Учитель русского языка: Т.И. Чупрынина
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться
Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать
- Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать
Зелёныё цвет – вы спокойны
Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства
Тема:
«Запятая перед союзами
в сложном предложении»
Цели урока :
1. формировать умения постановки запятой в сложном предложении;
2. учить различать ССП и СПП , отличать их от простого предложения с однородными членами;
3. развивать умение составлять схемы ССП и СПП;
4. развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления;
5. воспитывать интерес к русскому языку
Служебная часть речи
Вопрос задать нельзя
Связывает однородные члены
и простые предложения
СОЮЗ
Не является членом предложения
Нет лексического значения
Бывают простые и составные
Сочинительные и подчинительные
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Дубровский не отлучался из Покровского но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей.
Сложные предложения
Сложные предложения - это предложения , состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Виды сложных предложений
Сложные предложения
Союзные
бессоюзные
Сложноподчинённые
Сложносочинённые
Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
( Промчится год , и я явлюся к вам .)
Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом .
( Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать.)
А - сочинительный союз
Б - подчинительный союз
1. И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.
2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
3. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.
4. Петушок угомонился, Шум утих, и царь забылся.
5. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна.
6. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
7. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
8. Вы помните, как оживились вдруг Сии сады, сии живые воды.
1 . Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.
( Сочинительный союз, ССП )
2. В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
( Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами )
3. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей.
( Подчинительный союз, СПП.)
4.Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты
( Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами )
- Все завыли за Дадоном, Застонала тяжким стоном Глубь долин, и сердце гор Потряслося.
( Сочинительный союз, ССП.)
Графический диктант
1. Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира
2. Кто знает край, где небо блещет Неизъяснимой синевой.
3. Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает, И облачком зефир играет, И тихо зыблется тростник.
4 .Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
5. Я славил твой небесный лик, Когда он искрою возник.
Александр Сергеевич Пушкин
Виды Болдина
Памятник А.С.Пушкину в Болдино
ТЕСТ I . Выбрать определение сложного предложения
а. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
б. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
в. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Догорала на горизонте заря ( ) и синим туманом окутывала степь заснеженные крыши хат.
А . Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» нужна запятая
Б . Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» запятая не нужна
В . Сложное предложение, перед союзом «И» нужна запятая
Г . Сложное предложение, перед союзом «И» запятая не нужна
3. Выберите способ связи простых предложений в сложном
А . С помощью обобщающих слов.
Б . С помощью союзов.
В. С помощью порядка слов.
4. Выберите схему сложного предложения
А. [- =], [- =].
Б. [- =].
В. [- =, =,].
1– В
2 – В
3 – Б
4 – А