СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Запятая перед союзами в сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или более простых.

Просмотр содержимого документа
«Запятая перед союзами в сложном предложении»

Учитель русского языка: Т.И. Чупрынина

Учитель русского языка: Т.И. Чупрынина

В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Откроется самая главная мысль!

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

   Не стыдно не знать, Стыдно не учиться

 

Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать Зелёныё цвет – вы спокойны Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать

  • Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать

Зелёныё цвет – вы спокойны

Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства

Тема: «Запятая перед союзами в сложном предложении»

Тема:

«Запятая перед союзами

в сложном предложении»

Цели урока : 1.  формировать умения постановки запятой в сложном предложении; 2. учить различать ССП и СПП , отличать их от простого предложения с однородными членами; 3. развивать умение составлять схемы ССП и СПП; 4. развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления; 5. воспитывать интерес к русскому языку

Цели урока :

1. формировать умения постановки запятой в сложном предложении;

2. учить различать ССП и СПП , отличать их от простого предложения с однородными членами;

3. развивать умение составлять схемы ССП и СПП;

4. развивать речь учащихся, логику и самостоятельность мышления;

5. воспитывать интерес к русскому языку

Служебная часть речи Вопрос задать нельзя Связывает однородные члены и простые предложения СОЮЗ Не является членом предложения  Нет лексического значения Бывают простые и составные Сочинительные и подчинительные

Служебная часть речи

Вопрос задать нельзя

Связывает однородные члены

и простые предложения

СОЮЗ

Не является членом предложения

Нет лексического значения

Бывают простые и составные

Сочинительные и подчинительные

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Дубровский не отлучался из Покровского но слух о разбоях его не  утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей.
  • Дубровский не отлучался из Покровского но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей.
 Сложные предложения   Сложные предложения - это  предложения , состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Сложные предложения

Сложные предложения - это предложения , состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Виды сложных предложений Сложные предложения Союзные бессоюзные Сложноподчинённые Сложносочинённые

Виды сложных предложений

Сложные предложения

Союзные

бессоюзные

Сложноподчинённые

Сложносочинённые

Сложносочинённые предложения  – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. ( Промчится год , и я явлюся к вам .)    Сложноподчинённые предложения  – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом .  ( Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать.)

Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

( Промчится год , и я явлюся к вам .)

Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом .

( Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать.)

А - сочинительный союз  Б - подчинительный союз

А - сочинительный союз

Б - подчинительный союз

1. И отроки тотчас с конем отошли,  А князю другого коня подвели.  2. Люблю немолчный говор твой   И поэтические слезы. 3. Вновь я посетил  Тот уголок земли, где я провел  Изгнанником два года незаметных.  4. Петушок угомонился,   Шум утих, и царь забылся. 5. Наша ветхая лачужка  И печальна, и темна.  6. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.  7. То, как зверь, она завоет,   То заплачет, как дитя. 8. Вы помните, как оживились вдруг  Сии сады, сии живые воды.

1. И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.

2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.

3. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.

4. Петушок угомонился, Шум утих, и царь забылся.

5. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна.

6. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

7. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

8. Вы помните, как оживились вдруг Сии сады, сии живые воды.

1 . Грядущие годы таятся во мгле,  Но вижу твой жребий на светлом челе.  ( Сочинительный союз, ССП )  2. В последний раз передо мной  Ты катишь волны голубые  И блещешь гордою красой. ( Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами )

1 . Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.

( Сочинительный союз, ССП )

2. В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

( Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами )

3. Вот опальный домик,  Где жил я с бедной нянею моей.  ( Подчинительный союз, СПП.)  4.Прошли восторги, и печали,  И легковерные мечты ( Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами ) Все завыли за Дадоном,  Застонала тяжким стоном  Глубь долин, и сердце гор  Потряслося.  ( Сочинительный союз, ССП.)

3. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей.

( Подчинительный союз, СПП.)

4.Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты

( Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами )

  • Все завыли за Дадоном, Застонала тяжким стоном Глубь долин, и сердце гор Потряслося.

( Сочинительный союз, ССП.)

Графический диктант  1.  Кругом подножия кумира  Безумец бедный обошел  И взоры дикие навел  На лик державца полумира

Графический диктант

1. Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира

2. Кто знает край, где небо блещет  Неизъяснимой синевой.

2. Кто знает край, где небо блещет Неизъяснимой синевой.

3. Пускай же солнца ясный лик  Отныне радостью блистает,  И облачком зефир играет,  И тихо зыблется тростник.

3. Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает, И облачком зефир играет, И тихо зыблется тростник.

4 .Так исчезают заблужденья  С измученной души моей,  И возникают в ней виденья  Первоначальных, чистых дней.

4 .Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

5.  Я славил твой небесный лик,  Когда он искрою возник.

5. Я славил твой небесный лик, Когда он искрою возник.

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Виды Болдина

Виды Болдина

Памятник А.С.Пушкину в Болдино

Памятник А.С.Пушкину в Болдино

ТЕСТ  I . Выбрать определение сложного предложения а. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. б.  Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения. в. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

ТЕСТ I . Выбрать определение сложного предложения

а. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

б. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

в. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Догорала на горизонте заря ( ) и синим туманом окутывала степь заснеженные крыши хат.  А . Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» нужна запятая  Б . Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» запятая не нужна  В . Сложное предложение, перед союзом «И» нужна запятая  Г . Сложное предложение, перед союзом «И» запятая не нужна

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Догорала на горизонте заря ( ) и синим туманом окутывала степь заснеженные крыши хат.

А . Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» нужна запятая

Б . Простое предложение с однородными членами, перед союзом «И» запятая не нужна

В . Сложное предложение, перед союзом «И» нужна запятая

Г . Сложное предложение, перед союзом «И» запятая не нужна

3. Выберите способ связи простых предложений в сложном А . С помощью обобщающих слов. Б . С помощью союзов. В.  С помощью порядка слов.

3. Выберите способ связи простых предложений в сложном

А . С помощью обобщающих слов.

Б . С помощью союзов.

В. С помощью порядка слов.

4. Выберите схему сложного предложения А. [- =], [- =].  Б. [- =]. В. [- =, =,].

4. Выберите схему сложного предложения

А. [- =], [- =].

Б. [- =].

В. [- =, =,].

1– В  2 – В  3 – Б  4 – А

1– В

2 – В

3 – Б

4 – А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!