СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жаркие пустыни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю в интересной форме познакомить обущающихся с темой  "Пустыни"

Просмотр содержимого документа
«"Жаркие пустыни"»

Конспект урока «Жаркие пустыни»

Цель урока: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в зоне пустынь; обратить внимание учащихся на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным природным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

Задачи:

  • личностные: эстетическое восприятие зоны пустынь;

  • регулятивные: управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

  • познавательные: работа с информацией и выбор нужной информации из учебного текста, поиск информации из дополнительной литературы;

  • коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками и учителем.


Ход урока

I. Организационный момент. 1 мин

Вступительное слово учителя.

Начинается наше занятие.

Будет, думаю, оно увлекательным.

По природе родной будем дальше шагать

Наблюдать, анализировать и рассуждать.

II. Проверка домашнего задания

Тест «Зона степей»

1.Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2.На карте зона степей закрашена … цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей- это…

а) сплошной травянистый покров;

б) отсутствие сплошного травянистого покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся…

а) белые журавли, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы.

5. Для растений степи характерны…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие

же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное

заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас

оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика- лемминг- песец;

б) водоросли- рачки- сайка- гагарка;

в) растения- заяц-беляк- рысь;

г) зерно- суслик- орёл-беркут.

8. Основным занятием населения степей является

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в

в

а

в

в

в

г

а

б

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие растения и животные степи:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.










II. Повторение изученного материала

Сегодня мы продолжим нашу игру в исследователей природы. Вы разделились на четыре группы ученных: географы и синоптики (дети встаю) 3

ботаники (дети встают) 3

зоологи (дети встают) 3

социологи и экологи (дети встают) 3

- Вы изучили 4 природные зоны России, а какие именно, вспомним, узнав зону по описанию. (учитель вызывает из каждой группы проводника, он выбирает карточку и читает её ребятам)

1 ученик

- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Кругом только льды и снега. (Арктика)

2 ученик

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-12 сантиметров. (Тундра)

3 ученик.

- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

4 ученик.

- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное и жаркое, стоит сухая и солнечная погода. Часто дуют ветры –суховеи. Дожди ливневые. Зима короткая, снежный покров небольшой и лежит всего несколько месяцев. (Степи)

III. Постановка целей и задач урока

У нас осталась ещё одна природная зона. А что это за зона, вы узнаете, отгадав загадку.

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка. (Пустыня)

- Тема нашего урока (Зона Пустынь)

- Что мы обычно представляем, когда говорим слово Пустыня? (Пусто)

- Пусто ли в пустыне?

Прочитайте, что о слове пустыня говорится в толковом словаре.

«Пустыней называют любое место, где очень сухо и нет почти земли»

- Так что будем исследовать зону пустыни

План

1. Географическое положение природной зоны. Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой. Описание климатических условий летом и зимой.

2. Растения и их приспособленность к природным условиям.

3. Животные и их приспособленность к природным условиям.

4. Жилища, занятия и промыслы коренного населения. Экологические проблемы.


VI. Актуализация знаний

Перед началом работы вспомним правила поведения в группе.


1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Девиз наших групп

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»


Задача каждой группы изучить материал по теме, записать полученную информацию и рассказать о ней другим ребятам.


Географы и синоптики

Зона пустынь находится _____________ зоны степей. Она занимает площадь по берегам _________________________. Пустыню можно назвать страной____________. Оно высоко поднимается над горизонтом __________________________________________ .

Пустыни бывают песчаные и ____________________. У песчаных пустынь большие валы песка называются ________________.

Лето в пустыне _____________. Поверхность земли нагревается днём __________. Температура в тени __________________. Ночи _____________. Осадков выпадает ______________________. В пустыне всего лишь ____ два времени год.

Покажите на карте зону пустынь.

Задание для всех

Отметить на контурной карте зону пустыни. Каким цветом закрасим эту зону? Оранжевым.


Ботаники

Ответьте на вопросы

Растения пустыни приспособились ____________________________________

В основном растут в пустыне ________________________________________

Травянистые растения________________________________________________

Цветы_____________________________________________________________

Как они приспособились жить в пустыне?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Познакомить с другими растениями

Зоологи

В пустыне обитают ________________________________________________

У водоёмов можно увидеть___________________________________________

__________________________________________________________________

Как животные приспособились к жизни в пустыне?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Интересное задание

Социологи и экологи

Жители пустынь живут в основном около________________________________

Большинство людей занимается ________________________________________

Разводят____________________________________________________________

На полях возделывают ________________________________________________

В садах, виноградниках выращивают ____________________________________

На бахчах растут ____________________________________________________

Самой большой ценностью для людей является _________________________



- Почему летом жители пустыни носят головные уборы (чалма) и тёплые халаты на вате?


VII. Рефлексия

1. Пустыня-это место, где много солнца ,горячего сухого песка, но мало воды.

2. Зона пустынь сменяет зону степей.

3. В пустыне всего лишь два времени года.

3. Бархан - это растрескавшийся глинистый участок поверхности.

4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды.

5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу.

6. Всё живое в пустыне борется за каждую каплю воды.

7. Животные пустыни в основном охотятся днём, а ночью спят.

8. Люди в пустыне занимаются земледелием и животноводством.


Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?



VIII. Домашнее задание

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Зона пустынь».

  2. Подготовьте сообщение об одном из животных пустыни. Нарисуйте иллюстрацию.

  3. Подготовьте сообщение об одном из растений пустыни. Нарисуй иллюстрацию.

  4. Составить кроссворд из названий растений и животных, обитающих в зоне пустынь.

  5. * Используя полученные на уроке знания, напишите рассказ «Один день тушканчика в пустыне».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!