СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление положительных сторон при использовании современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся.

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики»»

Обобщение опыта по теме самообразования «Здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики» Автор опыта: Куприна Наталья Владимировна, учитель математики Хайрюзовской СОШ-филиала МБОУ «Троицкая СОШ № 2»

Обобщение опыта

по теме самообразования

«Здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики»

Автор опыта: Куприна Наталья Владимировна,

учитель математики

Хайрюзовской СОШ-филиала

МБОУ «Троицкая СОШ № 2»

 Цель: Выявление положительных сторон при использовании современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся.  Задачи: 1)Рассмотреть целесообразность применения здоровьезберегающих и ИКТ технологий на различных этапах урока. 2)Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения. 3)Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.

Цель: Выявление положительных сторон при использовании современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся.

Задачи:

1)Рассмотреть целесообразность применения здоровьезберегающих и ИКТ технологий на различных этапах урока.

2)Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.

3)Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.

1).Здоровьесберегающие технологии   « Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка-…это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.»  (В.А. Сухомлинский )

1).Здоровьесберегающие технологии

« Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка-…это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.»

(В.А. Сухомлинский )

 Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.  Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности зависит от : от правильной организации урока и уровня его рациональности, гигиенических условий урока.

Здоровьесберегающие технологииэто системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности зависит от : от правильной организации урока и уровня его рациональности, гигиенических условий урока.

виды деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров…). виды преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа…), частота чередования через 10–15 минут.  Использование ИКТ : не более 10-15 минут
  • виды деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров…).
  • виды преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа…), частота чередования через 10–15 минут.

Использование ИКТ : не более 10-15 минут

 Создание условий для мотивации учебной деятельности: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод.  Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

Создание условий для мотивации учебной деятельности:

оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод.

Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

Минутки оздоровления (1-2 минуты)  Для снятия утомления с туловища, с плечевого пояса и рук Для улучшения мозгового кровообращения  Для массажа щитовидной железы Для улучшения крово- и лимфообращение Гимнастика для глаз  Пальчиковая гимнастика Массаж против простудных заболеваний, ангин, катаракты, верхних дыхательных путей. Упражнение по профилактике нарушения зрения  Упражнения на релаксацию успокаивают нервную систему, снимают напряжение.

Минутки оздоровления

(1-2 минуты)

  • Для снятия утомления с туловища, с плечевого пояса и рук
  • Для улучшения мозгового кровообращения
  • Для массажа щитовидной железы
  • Для улучшения крово- и лимфообращение
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж против простудных заболеваний, ангин, катаракты, верхних дыхательных путей.
  • Упражнение по профилактике нарушения зрения
  • Упражнения на релаксацию
  • успокаивают нервную систему, снимают напряжение.
Повышают интерес к  предмету математики. игровые технологии; оригинальные и практико-ориентированные задачи;  кроссворды;  ребусы; загадки;  литературные произведения; исторический материал.

Повышают интерес к  предмету математики.

  • игровые технологии;
  • оригинальные и практико-ориентированные задачи;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • загадки;
  • литературные произведения; исторический материал.
Пример 1. Тема: «Координатная плоскость» (6 класс).   Игра «Соревнование художников»    Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3), (-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).   Пример 2. Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (5 кл.)

Пример 1.

Тема: «Координатная плоскость» (6 класс).

  Игра «Соревнование художников»

   Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),

(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

  Пример 2.

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (5 кл.)

  Пример 4. Тема урока «Решение задач по теме Треугольники» (7 кл.)   Пример 3. Тема урока «Умножение десятичных дробей» (5 кл.)

 

Пример 4.

Тема урока «Решение задач по теме Треугольники» (7 кл.)

  Пример 3.

Тема урока «Умножение десятичных дробей» (5 кл.)

  Пример 5: Тема урока «Вычисления с многозначными числами» (5 кл.)

  Пример 5:

Тема урока «Вычисления с многозначными числами» (5 кл.)

Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий  Правило 1. Правильная организация урока.  Правило 2. Использование каналов восприятия  Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Правило 1. Правильная организация урока. Правило 2. Использование каналов восприятия Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Правило 1. Правильная организация урока учет критериев здоровьесбережения, мотивация к обучению, взаимный интерес в процессе урока.

Правило 1. Правильная организация урока

  • учет критериев здоровьесбережения,
  • мотивация к обучению,
  • взаимный интерес в процессе урока.
Правило 2. . Использование каналов восприятия Левополушарные люди доминирование левого полушария Правополушарные люди характерен словесно-логический  стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;   доминирование правого полушария развиты конкретно-образное мышление и воображение

Правило 2. . Использование каналов восприятия

Левополушарные люди

доминирование левого полушария

Правополушарные люди

характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

доминирование правого полушария

развиты конкретно-образное мышление и воображение

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

 Правило4. Распределение интенсивности умственной деятельности Часть урока Время 1-й этап. Врабатывание 5 мин. Нагрузка 2-й этап.  Максимальная работоспособность 3-й этап. Конечный порыв Деятельность Относительно невелика 20-25  мин. 10-15 мин. Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом Небольшое по­вышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Правило4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Часть урока

Время

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Нагрузка

2-й этап. Максимальная работоспособность

3-й этап. Конечный порыв

Деятельность

Относительно невелика

20-25 мин.

10-15 мин.

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

 Правило4. Распределение интенсивности умственной деятельности Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока: 5-25 минута – 80% 25-35 минута –  60-40% 35-40 минута – 10%

Правило4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:

5-25 минута – 80%

25-35 минута –  60-40%

35-40 минута – 10%

Просвещение и распространение здорового образа жизни  Подбор задач на тему : здоровье, здоровый образ жизни, питание, спорт, о вреде курения и т.д

Просвещение и распространение здорового образа жизни

Подбор задач на тему : здоровье, здоровый образ жизни, питание, спорт, о вреде курения и т.д

2). Информационно – коммуникационная технология   Если вы входите в класс, от которого  трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное,  заговорит свободно… К.Д. Ушинский

2). Информационно – коммуникационная технология

 

Если вы входите в класс, от которого

трудно добиться слова,

начните показывать картинки,

и класс заговорит, а главное,

заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Информационно – коммуникационная технология Применение ИКТ основано на физиологических данных человека: память сохраняет  25% - услышанного материала;  33% – увиденного;  50% – увиденного и услышанного;  75% - при условии активного участия учащегося в учебном процессе.

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ основано на физиологических данных человека:

память сохраняет

25% - услышанного материала;

33% – увиденного;

50% – увиденного и услышанного;

75% - при условии активного участия учащегося в учебном процессе.

Формы работы с информационными коммуникационными технологиями:  применение при изучения новой темы; применение для контроля знаний обучающихся; применение для организации самостоятельной работы обучающихся; применение при проведении внеклассных мероприятий; применение ИКТ и ресурсов сети Интернет при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Формы работы с информационными коммуникационными технологиями:

  • применение при изучения новой темы;
  • применение для контроля знаний обучающихся;
  • применение для организации самостоятельной работы обучающихся;
  • применение при проведении внеклассных мероприятий;
  • применение ИКТ и ресурсов сети Интернет при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Элементы ИКТ:  презентации; компьютерное тестирование; проекты; электронные приложения к учебникам; цифровые образовательные ресурсы.

Элементы ИКТ:

  • презентации;
  • компьютерное тестирование;
  • проекты;
  • электронные приложения к учебникам;
  • цифровые образовательные ресурсы.
Элементы ИКТ: Презентации

Элементы ИКТ:

Презентации

110 км/ч 70 км/ч Пример задачи: Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 70 км/ч, а другой – 110 км/ч.  Через сколько времени они встретятся, если расстояние между городами 360 км?  180 км/ч + ? ч : = 360 км 2ч

110 км/ч

70 км/ч

Пример задачи: Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 70 км/ч, а другой – 110 км/ч.

Через сколько времени они встретятся, если расстояние между городами 360 км?

180 км/ч

+

? ч

:

=

360 км

Б и с с е к т р и с а I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1  2 3  4 5  6 7 8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 А Пример задачи:   Построить угол 70 0  провести биссектрису.   100 80 110 70 90 120 60 130 100 80 50 110 70 140 60 120 40 130 50 150 40 30 140 160 30 150 20 160 20 170 10 170 10 0 180  180 0 О В

Б и с с е к т р и с а

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

А

Пример задачи: Построить угол 70 0 провести биссектрису.

100

80

110

70

90

120

60

130

100

80

50

110

70

140

60

120

40

130

50

150

40

30

140

160

30

150

20

160

20

170

10

170

10

0

180

180

0

О

В

Психофизическое действие цвета используемых в презентации Бодрит, веселит, оживляет   Радует, ободряет, активизирует   Лишает воли, наводит лёгкую грусть Стимулирует воображение, создаёт иллюзии Успокаивает, уравновешивает

Психофизическое действие цвета

используемых в презентации

Бодрит, веселит, оживляет

 

Радует, ободряет, активизирует

 

Лишает воли, наводит лёгкую грусть

Стимулирует воображение, создаёт иллюзии

Успокаивает, уравновешивает

Элементы ИКТ:  Компьютерное тестирование

Элементы ИКТ:

Компьютерное тестирование

Элементы ИКТ:  Проекты

Элементы ИКТ:

Проекты

 Электронные приложения к учебникам  Элементы ИКТ:

Электронные приложения к учебникам

Элементы ИКТ:

Элементы ИКТ : Цифровые образовательные ресурсы

Элементы ИКТ :

Цифровые образовательные ресурсы

Информационно – коммуникационные технологии   - психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; - возбуждает живой интерес к предмету познания; - расширяет общий кругозор детей; - возрастает уровень использования наглядности на уроке; - идет более полное усвоение теоретического материала; -идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; - формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; - повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Информационно – коммуникационные технологии

 

- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- идет более полное усвоение теоретического материала;

-идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Использование здоровьесберегающих и информационно – коммуникационных технологий позволяет:   повысить эффективность учебного процесса; повысить познавательный интерес к предмету; достичь лучшего результата в обучении математике.

Использование здоровьесберегающих и информационно – коммуникационных технологий позволяет:

  • повысить эффективность учебного процесса;
  • повысить познавательный интерес к предмету;
  • достичь лучшего результата в обучении математике.
Качество знаний обучающихся:   Качество знаний 2017-2018уч.г. 33% 2018-2019уч.г. 33% Результаты ОГЭ, ЕГЭ     2016-2017уч.г. ОГЭ Успеваемость 2017-2018уч.г. ЕГЭ качество знаний 100% Успеваемость 50% - качество знаний 100% 2018-2019уч.г. - Успеваемость - 50% - качество знаний 100% 100% 100% 100%

Качество знаний обучающихся:

 

Качество знаний

2017-2018уч.г.

33%

2018-2019уч.г.

33%

Результаты ОГЭ, ЕГЭ

 

 

2016-2017уч.г.

ОГЭ

Успеваемость

2017-2018уч.г.

ЕГЭ

качество знаний

100%

Успеваемость

50%

-

качество знаний

100%

2018-2019уч.г.

-

Успеваемость

-

50%

-

качество знаний

100%

100%

100%

100%

Участия в олимпиадах, конкурсах: 1)ВШО- в 2016г., 2017г., -призёры 2)Дистанционная районная олимпиада в 2016г-призёры(3 уч.), 2017г.-призёры(2 уч.), 2018г.-призёры(3 уч.) 3)Общероссийский конкурс по математике «Мультитест 2016»-призёры (1уч.), 4)Общероссийская математическая олимпиада «Точные науки» -призёры(2 уч.), 5)Международная предметная олимпиада для школьников «Эверест»-призёры(2 уч.).  

Участия в олимпиадах, конкурсах:

1)ВШО- в 2016г., 2017г., -призёры

2)Дистанционная районная олимпиада

в 2016г-призёры(3 уч.), 2017г.-призёры(2 уч.), 2018г.-призёры(3 уч.)

3)Общероссийский конкурс по математике «Мультитест 2016»-призёры (1уч.),

4)Общероссийская математическая олимпиада «Точные науки» -призёры(2 уч.),

5)Международная предметная олимпиада для школьников «Эверест»-призёры(2 уч.).

 

Литература:   1.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006 Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г. 2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: “Академия”, 2002г. 3.Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д “Март”, 2002г. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. 3.Шпак, О.В. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся средствами информационных технологий / О.В. Шпак // 4.Информационно-вычислительные технологии и их приложения. Сборник статей IV российско-украинского научно-технического и методического симпозиума. – Пенза: Изд-во «Приволжский дом знаний», 2006.          

Литература:

 

1.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: “Академия”, 2002г.

3.Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д “Март”, 2002г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г.

3.Шпак, О.В. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся средствами информационных технологий / О.В. Шпак // 4.Информационно-вычислительные технологии и их приложения. Сборник статей IV российско-украинского научно-технического и методического симпозиума. – Пенза: Изд-во «Приволжский дом знаний», 2006.

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!