Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает. Занятия театральным искусством способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Схема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью
Игры и упражнения на снижение зажима и повышение уверенности в себе
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Актёрский тренинг
Сценическое движение
Ритмопластика
Ребёнок
Игры и упражнения на речевое дыхание
Скороговорки Чистоговорки;
Для развития четкой дикции
Эстетическое воспитание и художественное образование - важный аспект педагогики. Воспитывающая сила театра в формировании личности духовно богатой, творческой, уверенной в жизни - неоспорима. ТЕАТР - это школа фантазии и воображения, развития мышления и памяти, мобилизация внимания и совершенствования речи, преодоления робости и смущения, школа, где учатся грамоте человеческих отношений, учатся творчеству. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении реальности этого мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умениями, слушать других, развиваться, творя и играя. Главная цель театрально игровой деятельности на занятиях театральной деятельностью - дать возможность каждому ребенку побыть в движении, в мире фантазии, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности и мира искусства в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Ориентация на решение психологических и физических проблем каждого ребенка, запросы и пожелания учащихся, возможность экспериментировать на занятиях театральной деятельностью.
В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач. Театрально - педагогическая программа работы с детьми строится на принципе театральной игры, театральной импровизации. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Средствами художественного творчества на на занятиях театральной деятельностью решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством.
Актерский тренинг, разработанный на основе открытий К.С. Станиславского,
построен по принципу биологическому, эволюционному – развития живой жизни, материи: от клетки до сложного организма, от зернышка до взрослого растения. Необходимое условие творчества – свобода. Собственно, это даже не условие, это синоним творчества. К сожалению, современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Это – итог необходимости «соответствия миру», социальному устройству в частности. Как это ни парадоксально, но такие зажимы заметны уже у детей в возрасте 5 лет, ибо они уже вынуждены соответствовать требованиям, предъявляемым к ним взрослыми. И сам ребенок в его чистоте и первозданности как бы отсутствует. Актерский тренинг построен по принципу: от невозможного, нереального – к себе реальному. Задача помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.
Без активного движения жизнь ребенка практически невообразима. Здоровый ребенок всегда прыгает, бегает, кувыркается. Ему трудно долго сидеть на одном месте. И даже свои эмоции, чувства и переживания он выражает, прежде всего, через движение, а не через слово. Сценическое движение на уроках театра включает: основы акробатики, работу с равновесием, работу с предметом, выполнение трюков, Сценический бой, фехтование. Но, прежде всего – это развитие психофизического аппарата. Курс сценического движения направлен на гармоническое развитие ребенка. Хотя в его рамках акцент делается в основном на физическом развитии тела, но это развитие тесно связано с формированием личности в целом. Ни для кого не секрет, что в период взросления человек относится к своему телу с пристальным и придирчивым вниманием. Тело может причинить ему множество неприятностей или стать источником радости. Оно может превратиться во врага или в самого надежного партнера. И в зависимости от того, сумеет ли юный человек «подружиться» со своим телом, во многом зависит его самооценка и успешность в самых различных видах деятельности. Занятия по сценическому движению, так же, как и занятия по пластике и танца, помогают овладеть своим телом, дают выход энергии. На занятиях театральной деятельностью широко применяются пластические упражнения. Говоря о пластике, мы не должны упустить два аспекта: 1) Пластика как элемент оздоровления. 2) Пластика как подспорье в постижении актерского мастерства и как самоцельное театральное искусство. Что такое пластика? Как может она помочь в поддержании здоровья ребенка? Растущий человек еще только познает свое тело, привыкает к нему – в первую очередь через игру, используя на занятиях комплекс игровых упражнений. Уровень сложности игр меняется в зависимости от возраста ребенка. Отталкиваться необходимо, прежде всего, от возможностей детей.
В занятиях пластикой выделяется три этапа: первый – это работа со всей группой одновременно, но при этом каждый ребенок должен быть сам по себе; второй – по парам; третий – все вместе работают взаимосвязано. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость).
Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).
Развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в переменном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. И наконец, упражнения и игры по культуре речи на уроках театра должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь ярче и образнее. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.
В ходе проведенных практических занятий участники коллектива получают полную творческую самореализацию и пробуют свои силы в разно-жанровых этюдах, спектаклях, концертных программах. Благодаря игровым двигательным упражнениям учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности. Совместная двигательная театрально-игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.
В настоящее время основным принципом деятельности учителя по урокам театра и педагога дополнительного образования является расширение возможностей ребёнка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации программы театрально – игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Образовательная программа акцентирует внимание на самостоятельность и уверенность в своих силах, на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Театрально - игровая деятельность решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Программа театральной педагогики аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы, а так же воспитательный и нравственный аспект в работе с воспитанниками. Педагог на уроках должен ориентироваться на всестороннее развитие личности школьника, его неповторимой индивидуальности, ориентироваться на всестороннее развитие личности школьника, его неповторимой индивидуальности, снятие психологических и физических зажимов, воспитательно-образовательную работу с детьми и развитие интереса к театральному творчеству. Индивидуальный подход к ученику, подбор сюжетных упражнений, что способствует интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни. Упражнения и театральные этюды, выполняемые на уроках, будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппиус С.В. /Актерский тренинг; Гимнастика чувств/. Санкт-Петербург. «Прайм - Еврознак». 2006г.
2. Сухин. И.Г. /Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль. «Академия развития». 2002г
3. Выготский Л.С. /Воображение и творчество в детском возрасте/. Москва. «Детская литература» 1991г.
4. Ковалев И.И. /Основы сценического движения/. Москва. «Советская Россия», 1983г.
5. Бочкарева Н.В. Ганелин Е.Р. / Азы актерского мастерства/. Санкт-Петербург. «РЕЧЬ». 2002г.
6. Максаков А.И. Тумакова Г.А. /Учите, играя/. Москва. «Просвещение», 1979г.
7. Кох И. /Основы сценического движения/. Ленинград «Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии»». 1970г.
8. Дереклеева Н.И. /Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/. Москва. «ВАКО». 2007г.