ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Вид урока: Формирование УУД
Цель урока: продолжить работу над БСП
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные:
Знание правила постановки двоеточия в БСП.
Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль.
Владение в практике письма основными правилами пунктуации, нормами построения БСП, употребления в речи
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки контроля, тесты
Стадия вызова
Прием «ИНСЕРТ»
Прочитайте текст. Напротив предложений, содержащих известную вам информацию, поставьте соответствующие знаки.
1. Сложные бессоюзные предложения – предложения, состоящие из 2-х и более грамматических основ, связанных по смыслу, грамматически, интонационно. Связь между частями в таких предложениях интонационная (бессоюзная). Между частями в СБП могут ставиться следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
2. Сложные бессоюзные предложения отличаются лаконичностью, эмоциональностью. Они помогают писателям и публицистам ярче выразить мысль. Именно по этой причине мы часто можем встретить такие предложения в текстах художественного и публицистического стилей.
3. Сложные бессоюзные предложения имеют различные значения. В зависимости от этих значений они делятся на группы. Для каждой группы используются свои знаки препинания.
4. Одна из групп – сложные бессоюзные предложения со значением перечисления. Перечисляться могут факты, события, явления. Голос при произнесении таких предложений равномерно повышается в конце каждой части, в конце предложения понижается. Между частями таких предложений ставится запятая или точка с запятой.
Словарная работа:
Демонстрац..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц..н, репетиц..я, ц..рк, ц..почки ц..ган, ц..плёнок, акац..я.
Учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают графически орфограмму, рассказывают о правилах употребления букв ы — и после ц.
Проверим! Демонстрация, цитата, цифры, страницы, отличницы, умницы, циркуль, сестрицы н, репетиция, цирк, цыпочки цыган, цыплёнок, акация.
Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
Работа над предложением
Дымом дымится под тобою дорога гремят мосты все отстаёт и остается позади.
Цифровой диктант поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Распределите номера предложений по двум столбикам:
точка точка с запятой.
1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.
2. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
3. Уже рассвело, неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба, осталось лишь серое охвостье лёгких облаков...
4.Комната большая, низкая, в три окна; стены вымазаны белой краской; мебели нет.
5. Вода в круглом водоёме рябила,на ней поднимались небольшие волны.
6. Поезд шел быстро, его огни скоро исчезли.
(Запятая –1, 3, 5, 6; точка с запятой –2, 4)
Подведение итогов урока
Рефлексия:
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
Почему так называются такие предложения?
Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
Что показалось наиболее легким?
Домашнее задание.
Заполнение листа оценки.