СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в 9 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение химии - процесс длительный и достаточно сложный. За четыре года обучения, обучабщиеся должны усвоить сотни новых понятий, терминов, законов и научиться свободно ими оперироваь.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в 9 классе»

Учитель химии и биологии

МБОУ ОСШ № 4 Муслина Т.Н.

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в 9 классе

Обучение химии – процесс длительный и достаточно сложный. За четыре года обучения, обучающиеся должны усвоить сотни новых понятий, терминов, законов и научиться, свободно ими оперировать. По данным психологов только 30% обучающихся способны освоить программу химии в полном объеме. По статистике медиков, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% - повышенное  чувство тревожности, у половины плохое зрение. Как внедрить сберегающую здоровья педагогику?

Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учетом возрастных особенностей обучающихся. Обучающиеся изучают химию в 14-15 лет. Это как раз переходный возраст, когда происходить изменение всех процессов психического развития, развитие процессов самосознания и самоопределение. Для построения отношений с подростком важно учитывать их потребность в личном общении с взрослыми, динамику поведения.   Для большинства обучающихся 9- го класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу. Общение – ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, обучающиеся чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги, именно это и будет являться первым принципом здоровье сберегающей технологии. Второго принципа заключается в том, что обучение каждого обучающегося должно осуществляться на доступном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности обучающихся на уроке (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная). Третий принцип – перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий. Немаловажным, является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у обучающихся к изученному материалу. Проведение уроков посредством диалогов с обучающимися способствует привлечению их внимания к новой теме, актуализации знаний. Такая форма обучения становится эффективной, при проблемном изложении материала. Диалоги позволяют выявить проблему, найти пути ее решения, обсудить результаты химического эксперимента и способы решения задач, закрепить и повторить теоретические вопросы и т. д. Но, чтобы обучающиеся участвовали в диалоге, на уроке нужно создать атмосферу взаимопонимания, поощрять их участие в диалоге. Конечно, для организации продуктивного диалога необходим определенный запас знаний обучающихся, свободное владение ими химической терминологией. Поэтому в работе с обучающимися можно использовать приемы, обеспечивающие их тренировочную деятельность: опросы, решение задач по алгоритму, само - и взаимоконтроль с помощью тестов и т. д. Алгоритмы особенно эффективны для выработки прочных умений решения задач, составления химических формул или уравнения реакций, они приучают обучающихся к построению логических ответов, способствуют развитию самостоятельности. Использование алгоритма устного ответа развивает речь обучающихся, что особенно важно. При опросе по алгоритму обучающиеся следят за ответами своих одноклассников, быстро включаются в продолжение ответа, обучающиеся меньше отвлекаются. На уроке можно использовать алгоритмы как руководство для самостоятельного решения задач. При решении той или иной задачи по химии, обучающимся предлагается алгоритм решения. Изучение нового материала можно сопровождать составлением опорных схем – конспектов, работа над которыми ведется в ходе диалога. Такая работа позволяет воспринимать материал целостно и наглядно. Для организации отработки умений обучающихся на индивидуальном уровне и в темпе, характерном для каждого обучающегося, можно использовать дидактические карточки разного уровня и характера. Дидактические карточки можно использовать для проведения химических диктантов, устных экспресс – опросов. Для создания благоприятной атмосферы на уроке можно демонстрировать занимательные опыты. Для улучшения восприятия материла, и предупреждения утомления можно проводи разнообразные дидактические игры. Такие, например как: «Что, где, когда?», «Поле чудес», «Химическое лото» и т. д.  Все выше изложенное, по моему мнению, и есть основные приемы здоровье сберегающей технологии на уроках химии.  Важнейшие ее результаты – снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Список использованных источников

1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2017.

2. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровье сберегающих технологий в школе - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2015. - 36 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2012.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 20010. -272 с.

5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н / Дону: Феникс, 2012. - 285 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!