Презентация к первому уроку по басням в 5 классе. На слайдах помещены портреты известных басносписцев античности и 17-18 вв.: Эзопа, Федра, Лафонтена, Лессинга. К портретам прилагаются вопросы для анализа басен. Презентация подготовлена к учебнику под ред. В.Ф. Чертова и соответствует фактическому материалу учебника. Разбираются басни "Муравей и Жук" Эзопа, "Лисица и Аист" Федра, "Дуб и Трость" Лафонтена и "Свинья и Дуб" Лессинга.
Просмотр содержимого документа
«Жанр басни в мировой литературе»
- Что такое басня? Кто является действующими лицами басни?
- Какую задачу преследует баснописец?
- Как иносказание помогает баснописцу раскрыть основной смысл описываемого?
- К кому обращена басня?
- Как вы понимаете следующие высказывания: « Басня есть поэзия рассудка », « Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание »?
Признаки басни:
- Мораль
- Аллегорический (иносказательный смысл)
- Типичность описываемого случая
- Характеры – персонажи
- Осмеяние человеческих пороков и недостатков
Басня «Муравей и Жук»
- С какой целью Муравей гулял по пашне в летнюю пору?
- Почему Жук «посочувствовал» Муравью?
3. Что почувствовал Муравей в словах Жука? Почему он промолчал?
4. Какие качества характеризуют Муравья?
Басня «Лисица и Аист»
1.Прочитайте мораль. Объясните её.
2. Почему Аист обиделся на Лисицу? Как она принимает гостя?
3. Перескажите фрагмент «В гостях у Аиста». Зачем Аист приглашает Лисицу?
4. Что означают слова, пролетающей мимо птицы? К кому еще они обращены?
Басня «Дуб и Трость»
- Какое событие положено в основу басни?
- Каким предстает в басне Дуб? Перечитайте его монолог. Какие чувства вызывает у него Тростинка? Почему?
3. Перечитайте 2 часть басни. Какой характер у Тростинки? Какое отношение к жизни?
Басня «Свинья и Дуб»
- Чего и почему ждал Дуб?
- Какие определения можно использовать для описания Свиньи?
3. К чему ведут упрямство и ограниченность?
Стр. 127 Индивидуальные задания 4-7 (на выбор)
- Выучить басню наизусть.
- Нарисовать иллюстрацию к басне.
- Сочинить свою басню.
- Написать рассказ по басенной морали.
http://www.caringbahlearningcentre.com.au/assets/images/calc.JPG
http://www.mathknowledge.com/images/custom/LOGO.GIF
http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/248000/247659-a3befaa6af58cffa.jpg
Автор данного шаблона:
Ермолаева Ирина Алексеевна
учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош»
с.Павловск
Алтайский край
http://www.graycell.ru/picture/big/ezop.jpg Эзоп
http://libdocs.ru/tw_files2/urls_1401/5/d-4634/img4.jpg Федр
http://f15.ifotki.info/org/c2e581b4290a1beb5c7a07082d13fadabc5f6c163017182.jpg Лафонтен
http://www.salom.com.tr/uploads/news/b_104801.jpg Лессинг
Автор презентации Шилина С.С. Учитель русского языка и литературы, МБОУ Школа № 11 г. Саров
Вопросы к басням взяты из книги «Уроки литературы 5 класс» под ред. Чертова В.Ф., М. Просвещение 2014.