Тема. Заповеди. Подвиг.
Ключевые понятия: заповедь, различение добра и зла, подвиг.
Цели и задачи урока: разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.
Ход урока
Выявление восприятия, мотивация.
Поясните слова, которые являются темой урока.
После обсуждения первого вопроса следует уточнить значение слова «традиция»:
а) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.; воинские традиции, национальные традиции);
б) обычай, установившийся порядок поведения в быту (например: традиция встречи Нового года).
Традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью, и с опытом предшествующих поколений.
Расскажите о традициях, которые сложились в твоей семье, школе, в кругу друзей. Если для оформления рассказа потребуются некоторые из перечисленных ниже положений, используйте их в своем рассказе. Главное: подумайте, что дает человеку и человеческому обществу следование традициям.
– взаимоуважение
– равенство
– следование слову, обещанию
– ответственность перед другими
– стремление помочь
– совместное переживание горя и радости
– уважение к старшим
Сделайте вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументируйте свою мысль о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни.
Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Прочитайте текст в учебнике.
2) Чтение текста «Заповеди».
1.Запомнить определение: заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.
2. Размышлениям над некоторыми заповедями Моисея.
Чти отца твоего и матерь твою. Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
Не убий! На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.
Не прелюбодействуй. Не предавай друга, супруга. Веди себя по законам морали.
Не укради. То есть не воруй – ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести.
Не завидуй.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.
В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!
3) Запись заповедей в тетрадь.
4) Просмотр презентации «Заповеди»
5) Тесты (устно)
Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым?
потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения;
потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом;
потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом.
Заповеди даны человеку для того, чтобы
жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;
жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди - Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным
Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для
иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности;
всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле;
грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.
Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?
Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.
Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?
_________________________________________________________________________________
Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что они даны людям от ________ .
6) Чтение текста «Подвиг».
7) Просмотр презентации «Подвиг»
8) Тесты (устно)
В России особо почитаются русские воины, ставшие святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков. Как вы думаете почему?
Потому что они были из знатных родов, и все люди их уважали и почитали
Потому что они своей жизнью явили подвиг христианского служения Богу и людям
Потому что они хотели прославиться своими подвигами
Подвиг совершается, когда:
Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят
Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность
Люди, помогая кому-то, ищут себе славы
Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом?
Нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться
Да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг
Нет, потому что человек своими страданиями никому не помогает
Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина:
«Тот не погиб – кто пал в борьбе,
Держа в руках святое знамя….
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя…»
Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою до самого конца хранили в сердце пламя своей веры. А значит, они не погибли и вечно будут жить
Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеет веру, и те, кто ее не имеет
В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу
Подведение итогов
- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.
- Вспомни пример, хоть пусть и не значительного, но личного подвига из своей
жизни.
Домашнее задание Стр. 24-35, просмотреть презентации.