СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя активно ведут поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими приемами и методами, которые позволяют сохранить здоровье обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в рамках ФГОС»

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках английского языка в рамках ФГОС»

«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимо от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт Всемирная организация здравоохранения.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное. Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел говорил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…».

Наше будущее – это наши дети. «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский.

В последнее время состояние здоровья российских учащихся даёт всё больший повод для тревоги со стороны специалистов здравоохранения. Современное образование построено таким образом, что в нем остаётся все меньше места для сохранения здоровья, и именно эту проблему призваны решить здоровьесберегающие технологии. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека  в деятельность любого образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это к примеру : учет возрастных особенностей; демократический стиль общения на уроке; дифференцированное обучение; игровые технологии; динамические минутки и паузы.



Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

  • обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

  • число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров (норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

  • среднюю продолжительность  и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10);

  • число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее трёх);

  • чередование видов преподавания ( норма не позже, чем через 10-15 минут).

Иностранный язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. На уроках английского учащимся приходится выполнять много различных видов деятельности, к ним относятся: говорение, письмо, чтение, аудирование, анализ информации, поэтому учителю необходимо применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии. Необходимо соотносить учебную нагрузку на уроках с возрастными и индивидуальными особенностями детей, чтобы способствовать укреплению здоровья.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

1.                5 – 25-я минуты – 80%,

2.                25 – 35-я минуты – 60-40%,

3.                35 – 40-я минуты – 10%.

С точки зрения здоровьесбережения выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются продолжительностью,объемом нагрузки, характерными видами деятельности.

Естественно, что при подготовке урока наибольшее значение имеет его организация. Учитель должен заранее учитывать необходимое для каждого задания время, а в процессе проведения урока ему следует чередовать виды деятельности. При построении структуры урока необходимо исходить из динамики внимания учащихся. Учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучающихся.

Специфика предмета иностранный язык  требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.  К ним относятся:

  • доступность и посильность;

  • учет возрастных особенностей учащихся;

  • направленность обучения на развитие учащихся;

  • активность учащихся

  • опора на сильные стороны личности учащихся;

  • индивидуализация обучения;

  • деятельностный характер обучения;

  • оздоровительная направленность обучения.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы.

Частные:

  • При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;

  • При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.

Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Много физкультминуток можно найти на Youtubehttps://www.youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg, https://www.youtube.com/watch?v=eUXkj6j6Ezw

Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.

One-have some fun,
Two-I like you,
Three-watch TV,
Four-run to the door,
Five-learn to drive
Six-learn to fix,
Seven-jump seven,
Eight-don’t be late,
Nine-feel fine,
Ten-say it again!

Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

А cat has three kittens.

They are white.

But they hаvе black spots

Each оn his side.



I can swim and ride a bike, 
I can roller-skate with Mike. 
I can ski, I can make tea, 
I can play chess with Lui, 
I can play tennis, basketball,
Cricket, handball, volley-ball, 
I can play so many games, 
With Tom, Helen, Tracy, James.

Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.

Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

«Считай правильно»

 Let's play. Давайте поиграем. Встать в круг. Учитель бросает учащимся мяч, и называет число по-английски. Задача учащихся - делать любое движение (хлопать в ладоши, топать ногами, подпрыгнуть, покачать головой, выполнить поворот или наклон туловища), но сделать его столько раз, сколько сказал учитель.

Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык.  Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.

Good morning, Good morning, Good morning -to You  -звуки [t,d]

Good morning, Good morning we are glad to see You  -добавляетсязвук[w]



Why do you cry Willy?

Why do you cry?

Why Willy? Why Willy? Why, Willy, why?

Загадка на уроках иностранного языка вводит детей в мир чужой культуры.  Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре.

http://kenglish.ru/zagadki-pro-domashnix-zhivotnyx/ (загадки про животных)

Кроссворд "Цвета на английском"

1. What colour is the night? (Какого цвета ночь?)
2. What colour is the bear? (Какого цвета медведь?)
3. What colour is the sand? (Какого цвета песок?)
4. What colour is the juise? (Какого цвета сок?)
5. What colour is the sky? (Какого цвета небо?)
6. What colour is the fox? (Какого цвета лисица?)


Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

Инсценирование – это вид игровой деятельности. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку.

Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.

Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.

Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьесберегающих технологий на каждом из типов будет различной. В практической части творческой работы уделяется внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, которые используются для сохранения здоровья учащихся, а также служат средством формирования знаний, умений и навыков.

Вывод: Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности позволяет преодолеть трудности, достичь цели, решить задачи обучения, помогает учащимся обходиться без стрессов.