Жанры вокальной и инструментальной музыки
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Задачи:
познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;
показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;
научить различать жанры по характеру звучания.
развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;
расширять музыкальный кругозор учащихся;
формировать исполнительские навыки.
воспитывать музыкальный вкус;
формировать позитивное отношение к классической музыке.
развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей
развивать в детях чувство прекрасного;
Ожидаемый результат:
Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.
Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
5.Уметь различать жанры по характеру звучания.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
«Вокализ» С.В.Рахманинова,
«Романс» Г.Свиридова,
«Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.
Оборудование: проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Оргмомент
Ход урока:
Звучит «Кикимора» А. Лядова.
- Что за музыка прозвучала в начале урока?
- Кто автор этой музыки?
Проверка домашнего задания по сказкам Шехерезады.
Сегодня на уроке мы поговорим о жанрах (т.е. видах) вокальной и инструментальной музыки. Вначале вспомним о музыке, в основе которой нет слов, нет литературного текста.
- Как называются песни без слов? (Вокализы)
Вспомним «Вокализ» С.Рахманинова.
Дети слушают
Но песни без слов не только вокализы, но и мелодии, арии, романсы, серенады, баркаролы. Баркарола – это песня венецианских гондольеров (так называли лодочников, гребцов). Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с ит. означает «лодка».
Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе и П.И.Чайковский. В его цикле пьес для фортепиано «Времена года» есть баркарола. (Дети записывают основное: жанры, определение баркаролы, название произведения)
Дети слушают «Баркаролу» П.Чайковского
- Какими чувствами и настроениями наполнена эта музыка?
- Какие признаки песен на воде вы в ней находите?
Многие песни без слов, романсы, серенады, баркаролы, ноктюрны привлекали композиторов своей возможностью передать мысли, чувства, впечатления и настроения. Это лирические зарисовки.
Давайте с вами послушаем романс русского композитора XIX века М.И.Глинки «Венецианская ночь». Это романс со словами русского поэта Ивана Козлова. (См. в учебнике с.24 -25).
Венеция – это удивительный итальянский город. В нем вместо улиц – каналы, вместо автобусов, трамваев и автомобилей – большие и маленькие лодки. Эти лодки называются гондолами, а лодочники – гондольерами. Среди гондольеров много хороших певцов, и поют они прекрасные песни. Вот в духе таких песен Глинка и написал «Венецианскую ночь».
Дети слушают «Венецианскую ночь» М.Глинки и рассматривают иллюстрации в учебнике.
А теперь давайте попробуем разучить этот романс М. Глинки на стихи И. Козлова
Фантазия
И. Козлов – П. А. Плетневу
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
Упоенья аромата
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Гармонических октав -
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Дети разучивают и поют романс «Венецианская ночь»
Романс «Баркарола» немецкого композитора Франца Шуберта, так же, как и романс «Венецианская ночь» М.Глинки, пронизан интонациями и ритмами Италии, итальянской баркаролы.
Дети слушают «Баркаролу» Шуберта и одновременно читают перевод стихотворения, положенного в основу романса. (с.27)
Как видите, эта баркарола Ф. Шуберта поется со словами, в отличие от баркаролы П.И.Чайковского.
- Какие общие черты романсов М. Глинки и Ф. Шуберта вы можете назвать?
- Какое произведение вам больше понравилось? Почему?
3.Домашнее задание: Выучить слова романса «Венецианская ночь».
4. ИТОГ урока:
- Какие вы теперь знаете жанры вокальной и инструментальной музыки? (При затруднении посмотрите в тетрадь: вокализ, романс, ария, баркарола, серенада, ноктюрн).
- С какими произведениями каких композиторов вы познакомились на этом уроке?
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы