3. Актуализация опорных знаний урока | - Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно. Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте) -А что такое природа, как вы считаете? (-«Природа – все то, что нас окружает»). - Соласна. - Вы знаете, что природа бывает живая и неживая? Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы. (-«Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природ»). - Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?Чем живые организмы отличаются от неживых объектов? (-«Растут, дышат, размножаются...»). - Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы. -Как вы думаете, зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы? (-«Биология-важная наука, которая пригодится в повседневной жизни, помогает нам познавать мир») - А в каких сферах деятельности можно применять знания биологии?(-«Ученым, врача, учителям, фармацевтам и др.») -Молодцы, все верно. Биология очень важный и нужный предмет. -А теперь посмотрите на экран, я прочитаю интересные факты «из жизни» биологии Интересные факты из курса «Интересные животные и растения» Интересное растение: росянка круглолистная. Она была вытеснена другими растениями с плодородных земель. Для того, чтобы выжить, растению пришлось перестроиться (адаптироваться) к условиям среды. Росянка обитает на болотах и на бедных почвах. В связи с этим растение стало питаться насекомыми. На листьях находится клейкое вещество для улавливания и переваривания насекомых. На кончиках ресничек, как росинки, блестят капельки клейкого сока. Насекомое опускается на лист, чтобы отведать сладковатых капелек, но вымазывается соком, прилипает и обездвиживается, не в силах улететь. Лист росянки начинает спокойно сворачиваться. Лист выделит жидкость, очень похожую по составу на желудочный сок животных. Она растворит все мягкие части насекомого. На следующий день листок развернется, непереваренные хитиновые останки сдует ветер или смоет дождь. Все остальное усвоено растением. Роль ловушки каждый лист выполняет 2-3 раза, после чего засыхает и сменяется новым. Таким образом росянка получает минеральные вещества, которыми бедна почва. А самое главное – у растения не осталось каких-либо «обид» к своим родственникам, вытеснившим его с полей и лесов. Обычно цветы росянки располагаются на длинном стебле, чтобы насекомые, опыляющие другие растения, не попались в ловушку. Растения рода росянка издавна привлекали людей не только своим типом питания, но и практической значимостью. Настойка из росянки используется в лекарственных препаратах от кашля, коклюша у детей. Препараты, полученные на основе жидкого экстракта росянки, облегчают тяжелые приступы астмы и рекомендуются даже при туберкулезе легких. НО (!) так как растение ядовито, принимать препараты из него следует только по указанию и под наблюдением врачей. Росянку изучают не только ботаники (как растение), экологи (взаимодействие с другими живыми организмами), но и биохимики (состав и возможные области применения). Интересное животное: гаттерия Гаттерия – знаменитая трехглазая рептилия, обитает на островах Новой Зеландии (Два больших глаза по обеим сторонам головы, а третий, поменьше и покрытый тонкой кожей, - на темени. У этого глаза есть и недоразвитый хрусталик, и сетчатка, но видит он плохо: отличает лишь свет от тьмы) В настоящее время гаттерия заселяет несколько островов Новой Зеландии, а также обитает в заповеднике. После колонизации островов европейцами началось ее вымирание из-за завезенных на острова домашних животных: свиней, коз, собак, кошек, а также кроликов. Одни из них уничтожали взрослых гаттерий, другие поедали яйца и молодь, третьи истребляли растительность. В результате на двух главных островах Новой Зеландии гаттерия вымерла. Она выжила только на 13 мелких безводных островках к востоку и югу от главных островов Новой Зеландии. На этих же островах гнездятся буревестники. Свои гнезда они устраивают в подземных норах глубиной до метра, там же может поселиться гаттерия. Птица и рептилия живут вместе, не причиняя друг другу никакого вреда. Днем, когда буревестники улетают на поиски пищи, гаттерии отдыхают в норах. С наступлением сумерек обстановка меняется: буревестники возвращаются в гнезда, а гаттерии выходят на охоту, так как ведут ночной образ жизни. Средняя продолжительность жизни – 60 лет, но отдельные особи могут доживать и до 100 лет. Размножаться гаттерии начинают в возрасте 15-20 лет. Дальнейший рост и развитие молодняка – также очень длительный процесс. Спариваются и откладывают яйца (от 8 до 15) раз в четыре года. От спаривания до вылупления проходит 12—15 месяцев. Поскольку гаттерии размножаются очень медленно, спасти их от вымирания может только строгая охрана законом. Правительство Новой Зеландии, где они живут, делает все возможное, чтобы сохранить этих редких рептилий. Строго запрещено не только ловить живых, но и подбирать мертвых животных, которые для зоологов составляют ценную находку, потому как гаттерии живут очень долго (до 100 лет), и поэтому возможность изучения их внутреннего строения случается редко. Все виды гаттерий занесены в Международную Красную книгу. - В курсе биологии вы познакомитесь с особенностями жизнедеятельности живых организмов. Узнаете о том, как живая природа взаимосвязана с объектами неживой. Сможете применить свои знания на практике: соблюдать правила безопасности на природе, оказывать первую помощь; находить растения нашего региона, занесенные в Красную книгу; объяснять, почему их необходимо охранять. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | - В начальной школе вы уже начали изучать природу в курсе «Окружающий мир», многое знаете о живых организмах: где живут, как питаются. Но еще больше предстоит узнать в курсе «Введение в биологию». - Биология относится к естественным наукам, так как изучает объекты природы. Она изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность, взаимосвязь их между собой и неживой природой. - Какие группы живых организмов вы можете назвать? (-«Животные, грибы, растения, микроорганизмы»). -Мы вспомнили, чем живые организмы отличаются от неживых? Как вы думаете, что означает слово «биология»? Подберите к нему однокоренные слова.(-«Экология, геология, биография.«биос» – жизнь (греч.)«логос» – учение (греч.) Биология – наука о жизни, живых организмах»). - Все верно, биология- это наука, о жизни и живых организмах. - Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.Какие же свойства характерны для живых организмов? (-«Обмен веществ и энергии»). - Для неживой природы тоже характерен обмен энергией. Камень от солнечных лучей нагревается, в вечернее время – остывает. Но здесь просто два процесса: нагревание и остывание.В отличие от неживых объектов, живые организмы могут преобразовывать эту энергию. В процессе питания живые организмы вместе с пищей получают энергию, которая расходуется на процессы жизнедеятельности: дыхание, движение, рост клеток, работу организма. Эта энергия освобождается из органических соединений с помощью кислорода, который поступает в процессе дыхания организма.Вещества, которые остаются непереваренными, удаляются из организма в процессе выделения. Питание Дыхание Выделение Рост и развитие Горные породы и минералы также могут расти, увеличиваясь в размерах. Но живые организмы растут, используя питательные вещества, поступающие с пищей.Для растений характерен рост в течение всей жизни.Животные растут ограниченно, до определенного периода. - А вот свойство развития характерно только для живых организмов – это необратимое изменение организма или его частей. При рождении ребенок не умеет говорить. В процессе воспитания он повторяет слоги за родителями, потом его учат первым словам: «мама» и «папа». Через какое-то время ребенок начинает повторять слова, словосочетания, предложения. Позже дети сами составляют целые предложения не просто как форму повторения за взрослыми, а уже осознанно формируя свои желания. Это и есть процесс развития. - Приведите другие примеры развития. (-«У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, гусеница – в бабочку, растения зацветают и дают плоды») - Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды. - Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки. Жизнь – это движение. Для животных характерно активное движение: они передвигаются во время поиска пищи, мигрируют, меняют места обитания, спасаются от врагов. А для грибов и растений характерно активное передвижение? (-«Нет»). У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами. - Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом? (-«Их движения гораздо медленнее и не так заметны. Движения можно наблюдать с помощью покадровой киносъемки и с показом в ускоренном темпе. Растущие побеги и листовые пластинки поворачиваются к свету.Лианы обвиваются вокруг опоры.При смене дня и ночи открываются и закрываются цветки.Корни растений уходят на много метров вглубь земли.Растения могут передвигаться, распространяя свои семена»). - Да, растения размножаются с помощью семян, а животные – с помощью специальных клеток – гамет. Размножение – воспроизведение себе подобных. Способность к размножению – важная особенность живых организмов. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь. - Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может, это признак живого – размножение? - Я отпускаю лист, он начинает двигаться, он летит. Может, это признак живого – движение? - А теперь я его смяла, он изменился. Может, это признак живого – развитие?Лист имеет некоторые признаки живого. Будет ли лист бумаги живым? Почему? («Нет, у живых организмов есть сразу все признаки живого»). - Конечно же лист бумаги не может быть живым. |
6. Первичное закрепление изученного материала | - Растения и животные – живые организмы. Давайте сравним, по каким признакам они сходны друг с другом и чем отличаются. Заполните таблицу с использованием текста учебника, стр. 10. Сравнительная характеристика растений и животных Признаки и свойства | Растения | Животные | Подвижность | Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными. | Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать | Рост | Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия) | Растут до определенного времени | Питание | Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза) | Питаются готовыми органическими веществами | - Какие свойства характерны для живых организмов? (-«Рост, развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, питание, выделение, дыхание, подвижность»). - Чем рост отличается от развития? (-«Рост – изменение размеров организма, а развитие – изменение в строении организма или отдельных его частей») - На каких свойствах основаны различия между растениями и животными? (-«Непрерывный рост у растений, а у животных он ограничен и др.»). |