СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей  с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

Просмотр содержимого документа
««Жанры инструментальной и вокальной музыки»»

Жанры вокальной и инструментальной музыки

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи:

  • образовательные:

  • познакомить детей  с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

  • показать интонационные возможности  мелодии как главного выразительного средства в музыке;

  • раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

  • разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;

  • научить различать жанры по характеру звучания.

  • развивающие:        

  • развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;

  • расширять музыкальный кругозор учащихся;

  • формировать исполнительские навыки.

  • воспитательные:

  • воспитывать музыкальный вкус;

  • формировать позитивное отношение к классической музыке.

  • развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей

  • развивать в детях чувство прекрасного;

Ожидаемый результат:

  1. Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.

  2. Знать ФИО композиторов,  музыка  которых звучала на уроке.

  3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

  4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

  5. 5.Уметь различать жанры по характеру звучания.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

 «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование: проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.



  1. Оргмомент

  2. Ход урока:

Звучит «Кикимора» А. Лядова.

- Что за музыка прозвучала в начале урока?

- Кто автор этой музыки?



Проверка домашнего задания по сказкам Шехерезады.



Сегодня на уроке мы поговорим о жанрах (т.е. видах) вокальной и инструментальной музыки. Вначале вспомним о музыке, в основе которой нет слов, нет литературного текста.

- Как называются песни без слов? (Вокализы)

Вспомним «Вокализ» С.Рахманинова.

Дети слушают

Но песни без слов не только вокализы, но и мелодии, арии, романсы, серенады, баркаролы. Баркарола – это песня венецианских гондольеров (так называли лодочников, гребцов). Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с ит. означает «лодка».

Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе и П.И.Чайковский. В его цикле пьес для фортепиано «Времена года» есть баркарола. (Дети записывают основное: жанры, определение баркаролы, название произведения)



Дети слушают «Баркаролу» П.Чайковского









- Какими чувствами и настроениями наполнена эта музыка?

- Какие признаки песен на воде вы в ней находите?

Многие песни без слов, романсы, серенады, баркаролы, ноктюрны привлекали композиторов своей возможностью передать мысли, чувства, впечатления и настроения. Это лирические зарисовки.

Давайте с вами послушаем романс русского композитора XIX века М.И.Глинки «Венецианская ночь». Это романс со словами русского поэта Ивана Козлова. (См. в учебнике с.24 -25).

Венеция – это удивительный итальянский город. В нем вместо улиц – каналы, вместо автобусов, трамваев и автомобилей – большие и маленькие лодки. Эти лодки называются гондолами, а лодочники – гондольерами. Среди гондольеров много хороших певцов, и поют они прекрасные песни. Вот в духе таких песен Глинка и написал «Венецианскую ночь».



Дети слушают «Венецианскую ночь» М.Глинки и рассматривают иллюстрации в учебнике.

А теперь давайте попробуем разучить этот романс М. Глинки на стихи И. Козлова



Фантазия

И. Козлов – П. А. Плетневу

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.


Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав -


Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.




Дети разучивают и поют романс «Венецианская ночь»

Романс «Баркарола» немецкого композитора Франца Шуберта, так же, как и романс «Венецианская ночь» М.Глинки, пронизан интонациями и ритмами Италии, итальянской баркаролы.

Дети слушают «Баркаролу» Шуберта и одновременно читают перевод стихотворения, положенного в основу романса. (с.27)

Как видите, эта баркарола Ф. Шуберта поется со словами, в отличие от баркаролы П.И.Чайковского.

- Какие общие черты романсов М. Глинки и Ф. Шуберта вы можете назвать?

- Какое произведение вам больше понравилось? Почему?

3.Домашнее задание: Выучить слова романса «Венецианская ночь».

4. ИТОГ урока:

- Какие вы теперь знаете жанры вокальной и инструментальной музыки? (При затруднении посмотрите в тетрадь: вокализ, романс, ария, баркарола, серенада, ноктюрн).

- С какими произведениями каких композиторов вы познакомились на этом уроке?

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы