МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ГОРОДА ТЮМЕНИ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ КРАЕВЕДЕНИЯ
Программа
дополнительного образования
«Здоровье, грация, красота».
Автор: Пенкина Н.В.
преподаватель физической культуры
высшей категории
г. Тюмень
Пояснительная записка.
Программа заключается в том, чтобы воедино соединить оздоровительную, двигательную и развивающую направленность.
Содержание программы предполагает:
*Охрану и укрепление здоровья школьников.
*Реализацию индивидуально-типологического и психологического подхода к учащимся в процессе их физического развития и самосовершенствования, введение в методологию оценки здоровья; показателей гармоничности физического развития, изучения психологических особенностей школьника.
*Создание новых форм организации физического воспитания, на основе современных и здоровье сберегающих технологий.
*Поиск эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса на основе индивидуализации и включения механизмов личностного саморазвития учащихся.
Реализация цели программы предполагает работу в следующих направлениях:
1.Обеспечение преемственности в применении здоровье сберегающих педтехнологий.
2.Создание условий для формирования потребности к саморазвитию.
3.Формирование потребности учащихся в сохранении, укреплении здоровья и творческой деятельности.
4.Реализация системы развития в использовании здоровье сберегающих педтехнологий, внедрение оздоровительных методик.
5.Организация профилактических мер по нарушениям опорно-двигательного аппарата, заболеваниям органов дыхания, зрения, психологического развития.
Игровой компонент выделяется в самостоятельный, т.к. подвижная игра в младшем школьном возрасте содержит огромные возможности и оказывает сильное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Отличительной особенностью подвижных игр являются: активность и самостоятельность играющих в выборе действий, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности, способствующие развитию физических качеств, воспитанию морально-волевых и нравственных качеств, совершенствованию психомоторной функции.
Задача педагога – направлять детское творчество, постоянно поддерживать у детей интерес к игре, которая требует от ребёнка активности, творческой инициативы и является одним из основных условий формирования творческого мышления.
Оздоровительный компонент основывается на принципе:
Тело – психика – нравственность.
Основными задачами являются:
1.Разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников.
2.Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особенности развития.
Программа «Здоровье, грация, красота» рассчитана на учащихся 3-5 классов, 1 занятие в неделю по 45 минут.
Цель программы: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни через осознанное использование средств физической культуры.
Задачи:
1.Общее укрепление и оздоровление организма.
2.Повышение физической работоспособности организма и устойчивости к внешним неблагоприятным воздёйствиям окружающей среды.
3.Приобритение необходимых знаний в области гигиены, медицины, физкультуры и спорта.
4.Повышение двигательной активности, культуры движений, культуры питания и психической саморегуляции.
Кадровое обеспечение: учитель физической культуры высшей категории.
Ожидаемые результаты:
1.Знать/понимать:
-О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
-о способах изменения направления и скорости движения;
-о режиме дня, личной гигиене и закаливании;
-о правилах составления комплексов утренней зарядки;
-о правилах поведения на занятиях в спортивном зале и на улице.
2.Уметь:
-Выполнять комплексы упражнений, способствующих формированию правильной осанки;
-выполнять комплексы утренней гимнастики физкультминуток;
-самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры;
-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
Выполнять строевые упражнения.
Основными критериями результативности реализации программы являются:
1.Положительная динамика результатов обучающихся.
2.Высокий уровень психологической комфортности в коллективе каждого воспитанника с учётом индивидуальных и физических возможностей ребёнка.
Разделы программы:
1.Теория:
1.Режим дня.
2.Личная гигиена и закаливание.
3.Правила составления комплексов утренней зарядки.
4.Правила поведения на занятиях в спортивном зале и на улице.
2.Практика:
1.Дыхательная гимнастика.
2.Звуко-двигательная гимнастика.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Упражнения на формирование осанки.
5.Упражнения хатха-йоги.
6.Обучение самомассажу.
7.Упражнения на развитие гибкости.
8.Упражнения на развитие ловкости.
9.Упражнения на развитие координации.
10.Упражнения для развития силовых способностей.
11.Подвижные игры.
12.Эстафеты.
13.Полоса препятствий.
Тематическое планирование. |
№ п\п | Темы занятий | Дата проведения |
1-2 | 1.Правила поведения на занятиях в спортивном зале и на улице. 2.Строевые команды и приёмы. | |
3-5 | 1.Режим дня. 2.Дыхательная гимнастика. | |
6-8 | 1.Личная гигиена и закаливание. 2.Звуко-двигательная гимнастика. | |
9-11 | 1.Правила составления комплексов утренней зарядки. 2.Пальчиковая гимнастика. | |
12-14 | 1.Упражнения на формирование осанки. 2.Подвижные игры. | |
15-17 | 1.Профилактика плоскостопия. 2.Подвижные игры. | |
18-20 | 1.Упражнения хатка-йоги (релаксация, психорегуляция) | |
21-23 | 1.Обучение самомассажу. | |
24-26 | 1.Упражнение на развитие гибкости. 2.Эстафеты. | |
27-29 | 1.Упражнение на развитие ловкости. 2.Подвижные игры. | |
30-32 | 1.Упражнения на развитие координации. 2.Подвижные игры. | |
33-34 | 1.Упражнения для развития силовых способностей. 2.Полоса препятствий. | |
Литература:
«Учебная программа по физической культуре для учащихся 1-4х классов с элементами развивающего обучения», Фомичева Н.В., Короткова Е.А., Издательство «Вектор Бук», Тюмень, 2008.
Журнал «Физическая культура в школе», 2008-2011.