СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы содержат конспект урока и презентацию по теме "Запятая и точка с запятой в БСП". Пунктуационное правило рассматривается на основе уже известных девятиклассникам языковых явлений и изученного литературного материала.

Просмотр содержимого документа
«╨Ч╨░╨┐╤П╤В╨░╤П ╨╕ ╤В╨╛╤З╨║╨░ ╤Б ╨╖╨░╨┐╤П╤В╨╛╨╕╠Ж ╨▓ ╨С╨б╨Я»

Бессоюзное сложое предложение

Цели:

Предметые

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.


Метапредметные

формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения;

развитие способности извлечения информации из различных источников;

развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.


Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


Коррекционные

развитие быстрой переключаемости внимания;

формирование навыков самоконтроля;

коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса).


Слайд 1

Разминка «Собери слово»


  • из слова заставить запишем приставку

  • а корень возьмем тот, который есть в пятке

  • и, чтобы мы слово собрали, играя,

  • конец нам подарит звезда золотая.


Слайд 2

Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует угаданное тобой слово?


Какую группу предложений мы изучаем?

Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзным сложным предложением.

Что мы знаем о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях?

Как ты думаешь, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


Формулирование темы урока

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


Слайд 3

Что нам необходимо выяснить?

В каких случаях в БСП ставится запятая

В каких случаях в БСП ставится точка с запятой


Чему мы должны научиться?

Правильно ставить эти знаки препинания в БСП


Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока?

Использовать БСП в тексте.


Слайд 4

Вспомним, что мы знаем о бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это предложение части которого связаны только при помощи смысла или интонации (без помощи союзов или союзных слов)

1 Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного предложения (ССП) и сложноподчиненного предложения (СПП)

2 отношения в БСП выражаются с помощью интонации и знаков препинания


Слайд 5-6

Создадим бессююзное предложение

Светит солнце, дует ветер, качаются деревья.

Что мы сделали в этом предложении?

Перечислили события и действия.

Почему так произошло?

Как проще всего перечислить события и действия?

Мы соединили простые предложения с помощью интонации перечисления и запятых



Слайд 7

В БСП с интонацией перечисления между частями ставятся запятые

Причем, перечисление понимается в самом широком смысле слова

Анна читает, Сергей задумался, Настя грустит.

Одновременность

Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром.

Последовательность

На улице идет снег, в доме — очень тепло.

Сопоставление и противопоставление



В третьем предложении стоит тире, потому что вторая часть предложения — это неполное предложение.


Слайд 8

Мы должны помнить, что в составе бессоюзного сложного предложения могут быть односоставные и неполные предложения.

Запиши предложения, дай их характеристику.

  • Вечерело, на небе загорались звезды.

  • Сеня был смельчаком, Андрей — молчаливым мечтателем.

  • У тебя нет нужных знаний, у меня — есть.


Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.


Слайд 9

Среди данных предложений найдите БСП, обоснуйте свой выбор


Казалось, сегодня все против нас.

Люди шумели, перекрикивались, толкались.

Холодало, мороз хватал за уши.



Слайд 10

Дополните данное предложение второстепенными членами.

  • Светит солнце, дует ветер, качаются деревья.

Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю, дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку, качаются и скрипят деревья.


Слайд 11

Почему в этом предложении так много запятых?

Сколько вообще здесь частей?Как определить, что это бессоюзное предложение?

А как разделить простые предложения?

Как обозначит части БСП так, чтобы не путать их с осложнениями?


Слайд 12

Правило

Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.


Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю; дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку; качаются и скрипят деревья.


Проверьте постановку знаков препинания у себя в тетрадях.


Тренировочные упражнения


Слайд 13

1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях


  • Легко скользя между сосен лыжник двигался вперед он торопился успеть до вечера.

  • Каштанка вошла в комнату ворча и оглядываясь в углу заворочалась свинья потревоженная неожиданным шумом кот выгнул спину и недовольно пофыркивал.


Слайд 14

2. Работа с текстом


  • Прочитайте текст упражнения 192

  • О чем он? К какому типу речи относится?

  • Найдите в нем бессоюзные сложные предложения

  • Какую роль они играют?


Вывод

БСП помогают автору воспроизвести и выписать бытовые детали, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки

Обобщение


Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

















,

Просмотр содержимого презентации
«╨Ч╨░╨┐╤П╤В╨░╤П ╨╕ ╤В╨╛╤З╨║╨░ ╤Б ╨╖╨░╨┐╤П╤В╨╛╨╕╠Ж ╨▓ ╨С╨б╨Я»

Собери слово

Собери слово

  • Из слова заставить запишем приставку
  • А корень возьмем тот, который есть в пятке
  • И чтобы мы слово собрали играя, конец нам подарит звезда золотая
З А П Я Т А Я

З А П Я Т А Я

Каковы цели сегодняшнего урока? Используй опорные слова:

Каковы цели сегодняшнего урока? Используй опорные слова:

  • Выяснить ….
  • Научиться …
  • Уметь ...
В спомним Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это предложение части которого связаны только при помощи смысла или интонации (без помощи союзов или союзных слов) 1 Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного предложения (ССП) и сложноподчиненного предложения (СПП)  2 отношения в БСП выражаются с помощью интонации и знаков препинания

В спомним

Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это предложение части которого связаны только при помощи смысла или интонации (без помощи союзов или союзных слов)

1 Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного предложения (ССП) и сложноподчиненного предложения (СПП)

2 отношения в БСП выражаются с помощью интонации и знаков препинания

Создадим бессоюзное предложение Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.  Что мы сделали в этом предложении? Перечислили события и действия.

Создадим бессоюзное предложение

  • Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.
  • Что мы сделали в этом предложении?

Перечислили события и действия.

  • Почему так произошло?
Создадим бессюзное предложение Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.  Что мы сделали в этом предложении? Перечислили события и действия.

Создадим бессюзное предложение

Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.

  • Что мы сделали в этом предложении?

Перечислили события и действия.

  • Почему так произошло?
Как проще всего перечислить события и действия? Светит  солнце , дует ветер , качаются деревья.    Мы соединили простые предложения с помощью интонации перечисления и запятых Простое предложение Простое предложение Простое предложение

Как проще всего перечислить события и действия?

  • Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.

Мы соединили простые предложения с помощью интонации перечисления и запятых

Простое предложение

Простое предложение

Простое предложение

В БСП с интонацией перечисления между частями ставятся запятые Одновременность Анна читает, Сергей задумался, Настя грустит. Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром. Последовательность На улице идет снег, в доме — очень тепло. Сопоставление и противопоставление

В БСП с интонацией перечисления между частями ставятся запятые

Одновременность

Анна читает, Сергей задумался, Настя грустит.

Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром.

Последовательность

На улице идет снег, в доме — очень тепло.

Сопоставление и противопоставление

Помните, что части БСП могут быть неполными или односоставными предложениями Дай характеристику предложений Вечерело, на небе загорались звезды. Сеня был смельчаком, Андрей — молчаливым мечтателем. У тебя нет нужных знаний, у меня — есть. Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.

Помните, что части БСП могут быть неполными или односоставными предложениями

Дай характеристику предложений

  • Вечерело, на небе загорались звезды.
  • Сеня был смельчаком, Андрей — молчаливым мечтателем.
  • У тебя нет нужных знаний, у меня — есть.

Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.

Помните, что части БСП могут быть неполными или односоставными предложениями Дай характеристику предложений Вечерело, на небе загорались звезды. Сеня был смельчаком, Андрей — молчаливым мечтателем. У тебя нет нужных знаний, у меня — есть. Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.

Помните, что части БСП могут быть неполными или односоставными предложениями

Дай характеристику предложений

  • Вечерело, на небе загорались звезды.
  • Сеня был смельчаком, Андрей — молчаливым мечтателем.
  • У тебя нет нужных знаний, у меня — есть.

Не путайте БСП с осложненными простыми предложениями.

Среди данных предложений найдите БСП, обоснуйте свой выбор

Среди данных предложений найдите БСП, обоснуйте свой выбор

  • Казалось, сегодня все против нас.
  • Люди шумели, перекрикивались, толкались.
  • Холодало, мороз хватал за уши.
Вернемся к нашему предложению Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.  дополнить дополнить дополнить Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю, дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку, качаются и скрипят деревья.

Вернемся к нашему предложению

Светит солнце , дует ветер , качаются деревья.

дополнить дополнить дополнить

Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю, дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку, качаются и скрипят деревья.

Почему в этом предложении так много запятых?  Сколько вообще здесь частей?  Как определить, что это бессоюзное предложение?  А как разделить простые предложения?  Как обозначит части БСП так, чтобы не путать их с осложнениями?

Почему в этом предложении так много запятых? Сколько вообще здесь частей? Как определить, что это бессоюзное предложение? А как разделить простые предложения? Как обозначит части БСП так, чтобы не путать их с осложнениями?

Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю ; дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку ; качаются и скрипят деревья. обычная пауза долгая пауза ; ,

Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой

Светит солнце, посылая свои лучи на замерзшую землю ; дует ветер, прогоняющий по дорогам мелкую поземку ; качаются и скрипят деревья.

обычная пауза долгая пауза

;

,

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях

  • Легко скользя между сосен лыжник двигался вперед он торопился успеть до вечера.
  • Каштанка вошла в комнату ворча и оглядываясь в углу заворочалась свинья потревоженная неожиданным шумом кот выгнул спину и недовольно пофыркивал.
Работа с текстом Прочитайте текст упражнения 192 О чем он? К какому типу речи относится? Найдите в нем бессоюзные сложные предложения Какую роль они играют? БСП помогают автору воспроизвести и выписать бытовые детали, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки

Работа с текстом

  • Прочитайте текст упражнения 192
  • О чем он? К какому типу речи относится?
  • Найдите в нем бессоюзные сложные предложения
  • Какую роль они играют?

БСП помогают автору воспроизвести и выписать бытовые детали, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки

Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? Д/З

Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

Д/З


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!