Бессоюзное сложое предложение
Цели:
Предметые
формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.
Метапредметные
формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения;
развитие способности извлечения информации из различных источников;
развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Личностные
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Коррекционные
развитие быстрой переключаемости внимания;
формирование навыков самоконтроля;
коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса).
Слайд 1
Разминка «Собери слово»
из слова заставить запишем приставку
а корень возьмем тот, который есть в пятке
и, чтобы мы слово собрали, играя,
конец нам подарит звезда золотая.
Слайд 2
Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует угаданное тобой слово?
Какую группу предложений мы изучаем?
Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзным сложным предложением.
Что мы знаем о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях?
Как ты думаешь, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Формулирование темы урока
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Слайд 3
Что нам необходимо выяснить?
В каких случаях в БСП ставится запятая
В каких случаях в БСП ставится точка с запятой
Чему мы должны научиться?
Правильно ставить эти знаки препинания в БСП
Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока?
Использовать БСП в тексте.
Слайд 4
Вспомним, что мы знаем о бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это предложение части которого связаны только при помощи смысла или интонации (без помощи союзов или союзных слов)
1 Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного предложения (ССП) и сложноподчиненного предложения (СПП)
2 отношения в БСП выражаются с помощью интонации и знаков препинания
Слайд 5-6
Создадим бессююзное предложение
Светит солнце, дует ветер, качаются деревья.
Что мы сделали в этом предложении?
Перечислили события и действия.
Почему так произошло?
Как проще всего перечислить события и действия?
Мы соединили простые предложения с помощью интонации перечисления и запятых
Слайд 7
В БСП с интонацией перечисления между частями ставятся запятые
Причем, перечисление понимается в самом широком смысле слова
Анна читает, Сергей задумался, Настя грустит. | Одновременность |
Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром. | Последовательность |
На улице идет снег, в доме — очень тепло. | Сопоставление и противопоставление |
В третьем предложении стоит тире, потому что вторая часть предложения — это неполное предложение.
Слайд 8
Мы должны помнить, что в составе бессоюзного сложного предложения могут быть односоставные и неполные предложения.
Запиши предложения, дай их характеристику.
Вечерело, на небе загорались звезды.
Сеня был смельчаком, Андрей — молчаливым мечтателем.
У тебя нет нужных знаний, у меня — есть.
Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.
Слайд 9
Среди данных предложений найдите БСП, обоснуйте свой выбор
Казалось, сегодня все против нас.
Люди шумели, перекрикивались, толкались.
Холодало, мороз хватал за уши.
Слайд 10
Дополните данное предложение второстепенными членами.
Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю, дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку, качаются и скрипят деревья.
Слайд 11
Почему в этом предложении так много запятых?
Сколько вообще здесь частей?Как определить, что это бессоюзное предложение?
А как разделить простые предложения?
Как обозначит части БСП так, чтобы не путать их с осложнениями?
Слайд 12
Правило
Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.
Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю; дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку; качаются и скрипят деревья.
Проверьте постановку знаков препинания у себя в тетрадях.
Тренировочные упражнения
Слайд 13
1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
Легко скользя между сосен лыжник двигался вперед он торопился успеть до вечера.
-
Каштанка вошла в комнату ворча и оглядываясь в углу заворочалась свинья потревоженная неожиданным шумом кот выгнул спину и недовольно пофыркивал.
Слайд 14
2. Работа с текстом
Прочитайте текст упражнения 192
О чем он? К какому типу речи относится?
Найдите в нем бессоюзные сложные предложения
Какую роль они играют?
Вывод
БСП помогают автору воспроизвести и выписать бытовые детали, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки
Обобщение
Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?
,