СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе»

«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка в начальной школе»



Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка в начальной школе

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит соранение и укрепление здоровья обучаемых.

Ребенка можно назвать здоровым:

  • в физическом плане, если он умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме;

  • в интеллектуальном плане, если он  проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане, если он честен, самокритичен;

  • в социальном плане, если он уравновешен, способен удивляться и восхищаться. 

В нашем образовательном учреждении создана и действует система здоровьесбережения.

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни, стараюсь создать условия, не приносящие вреда здоровью учащихся.

Есть еще факторы, влияющие на здоровьесбережение. Это достаточное освещение, цвет стен и мебели, высота парт и стульев, соответствующая росту учащихся, комнатные растения.

Перед вами урок русского языка, проведённый в 3 классе. На основе этого материала представлю систему своей работы по здоровьесбережению. Русский язык – серьёзный и сложный предмет, учащимся приходится много писать, поэтому каждый урок я начинаю с упражнения «Ленивые восьмёрки», оно позволяет активизировать работу полушарий, делает их перекрёстную деятельность более эффективной. (интерактив)

Кроме того, провожу «активизацию руки» (дети поднимают правую руку вверх, прижимают её к уху, берут левой рукой локоть правой руки и поворачивают вверх, вниз, влево, вправо). Подобная разминка помогает учащимся писать красиво и каллиграфически правильно. (интерактив)

Каждый урок стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки, пословицы, мудрые изречения. Такое начало урока вызывает у учащихся желание продолжать беседу, готовность демонстрировать свои знания, получать новую информацию.

Перед любым учителем неизбежно встаёт задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточной мотивации школьников. Применяю на уроке разные виды мотивации: внешняя (оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент), это стимулирует внутреннюю мотивацию, формирует ценностное отношение к здоровью, к полноценной здоровой жизни.

Стараюсь использовать методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки. На этом этапе урока загадки создают особый эмоциональный настрой у учащихся, вызывают позитивные эмоции, желание соревноваться.

В течение всего урока обращаю внимание на посадку учащихся за партой. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет такую проблему. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля

В связи с тем, что уровень учащихся в классе разный, возникает необходимость использования дифференцированного обучения. Это позволяет каждому ребенку получать от урока только положительные эмоции, ощущать комфорт, защищенность и испытывать интерес к учебе.

Проблема удержания внимания учащихся – одна из ключевых проблем. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер.

Не менее значимым считаю применение индивидуального дозирования объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени при помощи гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Очень важен психологический климат на уроке, создаваемый взаимоотношениями на уроке между учителем и учащимися, между одноклассниками.

Каждый урок должен быть интересен. П. Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают несколько часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

- Какое впечатление произвели на вас пейзажи весны?

Подобные вопросы позволяют учащимся развивать речь, обогащать словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки. Это один из этапов урока, самый кратковременный, но наиболее эффективный. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся.

Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. В течение урока провожу короткие упражнения для глаз. Ребенок младшего школьного возраста за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. (интерактив)

Эти простые упражнения снимают усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

Однообразность урока способствует утомлению. Во избежание усталости учащихся чередую разные виды работ, что позволяет избегать монотонности на уроке. Во время работы в группе можно встать, подойти к товарищу за консультацией или высказать своё мнение. Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя.

Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации деятельности учащихся. Для этого на уроках русского языка учащиеся «пишут» предложенные учителем слова разными частями тела: рукой, носом, глазами, головой и т.д.

Активно использую эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, известные высказывания с комментарием, музыкальные минутки.

Применяю разные методы обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения я использую три вида оценивания:

1. Ученик оценивает сам свою работу.

2. Взаимопроверка (работа в парах).

3. Обоснованная оценка учителя.

Приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.

В конце каждого урока провожу релаксацию, чтобы снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. – Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Мне хочется пожелать, чтобы вы все были здоровы, всегда светило над вами солнце и согревало вас своими лучами доброты.

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!