СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заповеди. Подвиг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Заповеди. Подвиг.

Ключевые понятия: заповедь, различение добра и зла, подвиг.

Цели и задачи урока: разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

Ход урока

  1. Выявление восприятия, мотивация.
  1. Поясните слова, которые являются темой урока.
  2. После обсуждения первого вопроса следует уточнить значение слова «традиция»:

а) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.; воинские традиции, национальные традиции);

 б) обычай, установившийся порядок поведения в быту (например: традиция встречи Нового года).

  1. Традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью, и с опытом предшествующих поколений.
  2. Расскажите о традициях, которые сложились в твоей семье,  школе, в кругу друзей. Если для оформления рассказа потребуются некоторые из перечисленных ниже положений, используйте их в своем рассказе. Главное: подумайте, что дает человеку и человеческому обществу следование традициям.

                           – взаимоуважение

                           – равенство

                           – следование слову, обещанию

                           – ответственность перед другими

                           – стремление помочь

                           – совместное переживание горя и радости

                           – уважение к старшим

  1. Сделайте вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументируйте свою мысль о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни.
  2. Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Прочитайте текст в учебнике.

2) Чтение текста «Заповеди».

1.Запомнить определение: заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

2. Размышлениям над некоторыми заповедями Моисея.

Чти отца твоего и матерь твою. Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

Не убий! На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.

Не прелюбодействуй. Не предавай друга, супруга. Веди себя по законам морали.

Не укради. То есть не воруй – ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести.

Не завидуй.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

3) Запись заповедей в тетрадь.

4) Просмотр презентации «Заповеди»

5) Тесты (устно)

Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым? 

  • потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения;
  • потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом;
  • потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом.

Заповеди даны человеку для того, чтобы

  • жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;
  • жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди - Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
  • жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным 

Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для

  • иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности;
  • всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле;
  • грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.

Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?

  • Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
  • Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
  • Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.  

Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

_________________________________________________________________________________

Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что они даны людям от ________  .

         6) Чтение текста «Подвиг».

7) Просмотр презентации «Подвиг»

8) Тесты (устно)

В  России особо почитаются русские воины, ставшие святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков. Как вы думаете почему?

  1. Потому что они были из знатных родов, и все люди их уважали и почитали
  2. Потому что они своей жизнью явили подвиг христианского служения Богу и людям
  3. Потому что они хотели прославиться своими подвигами

Подвиг совершается, когда:

  1. Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят
  2. Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность
  3. Люди, помогая кому-то, ищут себе славы

Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом?

  1. Нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться
  2. Да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг
  3. Нет, потому что человек своими страданиями никому не помогает

Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина:

«Тот не погиб – кто пал в борьбе,

Держа в руках святое знамя….

Нет, он не изменил себе,

Не угасил он в сердце пламя…»

  1. Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою до самого конца хранили в сердце пламя своей веры. А значит, они не погибли и вечно будут жить
  2. Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеет веру, и те, кто  ее не имеет
  3. В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу
  1. Подведение итогов

                - Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- Вспомни   пример,  хоть пусть и не значительного, но личного подвига из своей

 жизни.

  1. Домашнее задание Стр. 24-35, просмотреть презентации.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Заповеди. Подвиг.»

Тема. Заповеди. Подвиг.

Ключевые понятия: заповедь, различение добра и зла, подвиг.

Цели и задачи урока: разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

Ход урока

  1. Выявление восприятия, мотивация.

  1. Поясните слова, которые являются темой урока.

  2. После обсуждения первого вопроса следует уточнить значение слова «традиция»:

а) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.; воинские традиции, национальные традиции);

б) обычай, установившийся порядок поведения в быту (например: традиция встречи Нового года).

  1. Традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью, и с опытом предшествующих поколений.

  2. Расскажите о традициях, которые сложились в твоей семье, школе, в кругу друзей. Если для оформления рассказа потребуются некоторые из перечисленных ниже положений, используйте их в своем рассказе. Главное: подумайте, что дает человеку и человеческому обществу следование традициям.

– взаимоуважение

– равенство

– следование слову, обещанию

– ответственность перед другими

– стремление помочь

– совместное переживание горя и радости

– уважение к старшим

  1. Сделайте вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументируйте свою мысль о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни.

  2. Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Прочитайте текст в учебнике.

2) Чтение текста «Заповеди».

1.Запомнить определение: заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

2. Размышлениям над некоторыми заповедями Моисея.

Чти отца твоего и матерь твою. Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

Не убий! На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.

Не прелюбодействуй. Не предавай друга, супруга. Веди себя по законам морали.

Не укради. То есть не воруй – ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести.

Не завидуй.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

3) Запись заповедей в тетрадь.

4) Просмотр презентации «Заповеди»

5) Тесты (устно)

Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым?

  • потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения;

  • потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом;

  • потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом.

Заповеди даны человеку для того, чтобы

  • жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

  • жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди - Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

  • жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным 

Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для

  • иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности;

  • всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле;

  • грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.

Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?

  • Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

  • Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

  • Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

_________________________________________________________________________________

Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что они даны людям от ________ .

6) Чтение текста «Подвиг».

7) Просмотр презентации «Подвиг»

8) Тесты (устно)

В России особо почитаются русские воины, ставшие святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков. Как вы думаете почему?

  • Потому что они были из знатных родов, и все люди их уважали и почитали

  • Потому что они своей жизнью явили подвиг христианского служения Богу и людям

  • Потому что они хотели прославиться своими подвигами

Подвиг совершается, когда:

  • Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят

  • Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность

  • Люди, помогая кому-то, ищут себе славы

Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом?

  • Нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться

  • Да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг

  • Нет, потому что человек своими страданиями никому не помогает

Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина:

«Тот не погиб – кто пал в борьбе,

Держа в руках святое знамя….

Нет, он не изменил себе,

Не угасил он в сердце пламя…»

  • Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою до самого конца хранили в сердце пламя своей веры. А значит, они не погибли и вечно будут жить

  • Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеет веру, и те, кто ее не имеет

  • В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу

  1. Подведение итогов

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- Вспомни пример, хоть пусть и не значительного, но личного подвига из своей

жизни.

  1. Домашнее задание Стр. 24-35, просмотреть презентации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!