СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры разговорной речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит марериал для самостоятельногоизучения темы. 

Просмотр содержимого документа
«Жанры разговорной речи.»

Жанры разговорной речи

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Жанры

беседа

- беседа - жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение).

- беседа - самый распространенный жанр разговорной речи

- разговорная беседа – жанр фатического общения (общения ради общения)

- беседа - обмен мнениями, впечатлениями.

- тема разговора в непринуждённой беседе заранее неизвестна, может меняться.

- в ходе беседы несогласие крайне важно выражать сдержанно, кратко.

Выделяют следующие разновидности беседы:

беседа на общие темы (светская беседа) – поверхностное обсуждение таких тем, как погода, спорт, последние новости и т.д.,

семейная беседа;

интимная беседа – беседа ʼʼодин на одинʼʼ с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем.

традиция вести беседу складывалась веками

- при ведении беседы надо быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер

- истинная беседа – это диалог

- для беседы характерна спокойная интонация, настрой собеседников на общение как приятное времяпрепровождение


разговор

- разговор — это форма интерактивного, спонтанного общения между двумя или более людьми.


- разговор происходит при речевой коммуникации, в то время как письменный обмен сообщениями обычно разговором не считают

- развитие разговорных навыков и этикета — важная часть социализации

- конверсационный анализ — это область социологии, которая изучает структуру и организацию взаимодействия людей со специализацией на речевом взаимодействии.

целенаправленность — характерная черта разговора

- ритуализованное взаимодействие, такое как приветствие, и взаимодействие, маркирующее различный статус обменивающихся информацией (н - р, отдача начальником распоряжений подчиненному), разговором не является

- один из исследователей пишет: «Разговор — вид речевого взаимодействия, которое происходит неформально, симметрично и для целей установления и поддержания социальных связей»

- эксперт по этикету в начале 20 века определил разговор как взаимный обмен мыслями людей, говорящих друг с другом в одной компании

- разговор должен следовать правилам этикета, потому что разговор является одним из видов социального взаимодействия

- особые методы ведения разговора называются правилами общения

- несоблюдение этих правил может привести к осложнениям в разговоре или даже к его окончанию

- составляющие разговора — реплики к тому, что ранее уже в нём было сказано

- разговоры могут считаться оптимальной формой общения в зависимости от намерений участников

- разговоры могут быть идеальной формой речевого взаимодействия в случае, если каждая сторона желает относительно равного обмена информацией, или когда стороны хотят построить социальные связи

- разговор может также быть предпочтительнее, если контрагенты считают высшей ценностью использованное для общения время

Тип разговора определяет первая реплика.  Разговоры могут быть:

  • информативными,

  • предписывающими

  • и направленными на выяснение отношений.

а) информативный разговор — первая реплика заключает в себе  вопрос.  Один из участников  разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством «мира знаний» участников, а также знанием норм социального этикета.

б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо)— один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники  разговора имеют разные социально-ролевые характеристики:  отец — сын, взрослый – ребенок.

в) разговор, направленный на выяснение отношений —  такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
Стратегией  ведения такого типа  разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.


телефонный разговор

специфика телефонного разговора определяется прежде всего фактором дистантности общения

- собеседники (абоненты) не видят друг друга, поэтому из всех паралингвистических факторов в телефонном общении остается только интонация

- основное перераспределение информативной нагрузки происходит между вербальным уровнем и интонационным

- интонация делового телефонного общения столь же значима, насколько значимо и содержание речи

- личные вопросы в служебное время не принято решать, а коммерческая тайна не может быть предметом обсуждения ни во время контактного, ни во время дистантного делового общения: обе эти темы должны быть попросту закрытыми для обсуждения в официальной обстановке

- если мы покушаемся на чужое служебное время - это звонок несанкционированный, поэтому надо выяснить, есть ли у абонента время для обсуждения того или иного вопроса. Если же нет, попросить перенести разговор на другое время

- санкционированным будет звонок по так называемому контактному телефону фирмы, по номеру, который специально выделен для решения различных оперативных вопросов. Санкционированным будет звонок, время которого оговорено заранее

- стремление перехватить инициативу, направлять разговор реализуется в регулирующих репликах:

— Одну минуточку, мне бы хотелось уточнить...

— Простите, у меня есть свои соображения по этому поводу...

— Извините, я закончу свою мысль...

— Мне бы хотелось только уточнить одну деталь...

Эти реплики должны следовать за реактивными репликами или начинаться со слова "простите" ("извините")



- при переходе ко второй, а затем к третьей части (обсуждение ситуации) говорящими часто используются приемы перефразирования и авторизации информации. В ходе разговора перефразирование может (и должно быть при плохой слышимости) использовано для уточнения полученной от собеседника информации



Пример делового телефонного разговора*

* Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993. С. 71.

А. — Алло. "Интерконгресс".

Б. — Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.

А. — Добрый день. Слушаю вас.

Б. — Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать-сто сорок человек?

А. — Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест.

Б. — Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?

А.— В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их количество.

Б. — Как отправить вам заявку?

А. — Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо. В нем вы и укажите все виды услуг и их стоимость.

Б. — Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу?

А. - Да.

Б. — И через сколько дней вы его получите?

А. — Письмо идет обычно два-три дня.

Б. — Это довольно долго.

А. — Можно послать с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.

Б. — Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информацию.

А. — Пожалуйста. Всего доброго.

- психологи утверждают, что если есть расхождения между содержанием речи и тоном сообщения, то люди будут больше доверять тону, чем содержанию

рекомендации к разговору:

при подготовке и особенно в развитии служебного телефонного разговора следите за интонацией и постарайтесь снять все нежелательные голосовые факторы (пыхтение, запинки, фырканье, сопение, прищелкивание языком и т.п.).

- часто язык междугородного телефонного общения напоминает телеграфный стиль. Произносится только то, что необходимо для понимания вопроса, принятия информации:

(фрагмент телефонного разговора)


А. — Хотелось бы выяснить взаимные претензии.

Б. — Хорошо / сейчас возьму документы (пауза) / /Давайте.

А. — В январе мы поставляли две цистерны бензина за полученные трансформаторы.

Б. — Есть.

А. — Камаз.

Б. — Есть.

А. — В феврале — одна цистерна в адрес завода.

Б. — Есть.

А. — Две — в Чалм-Озеро // Счет выставляли Брянску.

Б. — Так.


- в целях экономии времени представление во время телефонного диалога происходит не так, как при личной встрече. Сначала называется фирма, затем должность и фамилия звонящего:

А. — Фирма "Информцентр", здравствуйте.

Б. — Добрый день.

А. — Отдел связей с общественностью. Мы вам делали предложение в отношении рекламной поддержки презентации нашей организации.


- в отсутствие визуального контакта реактивные реплики должны быть более энергичными. Трубка не должна "молчать": для говорящего это означает, что его не слушают или слушают невнимательно. Реактивные реплики типа "Да-да", "Хорошо", "Понятно", "Так - так" сопровождают сообщение, при необходимости их можно развернуть в полноструктурные ответы.

А. — Алло // Здравствуйте, Галина Владимировна.

Б. — Алло / слушаю вас / Брянск.

А. — Как погода?

Б. — Прекрасно// А у вас?

А. — Хорошо // Бухгалтерия беспокоит по вопросу дебиторских задолженностей / поэтому хотелось бы выяснить взаимные претензии.


- во время делового телефонного разговора соперничество ощущается подчас очень остро, оно выражается в перебивах, в стремлении говорить все громче и громче (подчас неосознанном), в закидывании абонента вопросами. При этом забывается цель звонка — договориться по какому-либо вопросу, т.е. получить согласие собеседника.

- этикетные фразы, сопровождающие завершение телефонного разговора, должны использоваться адекватно ситуации. Благодарят за информацию, предложение, приглашение, поздравление, помощь:

— Спасибо за предложение, мы обсудим возможность участия в выставке.

— Благодарю вас за приглашение и с удовольствием его принимаю.

— Очень признателен вам за помощь.

— Должен (должна) поблагодарить вас за консультацию.

Извиняются за беспокойство, за несанкционированный звонок, за долгий разговор (большое количество вопросов), за беспокойство в нерабочее время:

— Прошу прощения за то, что беспокою вас в выходной день.

— Примите мои извинения за слишком долгий разговор (за большое количество вопросов)...

— Извините за то, что отрываю вас от дел...

Выражают надежду на скорую встречу, на благоприятное решение вопроса, исход дела. Формулы прощания, как и формулы приветствия, насчитывают не один десяток выражений и слов. В сфере делового общения наиболее употребительны следующие:

- До завтра.

- До встречи.

- Жду Вашего звонка.

- Всего Вам доброго.

- До свидания.

- Всего доброго.

- Всего хорошего.

- Обязательно позвоню.


во время общения по телефону мы слышим интонацию угрозы, раздражения, нерешительности, сочувствия, участия, заинтересованности

- даже односложные реактивные реплики "угу", "да-да" могут быть произнесены по-разному

- особенно значим интонационный рисунок начала и конца общения

- начало и конец беседы закрепляют весь спектр положительных эмоций: оптимизм, уверенность в своих позициях, доброжелательность и уважение к собеседнику

жесткий временной регламент обусловливает высокий темп речи во время делового телефонного общения


- когда люди хотят убедить собеседника или уговорить его, они говорят быстро. Следовательно, деловое общение по телефону требует особой подготовки


- одним из тестов при приеме менеджера на работу в крупные западные компании является проверка его умения быстро и эффективно вести деловую беседу по телефону. При этом он сам и хронометрирует время


Санкционированный звонок (фрагмент)

А. — Алло.

Б. — Добрый день, будьте добры Александра Игнатьевича Корешонкова.

А. - Я слушаю.

Б. — Простите, я вас не узнал. Это Буров вас беспокоит.

А. — Здравствуйте. Я как раз жду вашего звонка.

Б.— Я обещал позвонить в три, а сейчас уже начало четвертого.

А. — Ничего страшного. Я как раз подготовил материалы...



- иногда из-за плохой слышимости, большого объема информации, которую трудно воспринять на слух, абоненты используют реплики корректирующего характера:

— Вы не могли бы повторить...

— Простите, я не расслышал...

— Вы меня слышите?

— Вы поняли мое сообщение?

— Вы меня не так поняли...

не совсем верно поняли...

неправильно поняли...


существенным с точки зрения реализации речевого замысла является результирующий этап. Перед словами прощания в деловой беседе (в отличие от обиходно - бытового общения) мы должны произнести заключительные фразы, значение которых очень велико. Они завершают тему разговора, содержат благодарность за телефонный звонок, пожелания, поздравления:

Заключительные фразы, предшествующие выходу из контакта

Вызывающий

Принимающий

— Кажется, все обсудили

(обговорили).

— Вот, пожалуй, и все.

— Вот и все.

— Договорились?

— Обо всем договорились?

— Вы удовлетворены?

— Что-нибудь еще ?

— Больше никаких уточнений и

дополнений не будет?

— Вы что-то еще хотите

сказать?

—— Все?

— У вас все ко мне?

— Вы закончили?

— По этому вопросу, кажется, все?

— Еще что-нибудь?

— Да, пожалуй.

Да-да, конечно!

— Кажется, ничего.

— Нет.

— Нет, что вы!


разговорный рассказ

- разговорный рассказ – монологический жанр разговорного стиля речи, небольшой по объёму и характеризующий какое-либо событие из жизни рассказчика

- рассказ -

это монолог и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог.

- рассказ - это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или

полилога

- цель рассказчика — не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов

Выделяют

рассказ-событие,

рассказ-воспоминание,

рассказ-пересказ.

- в рассказе выбирается тема, интересная слушателю

- рассказчик передает событие подробно

Структура рассказа
- разговорный рассказ имеет зачин и концовку.

- в зачине должна быть указание на жанр, тему рассказа, роли говорящего и слушающего.

Первая фраза (зачин) может принадлежать как рассказчику (Я тебе сейчас такое расскажу; Мне нужно тебе кое о чём рассказать; Давай расскажу о моей поездке), так и слушателю (Рассказывай, как у тебя дела; Расскажи, как живёшь; Ты мне не всё рассказал о вчерашней встрече).

Концовка представляет собой стандартное предложение (Вот и всё; Такая вот история; Такие вот дела).

Основная часть разговорного рассказа обычно соответствует ходу событий, о которых идёт речь. Говорящий сопровождает рассказ выражением оценки к передаваемым событиям

- в изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно - ответные ходы и т.д.

рассказ - это монолог, посвящённый какому-то событию. Подробно освещаются все стороны произошедшего события, выражается оценка

- темы рассказа чрезвычайно разнообразны:

случаи из жизни рассказчика или его знакомых,

впечатления об увиденном или услышанном и многое другое  


- главная стратегическая линия речевого общения — солидарность, согласие, кооперация, «разрешение» одному из участников осуществить свою коммуникативную интенцию, которая в основном сводится к информации.

автор в рассказе создает целостную картину события, интерпретируя   и  оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей.

- второй участник общения (слушатель)  поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (н - р, смехом)


история

- история - жанр речевого общения

- история - жанр разговорной речи, так же, как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации.

жанр истории близок к жанру рассказа

- важный прагматический фактор – память;

- это монологический жанр, но он не включает самого автора как действующее лицо.

Стилистические особенности

истории:

разговорный синтаксис,

тематическая фрагментарность, а

ссоциативные отступления от "сюжета" повествования,

эллиптированные конструкции,

вопросно – ответные ходы.


признание

- говоря об официальном признании 

государства (документа и т. п.),  подразумевается, что это государство согласились считать существующим, 

действующим, имеющим законную силуОфициальное признание эта декларация получила только в 1925 году


- говоря о признании какого-либо факта (факта чего-либо),  подразумевается достижение согласия ввопросе о том, 

имел ли этот факт место в

 действительности.

Признание судом факта преступления серьёзно подорвало доводы защиты

 - признание - слова, в которых или посредством которых кто - нибудь признается в чем – нибудь.

 Выслушать чье-нибудь признание

«Я прочел души доверчивой признанья, любви невинной излиянья». 

- в  судебно - следственной практике под 

признанием понимаются 

произнесенные или записанные словапреступника, изобличающие его 

самого или его соучастников в 

совершении какого-либо преступления.

Располагая признанием главаря

банды милиция легко арестовала 

всех его сообщников.

Напишите чистосердечное признание, и я отпущу вас домой.


-  если кто - либо говорит: «Я хочу сделать (одно) 

признание» он хочет рассказать о чём - либо, что до этого держал в тайне.

Я хочу сделать одно признание: мы с Наташей решили пожениться в следующем месяце.


-  если какой - либо человек или его работа 

заслужили (получили и т. п.) 

признание, значит, этот человек (егоработа) стали широко известны, 

добились уважения, положительной оценки окружающих.

Творения выдающегося музыканта заслужили признание далеко за пределами его родины.

- признание -  слова признающегося в чем – либо

 Я утаил свое открытие;

я не хочу вынуждать у него признаний;

я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные. 

- признание -  общественное уважение, положительная оценка. 

Заслужить всеобщее признание. Пользоваться признанием. 

 Первый гонорар — это до некоторой степени признание, это уже какая-то оценка, как бы незначительна она ни была.

Сезон 1895—96 года был для меня счастливее первых двух. --- Я получил некоторое признание как со стороны актерской 411 братии, так и со стороны публики и прессы. 

- признание - состояние того, кто (или что) признан достойным положительной оценки; общественное уважение, положительная оценка. 

Писатель пользуется всеобщим признанием. Пьеса заслуживает безоговорочного признания.


совет

- в речевом жанре «совет» выделяются следующие конститутивные признаки:

1. адресант;

2. адресат,

3. тема,

4. третий участник (наличие или отсутствие);

5. наличие трудностей у адресата,

6. степень знакомства участников ситуации;

7. мотивация адресанта

- по тональности выражения советы подразделяются на

серьезный, ироничный,

прямолинейный, деликатный, раздраженный, дружеский

- речевой жанр «совет» состоит из трех основных частей

1. просьба адресата о совете (выраженная — подразумеваемая / отсутствие просьбы)

2. собственно совет (установление доверительных отношений, например, констатация собственного опыта), произнесение высказывания - совета, аргументационная часть),

3. реакция на совет (согласие, несогласие, обдумывание, любопытство, уточнение, переадресация, объяснение, возмущение)

существуют следующие основные разновидности речевого жанра «совет»:

совет-увещевание, совет-требование, совет-сожаление, совет-намек,

совет-упрек, совет-угроза,

совет-пожелание, совет-предостережение,

совет-предложение, аутогенный совет

совет-рекомендация,

совет - инструкция, совет - консультация

являются характерными для институционального дискурса


комплимент

- комплимент - это  речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу

- изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы

при создании комплимента нельзя забывать о  необходимости его соразмерности, искренности

- важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести  в поиске форм при его создании.

ложь, скрытая в комплименте, – это лесть

- главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания


ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой:

Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.


замечание

- замечание - это комплексный речевой жанр. Оно включает в свой состав побудительный речевой жанр (н - р, просьбу, или совет, или приказ, или требование, или запрет, или убеждение и др.) и информативный (сообщение или объяснение):

Не разговаривай - мешаешь другим.

- замечание — краткое суждение по поводу чего-либо увиденного, услышанного, прочитанного

- замечание — один из видов церковного взыскания в протестантизме

замечание – многозначное слово:

1. Краткое суждение по поводу чего-нибудь.

2. Указание на ошибку

синонимы к слову замечаниепорицание, ремарка, упрек, шпилька, журьба, реплика, сарказм, укол, выговор, замечаньице, улавливание, колкость, послесловие, бонмо, упоминание, примечание, словоизлияние, усматривание, взыскание, подковырка, суждение, подмечание, оговорка, высказывание, реприманд.

событийное содержание: замечание включает побуждение адресата к изменению его поведения и сообщение о причинах целесообразности этого изменения



- замечание - реактивная речевая тактика, так как мотивировано какими-либо предшествующими высказываниями (или поступками), реакцией на которые оно является

- замечание – это суждение по поводу чего-либо, высказанное в письменной или устной форме; это комментарии или ученая критика по поводу чего-либо; это наставление, выговор.

- «Быть на замечании» означает иметь дурную славу.

- замечание – это краткое суждение по поводу чего-нибудь или указание на ошибку.

- замечание – это один из видов дисциплинарного взыскания, которое не вызывает для работника каких-либо последствий. Делается обычно в устной форме.

- иногда замечание может быть выражено только одной частью:

В аудитории шумно! Побуждение в этом случае имплицировано, но оно легко определяется: Не шумите! Потише, пожалуйста!


- замечание, как речевая тактика, может включать разнообразные коммуникативные (речевые) шаги: обращение, приветствие, риторический вопрос, шутку и некоторые др.


- они, как релевантные фрагменты речевой тактики замечания, формируют качественное ее развитие, поддерживают необходимую положительную тональность общения. Их отсутствие говорит о том, что высказывающий замечание не намерен заботиться об эмоциональном и психологическом состоянии адресата

- коммуникативная цель: воздействовать на адресата, побудить его изменить свое поведение или состояние; ослабить или устранить негативные действия или последствия, причиной которых является адресат


- замечание включает в свой состав конструкции, выражающие прямо или косвенно побудительные интенции; аргументированное сообщение, обосновывающее побуждение.

- в словаре эпитетов со словом «замечание» можно употреблять следующие определения:

если речь идет об оценке кого-либо или чего-либо:

благонамеренное, едкое, ободрительное, ироническое, обидное, осудительное, одобрительное, скептическое, укоризненное, укорительное, злое, добродушное, безобидное, ядовитое, нравоучительное, критическое, колкое, язвительное, насмешливое, снисходительное, уничтожающее, враждебное, порицательное; если речь идет о характере или оценке самого замечания: пустое, любопытное, деловое, осторожное, существенное, брюзгливое, нелогичное, справедливое, несерьезное, гениальное, веское, отрывистое, разительное, шутливое, злостное, убедительное, острое, глубокое, беглое, правильное, холодное…

- замечание как речевая тактика - это императивное речевое действие или цепочка речевых действий, имеющих целью изменение поведения собеседника или эмоционального состояния

концепция автора: говорящий предполагает, что адресат является причиной каких - либо огорчений автора (или кого-либо, чьи интересы ему не безразличны) и намерен изменить поведение адресата, т.е. он лично заинтересован в достижении указанной коммуникативной цели

концепция адресата: не обладает немедленной готовностью изменить свое поведение, однако может подчиниться побуждению, направленному на него, равно как и воспротивиться этому воздействию


спор

- спор представляет собой обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины

Спор -

* словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает свое мнение.

*борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.

* поединок битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи).

* состязание, соперничество.

- общее для всех значений слова спор - наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство

- синонимы к слову спор - дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения и т.д.


- спор может служить средством для поиска истины. Чтобы найти правильное решение полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли. В этом виде спора тщательно взвешиваются, анализируются позиции, и взгляды противоположных сторон, то есть ведется совместное расследование истины


- предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы

- на специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в споре. По этому признаку можно выделить три группы:

спор - монолог (человек спорит сам с собой, внутренний спор);

спор - диалог (два человека спорят друг с другом)

спор - полилог (ведется несколькими многими лицами), в свою очередь спор - полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (в споре участвует выделенная группа)


- в споре, несмотря на различие точек зрения, существует некая общая фаза – заинтересованность в общении, что порождает в диалоге или полилоге правдивость и искренность, необходимость принять кодекс доверия, выражающийся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов

- в зависимости от темы спора могут формироваться различные виды модальности:

1. эпистемическая (в спорах на научные, политические темы);

2. аксиологическая модальность (в спорах о мире ценностей, о морали и т.п.)


- в теории спора ставится в центр внимания предмет спора и запрещается использовать "довод к личности", затрагивать качества личности с целью лести, восхваления или, наоборот, с целью унижения

- цель спора — поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного

решения

- к основным факторам, влияющим на характер спора, относятся:

цель спора,

социальная значимость предмета спора,

количество участников,

форма проведения спора.


целью спора бывает победа. Причем одни полемисты считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца отстаивают свои позиции. Другим победа нужна для самоутверждения, им важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста

споры могут быть устными и письменными (печатными):

устная форма проведения спора предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная форма - опосредованное общение


- устные споры ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях …

- письменные формы более продолжительны во времени, чем устные. В них важную роль играют внешние и психологические моменты.

- стратегия   ведения спора в разговорной речи  определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора — тактика изменения темы

- конструктивным началом в споре является акцент на общем видении того или иного явления, предмета

- учитывая зависимость от цели спора выделяют

спор ради истины,

спор для убеждения противника,

спор ради победы,

спор ради спора.

- спор как жанр разговорной речи отличается от других споров неофициальностью отношений между его участниками, непринуждённостью общения

- в бытовых спорах возможна смена темы: Давайте лучше поговорим о спорте.

- в споре каждый из собеседников защищает собственный взгляд. В разговорной речи спору свойственна неофициальность отношений между спорщиками и непринуждённость общения.

задача спора - убеждение оппонента. При этом выделяют два момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но иногда он уверяет потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств

- цель спора – поиск истины или хотя бы наиболее приемлемого решения на момент, когда истина еще не определена

- в современной научной, справочной литературе слово спор обозначает всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту


предложение

- предложение – это вторичный побуждающий к действию жанр, и следовательно, предполагающий реакцию аудитории

- предложение может быть инициативным и конвенциальным

инициативное предложение обязательно начинается более или менее развернутым формулированием проблемы, причем поскольку призывающие к действию речи более интенсивны, чем убеждающие

- предложение предполагает сначала более подробное, аргументированное, часто эмоциональное обоснование важности поднимаемой проблемы, которая должна быть четко сформулирована оратором и актуальна именно для данной аудитории

- после этого оратор переходит к формулированию конкретного пути выхода из создавшегося положения, причем обязательно должен быть прописан механизм его осуществления, находящийся в компетенции слушателей

- последняя микротема предложения может быть посвящена описанию выгод и преимуществ, которые получит аудитория, если осуществит предлагаемое

-в тех случаях, когда речь не идет о непосредственной заинтересованности аудитории, а касается интересов общества, в заключительной части подводится итог сказанному, подчеркивается важность и неотложность предлагаемых мер.

- инициативное предложение предполагает, что собрание не обязано рассматривать предлагаемый вопрос, не задумывалось о важности поднимаемой проблемы, имеет право отказаться слушать оратора

- в этом случае речь имеет ярко выраженный призывающий к действию (агитационный) характер.

конвенциальное предложение предполагает, что собрание не может отказаться от обсуждения заявленной проблемы, что оно связано по этому поводу определенными обязательствами

- слушатели не противодействуют решению проблемы, а хотят ее решить, специально собрались для выработки решения. В этом случае неуместны эмоциональные элементы, обычные для первого варианта, речь должна быть сугубо деловой и рациональной. Такое предложение имеет вид информационной речи (род мнения).

- предложение всегда произносится в рамках официального собрания, поэтому роли участников четко определены:

оратор – это участник совещания с правом голоса, при этом его более или менее высокий статус не акцентируется (руководитель может выдвинуть предложение на тех же условиях, что и рядовой член – иначе это уже не будет предложение). Если оратор не обладает равным с аудиторией статусом, предложение превращается в просьбу.

- во вступлении к конвенциальному предложению предлагается описание ситуации, которая повлекла необходимость выдвижения предложения: "Уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона о воинской обязанности и военной службе, который рассматривается во втором чтении. Действующий закон был принят в феврале 1993 года, но уже в июне началось массовое внесение поправок к этому законопроекту. 16 ноября 1994 года рассматриваемый законопроект был принят в первом чтении прежней Думой. Но прежняя Дума не сумела довести этот законопроект до конца, и это предстоит сделать нам." (М.В. Сурков)


- предложение чаще всего используется в рамках совещания или собрания.

- предложение существенно отличается от совещательной речи типическим элементом содержания – описанием механизма конкретных мероприятий по решению проблемы.

- "Предложение выступает в качестве побудительного основания для действий, которые должны быть объяснены, организованы, распределены во времени и по исполнителям."

- специфика аудитории состоит в том, что она правомочна принять решение по обсуждаемому вопросу. Эта особенность отличает данный жанр от других в этой группе:

если совещательная речь обращена ко всем слушателям независимо от статуса и ставит цель убедить их (включая, например, и телезрителей) в том, что позиция оратора верна, то предложение в качестве прямой аудитории предполагает только тех, кто обладает правом голоса


просьба

- речевой жанр просьбы - побудительный жанр

- просьба - речевой жанр, при помощи простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные состояния адресанта:

хочу, чтобы ты сделал для меня нечто хорошее

говорю это, потому что хочу, чтобы ты это сделал

не знаю, сделаешь ли ты это, потому что знаю, что ты не обязан делать то, что я хочу, чтобы ты делал

- эта модель, построенная по принципу парафраза, дает наглядное представление о жанре просьбы и отмечают одну важную для просьбы особенность – возможность слушателя отказать в выполнении просьбы

- особенность просьбы в том, что при отказе ее выполнить, говорящий не будет добиваться ее выполнения и не будет испытывать гнев на адресата

-говорящему необходимо таким образом сформулировать свою просьбу, чтобы минимизировать угрозу и избежать коммуникативной неудачи

- просьба – будущий акт, так как формально невозможно просить то, что уже исполнено, если это не ирония или шутка.

- адресату и адресанту очевидно, что адресант не имеет возможности выполнить то, о чем он просит, по какой - либо причине, поэтому он и обращается с просьбой к адресату.


- просьба - абстрактное имя существительное; ее интенсификаторы выражают

эмоциональные {горячая, истовая, нетерпеливая просьба) и

рациональные {настойчивая, настоятельная просьба) качественные характеристики субъекта;

его отрицательную {беспардонная, бессовестная просьба) и

положительную {мотивированная,

обоснованная просьба) оценки; количественные (великая, громадная, мелкая, небольшая просьба) характеристики собственного содержания


- просьба — речевой жанр, который использует разноуровневые

(вербальные / невербальные;

эксплицитные / имплицитные, прямые / косвенные)

средства выражения и формы представления,

* имеет коммуникативно - прагматические разновидности,

* организуется принципами вежливости и/или дипломатичности',

* в бытовой сфере общения зависит от конкретных социальных факторов (гендерных, возрастных и др.) и целевой коммуникативной установки, а в деловой сфере имеет клишированную форму изложения, строго фиксированную структуру (в письменной речи) и * предполагает обязательную ответную реакцию («в устной речи — вежливый и/или дипломатичный / невежливый ответ', в письменной речи - наложение резолюции и, как результат, выход приказа»)

- просьба обычно выступает как бинарный речевой жанр

* просьба - приказ, просьба - требование / просьба - требование, просьба - совет, просьба - рекомендация (нейтр.);

* просьба - мольба, просьба - прощение (нейтр.; религ.);

* просьба - заявление, просьба - заявка, просьба - прошение, просьба - петиция (офиц.-делов.) и под.), организующий градационный ряд по степени интенсивности представления желания

- адресант намерен побудить адресата исполнить некоторое желаемое действие

- адресант намерен с помощью высказывания своей просьбы побудить другого человека, адресата, исполнить её

- адресант хочет вызвать у адресата убеждение, что условия выполняются, и при этом он рассчитывает, что адресат опознает это намерение, т.к. он облекает свое высказывание в соответствующую форму

- речевой жанр просьба маркируют средства, которые употребляются в зависимости от степени вежливости в разных сферах общения:

этикетные слова (пожалуйста (нейтр.), плиз (разг.)),

устойчивые выражения (будьте добры, будьте любезны, сделайте одолжение, не откажите в любезности, окажите любезность),

словоформы (прошу, просим),

модальные глаголы (мочь, хотеть) в разных формах и др.


- просьбой говорящий совершает волеизъявление и потенциально вторгается в свободу слушателя с целью заставить его выполнить желаемой действие. Таким образом, в рамках речевого жанра просьбы «если человек «оказывает давление на кого-либо», он пытается навязать свою волю адресату», поэтому ему нужно замаскировать свое волеизъявление с помощью вежливости, принятой в данной лингвокультуре

- единственное, что отличает просьбу от приказа – это вежливость, с помощью которой говорящий воздействует на собеседника

- основной принцип выражения речевого жанра «Просьба» является вежливость, главным грамматическим средством его реализации выступает форма повелительного наклонения глагола (императив), но не каждый вежливый императивный речевой жанр, включающий в себя лексемы просьба, просить, служит выражением речевого жанра «Просьба»

- для просьбы часто используются одноактные императивные высказывания, а для смягчения такого неэтикетного императива применяются разнообразные тактики, «подготавливающие прямое побуждение»

- адресант предпочел бы совершение адресатом определенного акта его несовершению, т.е. говорящий хочет видеть свою просьбу исполненной

-- семантические особенности языка говорящих таковы, что данный иллокутивный акт является верным и искренним

- собственный "характер" речевого жанра просьба бывает категоричным, нейтральным, вежливым и сверхвежливым. В зависимости от употребляемых средств для выражения собственного "характера" речевого жанра просьба выстраивается шкала градаций:

нулевой уровень занимает нейтральный "характер" речевого жанра «Просьба», позитивный/высокая степень - вежливый и сверхвежливый, а негативный/низкая степень - категоричный (обычно в деловой сфере)


личное письмо

- личное письмо – способ неофициального письменного общения

- письмо позволяет достичь разных коммуникативных целей:

сообщить о важных событиях,

передать переживания,

поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то,

установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения.

- темы подобных текстов меняются произвольно, используются неполные предложения, экспрессивные выражения

- предполагается обязательное употребление формулы этикета – приветствие и прощание, дальнейшее содержание текста свободное


- это один из письменных жанров разговорной речи, неофициальное эпистолярное взаимодействие

- необходимое условие этого жанра речевого общения - искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей.

- «Характерный для понятия искренности контекст согласия соответствует этимологическому значению слова: искренний означало «близкий, приближенный, находящийся рядом»

жанр личного письма предписывает использование этикетных формул приветствия и прощания, в остальном же он позволяет проявить свободу

- непринуждённость общения посредством письма выражается

* в произвольной смене тем,

* насыщенности эмоционально-экспрессивными выражениями,

* использовании неполных предложений и т.д.


записка

- содержание записки обычно кратко; развернутое рассуждение может заменяться одним—двумя словами, играющими роль намека.

- в отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства - мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств

отличительная черта жанра – краткость

- это маленький обиходный текст, цель которого – сообщение о том, что нужно сделать, предупреждение, приглашение, жесты вежливости:

«Скоро буду, не забудь купить молоко».

записка отличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка

- текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.


дневник

- дневник отличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо

- этим продиктовано активное использование

вопросно - ответного хода, риторических вопросов,

вводных слов и предложений,

синонимов.

- дневниковые записи – творческий процесс. Οʜᴎ помогают человеку оттачивать слог и совершенствоваться

- жанр дневника отличается от остальных тем, что получатель и автор является одним и тем же человеком

Текст дневника представляет собой анализ произошедших событий или собственных ощущений, творчество, способствующее совершенствованию слова и самой личности



- дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, а следовательно, имеют все стилистические особенности текстов, обусловленных многофакторным прагматическим пространством

- адресат текстов дневника —

альтер - эго, надсубъект, «высшая инстанция ответного понимания»,

которая помогает пишущему выражать свои мысли, чувства и сомнения.


открытка

- откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта)

почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года

- коллекционирование открыток называется филокартией

- обычно открытки используются для поздравлений с днём рождения или другими памятными датами

 

Виды открыток

иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и 

оригинальные) и документальные (фотооткрытки).


- открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами имеют напечатанный знак почтовой оплаты 

и называются маркированными почтовыми карточками; на художественных немаркированных

 открытках предусмотрено место для его наклейки. 

- бывают случаи неправильного наклеивания марки на лицевую, художественную сторону открытки, предназначенной для прохождения по почте.

-  совсем редко встречаютсяоткрытки, на которых место для наклейки марки преднамеренно отпечатано на лицевой стороне


Виды открыток:

  • поздравительные открыткичто дает возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.

  • видовая открытка представляет собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона.

  • открытки - репродукции могут быть носителями несохранившихся произведений искусства

  • художественные открытки, выпускаемые художественными объединениями Общества любителей художеств, Cоюза художников, Ассоциации художников и другие

  • рекламные открытки выполняют роль носителей рекламы

  • историко - событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, н-р, на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например театра, завода, храма, школы. политические открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей

  • патриотические открытки.

  • фотооткрытка отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их еще называли видовыми.

  • деловая открытка предназначена для поздравления своего партнёра по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника с профессиональным праздником, победой на выборах, да и мало ли с чем можно поздравить хорошего, но не близкого человека.

Классификация открыток

(по назначению и жанру)
авторские открытки – иллюстрированные открытки, создаваемые художником

артистические открытки – открытки с портретами театральных и киноактеров, с изображениями сцен из опер…

благотворительные открытки – открытки с сюжетами: мобилизация армии, сбор денежных средств на нужды войны 

военно - патриотические открытки – открытки с сюжетами: плакаты-призывы, зовущие к бою; хроника военных событий…

диаграммно-схематические открытки – открытки, в которых давались географические карты игровые открытки – рисованные видовые открытки - ребусы, открытки-загадки

милитария – открытки с видами различных видов войск времен

военной компании

необычные открытки – открытки, изготовленные из нестандартных материалов

открытки на темы транспорта – открытки с изображением средств транспорта и транспортной инфраструктуры

открытки на темы флоры и фауны – открытки с изображениями животных и растений в дикой природе в зоопарках

открытки с изображениями монархов и членов августейших семей выпускаются в государствах - монархиях

портретные открытки – рисованные и фотографические открытки с портретами деятелей … 

рекламные открытки – открытки, рекламирующие фирмы или товары…

сатирические и юмористические открытки – открытки с сатирой на определенные слои общества, профессии … 

– открытки с изображением женских образов, в т.ч. обнаженной натуры (ню).

этнографические открытки – типажно - бытовые открытки


диспут

- ди́спут (лат. disputatio) — в схоластической системе образования средневековой Европы 

формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины

- данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон

- другой категорией диспутов были межконфессиональные диспуты, призванные доказать превосходство того или иного религиозного учения

- диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему

- диспут - публичный спор на научные, литературные и т. п. темы. — Литературный диспут придется отложить ---. Я проверял: не все к выступлению подготовились

- диспут – (лат.) ученый спор, прение, состязание, гласный отстой, защита, оправдание сочинения, написанного для получения ученой степени


- диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно - бытовую тему

- в качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента

- диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме)

- участники диспута и выражают различные мнения и суждения

- развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора

- в диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания.


Диалог

- диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками

- разнотемье свойственно и диалогу, т. е. говорящие легко могут переключаться с одной темы на другую. Н - р, в домашней обстановке двое за завтраком разговаривают о работе (первая тема) и о завтраке (вторая тема) : 
А: А с кем ты дежуришь, /он молоденький? 
Б: Моложе меня/года на полтора — на два
А: Хочешь еще капусты? 
Б: Капусты не хочу. / Он от нас уходит. / Потому что его пригласили в другой институт.

- диалог – основной жанр разговорной речи

- для диалога характерна частая смена ролей "говорящий – слушающий", так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли.

- в реальной разговорной речи монолог и диалог представлены обычно не в чистом виде, а в пересекающихся формах: диалог может содержать элементы монолога (микрорассказы, минимонологи) , а монолог – перебиваться репликами собеседников

диалоги использовались еще в Древней Греции. Они характеризовались присутствием в беседе слушающего и говорящего. На протяжении разговора они периодически менялись своими ролями, в зависимости от сложившейся ситуации

- жанры разговорного стиля речи, примеры которого можно взять из своей жизни, предполагают использование пересекающихся форм. К примеру, в диалоге встречаются мини - монологи, микрорассказы, а речь выступающего человека постоянно прерывают собеседники, пытаясь вести диалог


полилог

- для полилога разговорной речи характерно смешение разных тем (разнотемье) , так как нередко каждый из собеседников говорит о своем, "ведет свою партию"

термин возник при исследовании 

коммуникативных свойств языка как добавление к термину «диалог», совпадая с ним по содержанию 

- количество говорящих (два или больше двух) не является дифференциальным признаком 

оппозиции 

«диалог — полилог»: элемент «диа» (греч.  через) указывает на их общий признак  мену ролей говорящих и слушающих в противовес монологу

- социолингвистика исследует этикетные правила полилога, совпадающие или различающиеся в разных социумах (н – р, у некоторых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники…)

- полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог

- полило́г (от греч. πολύς — многочисленный и λόγος, здесь — разговор) — разговор между несколькими лицами

- ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно – смысловой структуре полилога максимальное отражение

- смысловая и формальная связь реплик полилога имеет большую амплитуду колебаний, чем в диалоге

- синхронно звучащий полилог используется театром, кино как приём стилизации разговорной речи

- в полилоге возможны разные формы взаимодействия говорящих. Н - р, собеседник может прервать одну тему разговора (оставить своего партнера) и вклиниться в реплики других участников полилога, может вести разговор, участвуя в двух и более темах сразу и т. п.

- полилог – форма или жанр разговорной речи (естественный и воспроизведённый в тексте)

- признак равной речевой активности участников коммуникации- инвариант полилогической формы – предусматривает промежуточные формы, в которых реактивная роль собеседников градуируется – от позиции адресата до позиции слушателя/ наблюдателя и может, оставаясь невербализованной, влиять на развитие полилога ответным неречевым действием


монолог

- отличительная черта монолога в разговорной речи – его диалогичность, т. е. обращенность к слушателю, который может перебить рассказчика, задать ему вопрос, согласиться с ним или возразить ему в любую минуту

- монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава

- весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития

- любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся

риторические вопросы,

обращения,

вопросно-ответная форма речи и др.

- это говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата - собеседника, вызвать его реакцию

- в монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи)

Виды монолога

  1. монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи:

научная устная (пример - доклад или учебная лекция),

устная публичная и

судебная речь.

Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. монолог - речь наедине с собой, направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица

Виды монолога по целям

три основных вида:

информационная речь,

убеждающая и

побуждающая

главная цель информационной речи - передача знаний.

Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями

- разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения

убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

побуждающий монолог (примеры которого - весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям: речь - протест, политическая речь, речь - призыв к действиям

основная черта монолога - диалогичность

- диалог всегда направлен к слушателям, которые могут в любой момент прервать докладчика, предложить ему вопросы, возразить либо согласиться с теми аргументами, которые используются в монологе

- в реальной жизни трудно себе представить ситуацию, когда во время лекции студенты прерывают преподавателя, задают ему различные вопросы

в монологических видах речи книжного литературного языка говорящего (докладчика, лектора, оратора на митинге) не принято перебивать

монолог может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально – смысловой, либо от жанрово - стилистической принадлежности

- разновидности жанрово - стилистического монолога выделяют следующие:

ораторская речь,

официально-деловой и художественный монолог по русскому языку,

а также другие типы

к функционально - смысловому относят повествование, описание, рассуждение

- монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Н - р, ораторская речь - это заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет искусственную форму речи, стремящуюся стать диалогом


частная переписка

- частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии

- письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный характер общения (вот почему непозволительно читать чужое письмо, так как оно адресовано конкретному лицу)


Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью композиционной структуры, на стыке различных функциональных стилей, в то же время с соблюдением экстралингвистических факторов, важнейшими из которых являются:

  1. Общность функций: информативной, контактноустанавливающей, коммуникативной и побочных функций: эмотивной, волюнтативной (воздействие на адресата), поэтической и др.

  2. Дистантность общения собеседников.

  3. Письменная форма общения.

  4. Адресованность конкретному объекту речи.


  1. Ориентация на отношения адресата и адресанта.

Экстралингвистические факторы определят и специфику языковой формы писем:

-      стандартизированное композиционное построение (зачин, информативная часть, концовка), использование в отдельных частях речевых этикетных формул (привествие, обращение – в зачине; прощание, пожелание, подпись (самоименование) – в концовке; совет, благодарность, просьба - в информативной части);

2.      Монолого - диалогичный характер повествования (вопросительные предложения, ответы на вопросы и т.д.);

3.     Стиль, в большей мере, разговорный. «Бытовая речь находит в письмах наибольшее воплощение. Еще старинные риторики отмечали эту близость эпистолярного жанра к устной речи», - В.А. Малаховский, но в зависимости от темы возможно использование других стилей (н - р, описание природы – художественный стиль).

4.      Фрагментарная мозаичность содержания информативной части

Схема анализа частного письма

    1. Функции:

- информативная;

- контактнообразующая;

- эмотивность; - коммуникативность;

- воздействие на адресата.

II. Особенности композиционного построения (Дистантность общения.):

- зачин;

- информативная часть;

- концовка.

Во всех частях – использование речевых этикетных формул.

III. Монолого – диалогический характер общения.

IV. Стиль речи.

V. Фрагментарная мозаичность содержания части.

Этикетные нормы в структуре писем

- в каждой части письма необходимо соблюдать этикетные нормы, хотя сейчас этикет письма существенно изменился, стал более демократичным

- в письме хорошо виден человек пишущий (его воспитанность, образованность, грамотность)

Письмо

- обращение

- комплимент

-сообщение новостей

- просьба – совет

- передача привета родным и близким

Прощание

- подпись

- постскриптум

Письмо – ответ

Обращение

Благодарность, извинение (если с ответом задержался адресант)

Ответ на сообщение, просьбу

Прощание, пожелание

подпись



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!