СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью»

Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает. Занятия театральным искусством способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Схема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях театральной деятельностью



Игры и упражнения на снижение зажима и повышение уверенности в себе

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций



Актёрский тренинг







Сценическое движение

Ритмопластика





Ребёнок

Игры и упражнения на речевое дыхание



Скороговорки Чистоговорки;

Для развития четкой дикции



Эстетическое воспитание и художественное образование - важный аспект педагогики. Воспитывающая сила театра в формировании личности духовно богатой, творческой, уверенной в жизни - неоспорима. ТЕАТР - это школа фантазии и воображения, развития мышления и памяти, мобилизация внимания и совершенствования речи, преодоления робости и смущения, школа, где учатся грамоте человеческих отношений, учатся творчеству. Театр своей много­мерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении реальности этого мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умениями, слушать других, развиваться, творя и играя. Главная цель театрально игровой деятельности на занятиях театральной деятельностью - дать возможность каждому ребенку побыть в движении, в мире фантазии, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности и мира искусства в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Ориентация на решение психологических и физических проблем каждого ребенка, запросы и пожелания учащихся, возможность экспериментировать на занятиях театральной деятельностью.

В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач. Театрально - педагогическая программа работы с детьми строится на принципе театральной игры, театральной импровизации. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Средствами художественного творчества на на занятиях театральной деятельностью решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством.

Актерский тренинг, разработанный на основе открытий К.С. Станиславского,

построен по принципу биологическому, эволюционному – развития живой жизни, материи: от клетки до сложного организма, от зернышка до взрослого растения. Необходимое условие творчества – свобода. Собственно, это даже не условие, это синоним творчества. К сожалению, современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Это – итог необходимости «соответствия миру», социальному устройству в частности. Как это ни парадоксально, но такие зажимы заметны уже у детей в возрасте 5 лет, ибо они уже вынуждены соответствовать требованиям, предъявляемым к ним взрослыми. И сам ребенок в его чистоте и первозданности как бы отсутствует. Актерский тренинг построен по принципу: от невозможного, нереального – к себе реальному. Задача помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

Без активного движения жизнь ребенка практически невообразима. Здоровый ребенок всегда прыгает, бегает, кувыркается. Ему трудно долго сидеть на одном месте. И даже свои эмоции, чувства и переживания он выражает, прежде всего, через движение, а не через слово. Сценическое движение на уроках театра включает: основы акробатики, работу с равновесием, работу с предметом, выполнение трюков, Сценический бой, фехтование. Но, прежде всего – это развитие психофизического аппарата. Курс сценического движения направлен на гармоническое развитие ребенка. Хотя в его рамках акцент делается в основном на физическом развитии тела, но это развитие тесно связано с формированием личности в целом. Ни для кого не секрет, что в период взросления человек относится к своему телу с пристальным и придирчивым вниманием. Тело может причинить ему множество неприятностей или стать источником радости. Оно может превратиться во врага или в самого надежного партнера. И в зависимости от того, сумеет ли юный человек «подружиться» со своим телом, во многом зависит его самооценка и успешность в самых различных видах деятельности. Занятия по сценическому движению, так же, как и занятия по пластике и танца, помогают овладеть своим телом, дают выход энергии. На занятиях театральной деятельностью широко применяются пластические упражнения. Говоря о пластике, мы не должны упустить два аспекта: 1) Пластика как элемент оздоровления. 2) Пластика как подспорье в постижении актерского мастерства и как самоцельное театральное искусство. Что такое пластика? Как может она помочь в поддержании здоровья ребенка? Растущий человек еще только познает свое тело, привыкает к нему – в первую очередь через игру, используя на занятиях комплекс игровых упражнений. Уровень сложности игр меняется в зависимости от возраста ребенка. Отталкиваться необходимо, прежде всего, от возможностей детей.

В занятиях пластикой выделяется три этапа: первый – это работа со всей группой одновременно, но при этом каждый ребенок должен быть сам по себе; второй – по парам; третий – все вместе работают взаимосвязано. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость).

Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).

Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в переменном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. И наконец, упражнения и игры по культуре речи на уроках театра должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь ярче и образнее. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

В ходе проведенных практических занятий участники коллектива получают полную творческую самореализацию и пробуют свои силы в разно-жанровых этюдах, спектаклях, концертных программах. Благодаря игровым двигательным упражнениям учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности. Совместная двигательная театрально-игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.

В настоящее время основным принципом деятельности учителя по урокам театра и педагога дополнительного образования является расширение возможностей ребёнка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации программы театрально – игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Образовательная программа акцентирует внимание на самостоятельность и уверенность в своих силах, на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Театрально - игровая деятельность решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Программа театральной педагогики аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы, а так же воспитательный и нравственный аспект в работе с воспитанниками. Педагог на уроках должен ориентироваться на всестороннее развитие личности школьника, его неповторимой индивидуальности, ориентироваться на всестороннее развитие личности школьника, его неповторимой индивидуальности, снятие психологических и физических зажимов, воспитательно-образовательную работу с детьми и развитие интереса к театральному творчеству. Индивидуальный подход к ученику, подбор сюжетных упражнений, что способствует интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни. Упражнения и театральные этюды, выполняемые на уроках, будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.


ЛИТЕРАТУРА


1. Гиппиус С.В. /Актерский тренинг; Гимнастика чувств/. Санкт-Петербург. «Прайм - Еврознак». 2006г.


2. Сухин. И.Г. /Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль. «Академия развития». 2002г

3. Выготский Л.С. /Воображение и творчество в детском возрасте/. Москва. «Детская литература» 1991г.

4. Ковалев И.И. /Основы сценического движения/. Москва. «Советская Россия», 1983г.


5. Бочкарева Н.В. Ганелин Е.Р. / Азы актерского мастерства/. Санкт-Петербург. «РЕЧЬ». 2002г.


6. Максаков А.И. Тумакова Г.А. /Учите, играя/. Москва. «Просвещение», 1979г.


7. Кох И. /Основы сценического движения/. Ленинград «Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии»». 1970г.


8. Дереклеева Н.И. /Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/. Москва. «ВАКО». 2007г.