Физминутка для рук и пальцев предназначена для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду. Цель физкультминутки: снятие утомляемости детей, восстановление физических сил дошкольников. Физминутки для пальчиков обеспечивают активный отдых детей, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе занятия.
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасать ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Белка
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Наша семья
(По очереди разгибать пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Рыбки
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Шла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Медузы
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. Можно усложнить задачу — поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках
Повстречались
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му!».
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.
На первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке.
На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки.
На шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке.
На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки,
На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу.
На вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики,
На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе,
На четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола,
На пятую – мизинцы,
На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Пирожки
Я купила масло,
Сахар и муку.
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку.
Всех гостей я в гости жду.
Поочередное загибание пальцев при перечислении продуктов, начиная с мизинца.
Имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты)
Движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.
Стирка
Мы бельё стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили –
То-то стало весело.
Тереть один кулачок об другой.
Движения ладонями вправо – влево
Сжимать –раздимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья.
Поворачивать кисти ркуи из стороны в всторону, пальцы разведены в сторону( «фонарики»)
Капуста
Мы капусту рубим – рубим
Мы капусту солим – солим.
Мы капусту трём- трём.
Мы капусту жмём – жмём.
1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора вверх – вниз, движения повторяющиеся, ритмичные.
2. Поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны щепоть – имитация соления.
3. Трение кулачка о кулачок – движения вертикально вверх- вниз.
4. Энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем, движения ритмичные, одновременные.
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Пальчики в лесу"
Раз, два, три, четыре, пять
Держим перед собой левую руку ладонью вверх
"Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел",
загибаем мизинец
"Этот пальчик чистить стал",
Загибаем безымянный палец
"Этот резал",
Загибаем средний палец
"Этот ел",
Загибаем указательный палец
"Ну, а этот лишь глядел!"
Загибаем большой палец и щекочет ладошку.
Летняя
Бежали мимо речки смешные человечки ( бегут пальчики)
Прыгали- скакали, прыгали-скакали (прыгают)
Солнышко встречали ( солнышко из ладошек)
Забрались на мостик (стучим ребром ладони)
И забили гвоздик – тук, тук (молоточек)
С мостика в речку- бултых!
Где же человечки? (Купаются в речке)
Зимняя
1,2,3,4,5 – мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили (изображаем)
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались ( проводим по тыльной стороне ладони)
А потом в снегу валялись…
Все в снегу домой пришли
Съели суп и спать легли.
( отряхиваем кистями)
Замок
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
Долго, долго мы лепили
Долго, долго мы лепили,
(Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомили. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны )
И опять лепить начнем (Хлопаем в ладоши.)
Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Трубачи
Тридцать три Трубача Трубят тревогу.
(Руки на уровне рта. Все десять пальчиков «бегают» ко рту и от него, имитируя игру на трубе.)