СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении."»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины… О. Э. Мандельштам Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой покатились слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй, Рана не смертельна, вылечится к лету. А. К. Толстой

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины…

О. Э. Мандельштам

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой покатились слёзы;

Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,

Рана не смертельна, вылечится к лету.

А. К. Толстой

Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой покатились слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй, Рана не смертельна, вылечится к лету. А. К. Толстой

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой покатились слёзы;

Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,

Рана не смертельна, вылечится к лету.

А. К. Толстой

Оцени свою работу «5» «4» Нет ошибок «3» 1 ошибка «2» 2 ошибки «0» 3 ошибки Более 3 ошибок

Оцени свою работу

«5»

«4»

Нет ошибок

«3»

1 ошибка

«2»

2 ошибки

«0»

3 ошибки

Более

3 ошибок

Тема урока … сложные предложения. Запятая и … в … сложных предложения

Тема урока

… сложные предложения. Запятая и … в … сложных предложения

Тема урока Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Тема урока

Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Требования стандарта по русскому языку (выдержка) Сложные бессоюзные предложения Сложное бессоюзное предложение, его структура. Смысловые отношения между его частями. Средства связи частей сложного бессоюзного предложения: интонация, знаки препинания. Синонимия бессоюзных сложных и союзных предложений, различия в строении. Употребление в речи бессоюзных предложений, правильное интонирование.

Требования стандарта по русскому языку (выдержка)

Сложные бессоюзные предложения

  • Сложное бессоюзное предложение, его структура.
  • Смысловые отношения между его частями.
  • Средства связи частей сложного бессоюзного предложения: интонация, знаки препинания.
  • Синонимия бессоюзных сложных и союзных предложений, различия в строении.

Употребление в речи бессоюзных предложений, правильное интонирование.

Требования стандарта по русскому языку (вопросы) 1) Какие предложения называются сложными бессоюзными? Какова их структура?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы)

1) Какие предложения называются сложными бессоюзными? Какова их структура?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы) 2) Какие смысловые отношения существуют между частями БСП? Как их определить?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы)

2) Какие смысловые отношения существуют между частями БСП? Как их определить?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы) 3) Каковы средства связи частей сложного бессоюзного предложения? 4) Какие знаки препинания употребляются в БСП? 5) Каковы условия выбора и постановки знаков препинания в БСП (в каждом отдельном случае)?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы)

3) Каковы средства связи частей сложного бессоюзного предложения?

4) Какие знаки препинания употребляются в БСП?

5) Каковы условия выбора и постановки знаков препинания в БСП (в каждом отдельном случае)?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы) 6) Как вы понимаете выражение «синонимия предложений» ? Какова роль данного явления в языке? 7) Каким предложениям могут быть синонимичны БСП?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы)

6) Как вы понимаете выражение «синонимия предложений» ? Какова роль данного явления в языке?

7) Каким предложениям могут быть синонимичны БСП?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы) 8) Какова роль БСП в речи? 9) Каким должно быть интонационное оформление БСП? От чего оно зависит?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы)

8) Какова роль БСП в речи?

9) Каким должно быть интонационное оформление БСП? От чего оно зависит?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы) Какие предложения называются сложными бессоюзными? Какова их структура? Какие смысловые отношения существуют между частями БСП? Как их определить? Каковы средства связи частей сложного бессоюзного предложения? Какие знаки препинания употребляются в БСП? Каковы условия выбора и постановки знаков препинания в БСП (в каждом отдельном случае)? Как вы понимаете выражение «синонимия предложений» ? Какова роль данного явления в языке? Каким предложениям могут быть синонимичны БСП? Какова роль БСП в речи? Каким должно быть интонационное оформление БСП? От чего оно зависит?

Требования стандарта по русскому языку (вопросы)

  • Какие предложения называются сложными бессоюзными? Какова их структура?
  • Какие смысловые отношения существуют между частями БСП? Как их определить?
  • Каковы средства связи частей сложного бессоюзного предложения?
  • Какие знаки препинания употребляются в БСП?
  • Каковы условия выбора и постановки знаков препинания в БСП (в каждом отдельном случае)?
  • Как вы понимаете выражение «синонимия предложений» ? Какова роль данного явления в языке?
  • Каким предложениям могут быть синонимичны БСП?
  • Какова роль БСП в речи?
  • Каким должно быть интонационное оформление БСП? От чего оно зависит?

Распределите номера вопросов по колонкам таблицы Знаю Хочу узнать Узнал

Распределите номера вопросов по колонкам таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Лингвистический эксперимент Преобразовать данные вам бессоюзные предложения в синонимичные союзные. Сопоставить их и определить, какие смысловые отношения существуют между частями сложных предложений. На основе наблюдения над языковым материалом заполнить таблицу.    Смысловые отношения в бессоюзном предложении Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Лингвистический эксперимент

  • Преобразовать данные вам бессоюзные предложения в синонимичные союзные.
  • Сопоставить их и определить, какие смысловые отношения существуют между частями сложных предложений.
  • На основе наблюдения над языковым материалом заполнить таблицу.

Смысловые отношения в бессоюзном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Лингвистический эксперимент Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. За холмом глухо прогремел гром; подуло свежестью. Из дому выходить не хочется: грязь страшная. Погода стояла ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Я знал: в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа. Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой – они рядком идут. Любишь кататься – люби и саночки возить. Стихнет порыв ветра – гудят моторы тракторов. Мелкий ветер сеет с утра – выйти невозможно. Молвит слово – соловей поёт.

Лингвистический эксперимент

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

За холмом глухо прогремел гром; подуло свежестью.

Из дому выходить не хочется: грязь страшная.

Погода стояла ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

Я знал: в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа.

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой – они рядком идут.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Стихнет порыв ветра – гудят моторы тракторов.

Мелкий ветер сеет с утра – выйти невозможно.

Молвит слово – соловей поёт.

Лингвистический эксперимент Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (Лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и кибитка полетела.) За холмом глухо прогремел гром; подуло свежестью.  (За холмом глухо прогремел гром, и подуло свежестью.) Из дому выходить не хочется: грязь страшная.  (Из дому выходить не хочется, потому что грязь страшная.) Погода стояла ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (Погода стояла ужасная: (а именно) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.) Я знал: в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа. (Я знал, что в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа.)

Лингвистический эксперимент

  • Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

(Лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и кибитка полетела.)

  • За холмом глухо прогремел гром; подуло свежестью.

(За холмом глухо прогремел гром, и подуло свежестью.)

  • Из дому выходить не хочется: грязь страшная.

(Из дому выходить не хочется, потому что грязь страшная.)

  • Погода стояла ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

(Погода стояла ужасная: (а именно) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.)

  • Я знал: в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа.

(Я знал, что в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа.)

Лингвистический эксперимент  Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой – они рядком идут.  (Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой, а они рядком идут.) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Если любишь кататься, то люби и саночки возить.) Стихнет порыв ветра – гудят моторы тракторов.  (Когда стихнет порыв ветра, гудят моторы тракторов.) Мелкий ветер сеет с утра – выйти невозможно.  (Мелкий ветер сеет с утра, так что выйти невозможно.) Молвит слово – соловей поёт. (Молвит слово, словно соловей поёт.)

Лингвистический эксперимент

  • Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой – они рядком идут.

(Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой, а они рядком идут.)

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

(Если любишь кататься, то люби и саночки возить.)

  • Стихнет порыв ветра – гудят моторы тракторов.

(Когда стихнет порыв ветра, гудят моторы тракторов.)

  • Мелкий ветер сеет с утра – выйти невозможно.

(Мелкий ветер сеет с утра, так что выйти невозможно.)

  • Молвит слово – соловей поёт.

(Молвит слово, словно соловей поёт.)

Лингвистический эксперимент Смысловые отношения в бессоюзном предложении Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Последовательность происходящих событий запятая (,) Причинные отношения точка с запятой (;) двоеточие (:) Пояснительные отношения двоеточие (:) Изъяснительные отношения Противительные отношения двоеточие (:) тире ( - ) Условные отношения тире ( - ) Временные отношения тире ( - ) Отношения следствия тире ( - ) Сравнительные отношения тире ( - )

Лингвистический эксперимент

Смысловые отношения в бессоюзном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Последовательность происходящих событий

запятая (,)

Причинные отношения

точка с запятой (;)

двоеточие (:)

Пояснительные отношения

двоеточие (:)

Изъяснительные отношения

Противительные отношения

двоеточие (:)

тире ( - )

Условные отношения

тире ( - )

Временные отношения

тире ( - )

Отношения следствия

тире ( - )

Сравнительные отношения

тире ( - )

Оцени свою работу «5» «4» Нет ошибок «3» 1 ошибка «2» 2-3 ошибки «0» 4 ошибки Более 4 ошибок

Оцени свою работу

«5»

«4»

Нет ошибок

«3»

1 ошибка

«2»

2-3 ошибки

«0»

4 ошибки

Более

4 ошибок

Интуитивное прогнозирование Вопросы Верите ли вы, что… 1. Выбор знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений, которые устанавливаются между его частями? Верно ли, что… 2. Смысловые отношения не могут быть основными признаками дифференциации запятой и точки с запятой? 3. Выбор между запятой и точкой с запятой между неосложнёнными частями БСП определяется исключительно интонацией? 4. Выбор такого знака, как точка с запятой, зависит от темпа речи? 5. Замедленный темп речи – одно из основных условий для постановки точки с запятой? 6. Запятая в БСП передаёт динамику речи? 7. Интонационное оформление предложения не зависит от его смысла? 8. Выбор точки с запятой не зависит от того, имеют ли ПП в составе БСП внутри себя знаки препинания? (Выбор точки с запятой не зависит от осложнённости ПП, из которых состоит БСП?)

Интуитивное прогнозирование

Вопросы

Верите ли вы, что…

1. Выбор знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений, которые устанавливаются между его частями?

Верно ли, что…

2. Смысловые отношения не могут быть основными признаками дифференциации запятой и точки с запятой?

3. Выбор между запятой и точкой с запятой между неосложнёнными частями БСП определяется исключительно интонацией?

4. Выбор такого знака, как точка с запятой, зависит от темпа речи?

5. Замедленный темп речи – одно из основных условий для постановки точки с запятой?

6. Запятая в БСП передаёт динамику речи?

7. Интонационное оформление предложения не зависит от его смысла?

8. Выбор точки с запятой не зависит от того, имеют ли ПП в составе БСП внутри себя знаки препинания? (Выбор точки с запятой не зависит от осложнённости ПП, из которых состоит БСП?)

Интуитивное прогнозирование Вопросы Верите ли вы, что… 1. Выбор знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений, которые устанавливаются между его частями? Верно ли, что… 2. Смысловые отношения не могут быть основными признаками дифференциации запятой и точки с запятой? ДА 3. Выбор между запятой и точкой с запятой между неосложнёнными частями БСП определяется исключительно интонацией? ДА 4. Выбор такого знака, как точка с запятой, зависит от темпа речи? ДА 5. Замедленный темп речи – одно из основных условий для постановки точки с запятой? 6. Запятая в БСП передаёт динамику речи? ДА ДА 7. Интонационное оформление предложения не зависит от его смысла? ДА 8. Выбор точки с запятой не зависит от того, имеют ли ПП в составе БСП внутри себя знаки препинания? (Выбор точки с запятой не зависит от осложнённости ПП, из которых состоит БСП?) НЕТ НЕТ

Интуитивное прогнозирование

Вопросы

Верите ли вы, что…

1. Выбор знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений, которые устанавливаются между его частями?

Верно ли, что…

2. Смысловые отношения не могут быть основными признаками дифференциации запятой и точки с запятой?

ДА

3. Выбор между запятой и точкой с запятой между неосложнёнными частями БСП определяется исключительно интонацией?

ДА

4. Выбор такого знака, как точка с запятой, зависит от темпа речи?

ДА

5. Замедленный темп речи – одно из основных условий для постановки точки с запятой?

6. Запятая в БСП передаёт динамику речи?

ДА

ДА

7. Интонационное оформление предложения не зависит от его смысла?

ДА

8. Выбор точки с запятой не зависит от того, имеют ли ПП в составе БСП внутри себя знаки препинания? (Выбор точки с запятой не зависит от осложнённости ПП, из которых состоит БСП?)

НЕТ

НЕТ

Оцени свою работу «8» «7» Нет ошибок 1 ошибка «6» «0» 2-3 ошибки Более 3 ошибок

Оцени свою работу

«8»

«7»

Нет ошибок

1 ошибка

«6»

«0»

2-3 ошибки

Более 3 ошибок

Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой покатились слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй, Рана не смертельна, вылечится к лету. А. К. Толстой

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой покатились слёзы;

Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,

Рана не смертельна, вылечится к лету.

А. К. Толстой

Оцени свою работу «5» «4» 30 – 39 «3» 23 – 29 18 – 22

Оцени свою работу

«5»

«4»

30 – 39

«3»

23 – 29

18 – 22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!