«…Как гений он знает всё…
Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть… »
Жан-Батист Мольер
(1622–1673 гг.)
Мольер — сценическое имя, которое избрал себе двадцатилетний Жан-Батист Поклен, когда наперекор родительской воле стал актёром.
Жан-Батист Мольер
(1622–1673 гг.)
Париж
Жан-Батист Мольер
(1622–1673 гг.)
С 1631 по 1639 год Жан-Батист учится в иезуитском Клермонском коллеже.
ithographie Nouveaux d'après Pernot
Клермонский коллеж
Окончив коллеж, юный Поклен занялся юриспруденцией, сдал
при Орлеанском университете экзамен
на звание лиценциата прав.
Вместе с друзьями молодой Поклен основал в Париже театр, который получил название «Блистательный театр».
«Блистательный театр»
Пьесы Мольера осмеивали пороки: ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа.
Первое представление мольеровского театра при дворе состоялось
24 октября 1658 года
в одном из залов Лувра.
Christophe Moustier
Вечер открылся трагедией французского поэта и драматурга Пьера Корнеля «Никомед».
Пьер Корнель
(1606–1684 гг.)
После представления
на сцене появляется Мольер и предлагает разыграть перед зрителями комедию собственного сочинения «Влюблённый доктор».
Лицо Мольера посветлело.
Он понял, что слышит «...знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который
в труппе Мольера называли
«Бру-га-га».
Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон.
Буало был крупнейшим теоретиком классицизма, автором книги «Поэтическое искусство», которая на долгие времена стала сводом правил для европейских литераторов разных стран.
Никола Буало
(1636–1711 гг.)
Комедии Мольера — образцы искусства классицизма.
«Мещанин во дворянстве» — это классическая комедия.
Турецкий посол при французском короле
как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV.
Людовик XIV
(1638–1715 гг.)
Первоначально Мольер придумал одобренную королём сцену посвящения в сан «мамамуши»,
из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии.
В центре комедии — ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином.
Мещанин Журден
Журден, уже немолодой, семейный человек, выбирает себе «даму сердца» в лице маркизы Доримены, надеясь добиться её благосклонности великосветским обхождением.
Ограниченный мольеровский мещанин верно понимает: путь к дворянскому обществу открывают ему деньги.
Мещанин Журден
« Слова нынче дёшевы... Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости ».