СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Защита информации и информационная безопасность детей и подростков »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения классного часа 5-7 класс

Просмотр содержимого документа
««Защита информации и информационная безопасность детей и подростков »»

Воспитание классного коллектива Классный час «Защита информации и информационная безопасность детей и подростков »

Тип урока: классный час 8-11 класс (45 минут)

Планируемое количество участников: 30 человек.

Цель: формировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной информации, как распознать признаки злоупотребления доверчивостью и сделать более безопасным общение в сети Интернет;

как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Проблемы информационной безопасности в сети Интернет».

Ход занятия.

  1. Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

Информационное пространство современного человека значительно шире, чем даже 10-15 лет назад. За эти годы появилось множество технических новинок, которые позволяют ощущать себя всё время находящимся в информационном потоке. Количество источников информации разного рода также выросло. Это, несомненно, можно считать положительным явлением. Но, в то же время, возросли риски, связанные с расширением этого информационного поля. На нашем занятии напомним себе о б этих рисках и путях их минимизации.

  1. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации «Защита информации и информационная безопасность в сети Интернет»

Слайд 1. Тема.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «защита», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности».

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.(Литература, образование, личное общение, искусство, система социально-воспитательной работы и др.)

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-6. Справочная информация.

По данным, опубликованных на портале Единый урок РФ в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 7 лет ,наблюдается тенденция снижения возраста до 5 лет; 40% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

  • сетевые игры;

  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;

  • обмен файлами;

  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;

  • ведение блогов и пр.

  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией

  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

  1. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
Работа в группах:

- – Сформулируйте ваши предложения по защите от негативной информации

(3 группы литература, телевидение, общение). Обсуждение ответов.

  1. Слайд 8 Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Слайд 9 Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований.

Слайд 10 Классификация информационной продукции

Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

Слайд 11 Меры защиты

- упаковка

- информационный знак

-подтверждение возраста

Слайд 12 Не маркируется

- статистические и научно-технические данные

-издания, имеющие культурную ценность

- учебники с грифом Разрешено или Допущено

- Издания нормативно-правовых актов

-издания с информацией об окружающей среде

- издания с информацией о деятельности правоохранительных органов

ИНТЕРНЕТ – это огромный общественный ресурс

Подготовка коллективного ответа на вопрос:

«Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?»,

«Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?»,

«Как оградить себя от кибер-преступлений?».

(Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

  1. Обсуждение результатов работы.

  2. Продолжение работы с презентацией

  3. Слайды 13-14. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.

  • Используйте антивирусную программу.

  • Применяйте брандмауэр.

  • Создавайте резервные копии важных файлов.

  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.

  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.

  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны и честны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.

  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.

  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.

  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.

  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.

  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Интерактивная игра «Информационная безопасность» (https://quizizz.com/admin/quiz/)

Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

  1. Учитель благодарит учащихся за работу

  2. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся смайлики. Улыбка– занятие понравилось; прямая – занятие оставило равнодушным; без улыбки – занятие не понравилось).


Используемая литература и Интернет-ресурсы:


Основы кибербезопасности - Единый урок www.единыйурок.рф › 152-osnovy-kiberbezopasnosti

"Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интернет- безопасности.

Портал Сети творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.com

Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft

http://www.microsoft.com/rus/

Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec

http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/

Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет.

Безопасный Интернет http://www.saferinternet.ru/.

www.unmultimedia.org

https://www.afipskiylicey.ru/svedeniya-o-licee/informacionnaya-bezopasnost

https://docplayer.ru/72190320-Klassnyy-chas-informacionnaya-bezopasnost.html











Правила работы в сети Интернет для детей

1. Не входите на незнакомые сайты. Не переходите по подозрительным ссылкам. Не отвечайте на «спам». 

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Никогда не посылайте никому свой пароль. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв, а также периодически меняйте их.

4. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник). При общении лучше выбирать ник, не позволяющий определить половую принадлежность и возраст (не стоит делать частью виртуального псевдонима год своего рождения). Никогда не давай информацию о себе, которая может указать, что ты — ребенок.

5. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире. в виртуальном пространстве необходимо вести себя абсолютно так же, как в реальности. Не грубить, не сквернословить и не оскорблять других.

6. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).

7. Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым. Учите ребенка избирательно относиться к информации в Сети и всегда проверять ее.

8. Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр, местоположение ребенка и родителей, планы, касающиеся длительных путешествий, каникул и отпусков, фото дорогих вещей, фото квартиры, автомобиля или дома, информация о личных документах, номерах автомашин, фото личных документов, банковских карт и т. д. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо, чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.

9. Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.

10. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере. Расскажите ребёнку, что если он использовал чужой компьютер (планшет, смартфон) для просмотра своей странички в социальной сети, то должен обязательно выходить из аккаунта по окончанию работы. Нельзя на чужих устройствах сохранять пароли — это могут использовать злоумышленники.

11. Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Главный принцип: если незнакомец кажется подозрительным, угрожает, обещает подарки, деньги или настойчиво просит о чем-то, общение в Сети с ним необходимо моментально прекратить. 

12. При возникновении чувства неловкости или тревоги при виртуальном диалоге, а также, если собеседник навязчиво настаивает на перенос отношений в реал, следует прекратить общение и сообщить старшим; Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем родителей; 

13. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми. 

14. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть вас во время разговора, т.к. он может быть записан.

15. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист (ICQ, MSN messenger, соцсети и т.д.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!