю , всего 70 часов
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,— учащиеся 2-4 классов от 7 до 10 лет.
Сроки реализации программы— 1 год.
Форма обучения
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет дает для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объеме.
Иностранный язык, наряду с русским языком и литературным чтением, входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшая задача современной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование:
Номер занятия | Кол-во уч. часов | Тема занятия | Дата занятия | Примечания |
1-3 | 3 | Приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер. | | Построение диалога (игра) |
4-7 | 4 | Урок вежливости. Слова «Пожалуйста», «спасибо», «извините». | | Построение диалога(игра) |
8-12 | 5 | Алфавит, буквы и звуки, счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. | | Песенка "Мой алфавит" стишки - считалочки |
13-17 | 5 | Алфавит, буквы и звуки, счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. Цвета. | | Песенка " Я умею считать до 10" |
18-20 | 3 | Алфавит и изучение новых слов | | Заполнение прописей |
21-25 | 5 | Цвета. Животные. Буква А а. | | Игра на знание животных и цветов |
26-27 | 2 | Повторение изученного | | Песенки про алфавит и счет, разучивание стишков |
28-30 | 3 | Дни недели. | | Песенки о днях недели . |
31-32 | 2 | Повторение изученного: дни недели, животные, алфавит. | | Песенка о днях недели, стишки и чтение маленьких рассказов |
33-35 | 3 | Как тебя зовут? Сколько тебе лет? | | Построение диалога. |
36-38 | 3 | Знакомство с англоговорящими странами | | Просмотр фильмов, мультфильмов и презнтаций |
39-40 | 2 | Откуда ты? | | Построение диалога, просмотр презентаций |
41-43 | 3 | Школьные принадлежности. Буквы и звуки. | | Песенка о школьных принадлежностях. |
44-46 | 3 | Счёт. Порядковый счёт. Буквы и звуки. | | Выполнение упражнений на счет и знакомые слова |
47-48 | 2 | Повторение изученного | | Составление презентаций |
49-50 | 2 | Моё тело: голова, лицо. | | Рисуем на доске и в тетрадях человека и обозначаем части тела |
51-53 | 3 | Буквы и звуки, буквосочетание th (звонкий и глухой звук). Буквы и звуки, буквосочетания ch, sh. | | Сказка о пчёлках |
54-56 | 3 | Игра «быстро-медленно». Антонимы: быстро-медленно, громко-тихо, жарко-холодно. | | Песенка -игра |
57-58 | 2 | Повторение изученного | | Просмотр мультфильмов на англ. языке |
59-62 | 4 | У меня есть семья, друзья | | Построение диалога |
63-68 | 6 | Одежда, продукты питания, профессии | | Изготовление карточек |
69-70 | 2 | Действия. «Я умею», «я не умею». Повторение изученного | | Презентация своих достижений. Публичное выступление . |
Материально-техническое обеспечение
1. Авторские методики/разработки:
• разработка тем программы;
• описание содержания занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
• презентации по темам;
• видеоматериалы по темам;
• аудиоматериалы по темам;
• иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
• наглядные пособия (таблицы, картинки).
3. Методические материалы:
• методическая литература для учителя;
4. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
цифровой фотоаппарат;
персональный компьютер
экран
проектор