СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живые организмы. Введение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Живые организмы. Введение»

Конспект урока по биологии

Приложение 1

Попова Ульяна Алексеевна


Тема урока: Введение. Живой организм.

Класс: 5

  1. Цель: Сформировать понятия об основных свойствах живых организмов, значение биологических знаний в повседневной жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательная: дать представление о месте биологии в системе естественных наук; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе «Окружающий мир» в начальной школе, и новыми знаниями по курсу «Введение в биологию»; формировать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, излагать свои мысли.

  • Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ; развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности.

  • Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и пр.).


  1. Планируемые образовательные результаты:


Предметные результаты:

- научиться называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология»;

- объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни;

- знать основные признаки живой природы.


Личностные результаты:

- иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формировать коммуникативную компетентность;

- формировать ценностное отношение к природе.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы;

- научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.


Познавательные УУД:

- научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; - научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией

- научиться пользоваться учебником и лабораторным оборудованием.


Коммуникативные УУД:

- уметь выступать перед классом;

- участвовать в коллективном обсуждении над вопросами, поставленными учителем;

- умение общаться и взаимодействовать друг с другом;

- уметь четко и правильно выражать свои мысли и идеи.


III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Технология групповой работы

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии


  1. Методы обучения:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами).

V. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

VI. Оборудование:

Для учителя- УМК «живой организм» Н.И.Сонин, учебник, презентация

Для учащихся- Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.- 158 с.

VIII. Тип урока: вводный урок

IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Вступительное слово учителя (5 мин.)

  3. Актуализация опорных знаний урока (10 мин.)

  4. Усвоение новых знаний и способов действий (15 мин.)

  5. Физминутка (1 мин.)

  6. Первичное закрепление изученного материала(5 мин.)

  7. Рефлексия (3 мин.)

  8. Домашнее задание (2 мин)

  9. Организованный конец урока (2 мин.)


X. Оформление классной доски:

Дата:

Тема урока:

Введение. Живой организм.

Домашнее задание

§ 1 (стр. 6-11), прочитать, подготовить пересказ на основе базовых понятий

Ответить устно на вопросы после §.


Приложение 2

Х. ХОД УРОКА


Этап урока

Результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

(2 мин.)

Готовность к работе на уроке. Рабочее место.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку.


2. Вступительное слово учителя (5 мин.)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Проводит знакомство с учебником и с требованиями на уроке биология.


Слушают, записывают в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.


3. Актуализация опорных знаний урока (10 мин.)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Задает вопросы. Рассказывает интересные факты

Отвечают на вопросы

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме

умеютизвлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;осознают недостаточность своих знаний

4. Усвоение новых знаний и способов действий (15 мин.)

Обеспечение мотивации учения детьми

Задает вопросы по курсы биологии. Демонстрация примера на листе.

Отвечают на вопросы. Наблюдают за примером.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме

умеют извлечь существенную информацию из разных источников

(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

5. Физминутка

(1 мин.)

Здоровьесбережение

Показывает движения.

Организует обратную связь.

Повторяют движения.

Коммуникативные:

умение слушать

6. Первичное закрепление изученного материала

(5 мин.)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Задает вопросы.

Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

самопроверка

7. Рефлексия

(3 мин.)

Выводы по уроку, уборка рабочих мест

Организует обсуждение.

Организует обратную связь.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Соотносят цель и результаты деятельности.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать свои знания

8. Домашнее задание

(2 мин)

Инструкция по выполнению домашнего задания

Сообщает о домашнем задании

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

умение четко и ясно записывать д/з

Коммуникативные:

умение слушать учителя

  1. Организованный конец урока

(2 мин.)

Выводы по уроку. Самоанализ по обобщению знаний и качества сформированных умений учащегося.

Оценивание работы учащихся за время урока, комментирование оценок.Организует завершение урока, уборку рабочих мест.


Слушают учителя. Убирают свое рабочее место

Регулятивные:

-оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог




Приложение 3

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к началу урока, приветствие учителя.

-Здравствуйте, садитесь. Рада вас всех видеть, желаю приятной и продуктивной работы на уроке.

(-«Здравствуйте!).

2. Вступительное слово учителя

-Требования, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса «Введение в биологию:

  1. На каждом уроке иметь учебник «Введение в биологию»,тетрадь, ручку, карандаши (простой и цветные), линейку.

  2. Задания на дом записывать в дневнике, систематически и добросовестно выполнять их.

  3. Активно работать на всех уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу.

  4. В случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти. С этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя, выполнить задания, за которые была получена «2».


- Давайте познакомимся со структурой учебника

  1. Учебник состоит из четырех больших частей. В каждой части несколько тем.

  2. В теме сначала помещен основной материал, затем – дополнительная информация ( она помечена*)

  3. После учебного материала следуют вопросы и задания.

  4. Каждая тема заканчивается кратким изложением ее основного содержания.


3. Актуализация опорных знаний урока

- Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно.

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте)

-А что такое природа, как вы считаете? (-«Природа – все то, что нас окружает»).

- Соласна.

- Вы знаете, что природа бывает живая и неживая? Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы. (-«Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природ»).

- Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?Чем живые организмы отличаются от неживых объектов? (-«Растут, дышат, размножаются...»).

- Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.

-Как вы думаете, зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы? (-«Биология-важная наука, которая пригодится в повседневной жизни, помогает нам познавать мир»)

- А в каких сферах деятельности можно применять знания биологии?(-«Ученым, врача, учителям, фармацевтам и др.»)

-Молодцы, все верно. Биология очень важный и нужный предмет.

-А теперь посмотрите на экран, я прочитаю интересные факты «из жизни» биологии


Интересные факты из курса «Интересные животные и растения»

Интересное растение: росянка круглолистная.

Она была вытеснена другими растениями с плодородных земель. Для того, чтобы выжить, растению пришлось перестроиться (адаптироваться) к условиям среды. Росянка обитает на болотах и на бедных почвах. В связи с этим растение стало питаться насекомыми. На листьях находится клейкое вещество для улавливания и переваривания насекомых. На кончиках ресничек, как росинки, блестят капельки клейкого сока. Насекомое опускается на лист, чтобы отведать сладковатых капелек, но вымазывается соком, прилипает и обездвиживается, не в силах улететь. Лист росянки начинает спокойно сворачиваться. Лист выделит жидкость, очень похожую по составу на желудочный сок животных. Она растворит все мягкие части насекомого. На следующий день листок развернется, непереваренные хитиновые останки сдует ветер или смоет дождь. Все остальное усвоено растением. Роль ловушки каждый лист выполняет 2-3 раза, после чего засыхает и сменяется новым. Таким образом росянка получает минеральные вещества, которыми бедна почва. А самое главное – у растения не осталось каких-либо «обид» к своим родственникам, вытеснившим его с полей и лесов. Обычно цветы росянки располагаются на длинном стебле, чтобы насекомые, опыляющие другие растения, не попались в ловушку.

Растения рода росянка издавна привлекали людей не только своим типом питания, но и практической значимостью. Настойка из росянки используется в лекарственных препаратах от кашля, коклюша у детей. Препараты, полученные на основе жидкого экстракта росянки, облегчают тяжелые приступы астмы и рекомендуются даже при туберкулезе легких. НО (!) так как растение ядовито, принимать препараты из него следует только по указанию и под наблюдением врачей.

Росянку изучают не только ботаники (как растение), экологи (взаимодействие с другими живыми организмами), но и биохимики (состав и возможные области применения).


Интересное животное: гаттерия

Гаттерия – знаменитая трехглазая рептилия, обитает на островах Новой Зеландии (Два больших глаза по обеим сторонам головы, а третий, поменьше и покрытый тонкой кожей, - на темени. У этого глаза есть и недоразвитый хрусталик, и сетчатка, но видит он плохо: отличает лишь свет от тьмы)

В настоящее время гаттерия заселяет несколько островов Новой Зеландии, а также обитает в заповеднике. После колонизации островов европейцами началось ее вымирание из-за завезенных на острова домашних животных: свиней, коз, собак, кошек, а также кроликов. Одни из них уничтожали взрослых гаттерий, другие поедали яйца и молодь, третьи истребляли растительность. В результате на двух главных островах Новой Зеландии гаттерия вымерла. Она выжила только на 13 мелких безводных островках к востоку и югу от главных островов Новой Зеландии. На этих же островах гнездятся буревестники. Свои гнезда они устраивают в подземных норах глубиной до метра, там же может поселиться гаттерия. Птица и рептилия живут вместе, не причиняя друг другу никакого вреда. Днем, когда буревестники улетают на поиски пищи, гаттерии отдыхают в норах. С наступлением сумерек обстановка меняется: буревестники возвращаются в гнезда, а гаттерии выходят на охоту, так как ведут ночной образ жизни.

Средняя продолжительность жизни – 60 лет, но отдельные особи могут доживать и до 100 лет. Размножаться гаттерии начинают в возрасте 15-20 лет. Дальнейший рост и развитие молодняка – также очень длительный процесс.

Спариваются и откладывают яйца (от 8 до 15) раз в четыре года. От спаривания до вылупления проходит 12—15 месяцев. Поскольку гаттерии размножаются очень медленно, спасти их от вымирания может только строгая охрана законом.

Правительство Новой Зеландии, где они живут, делает все возможное, чтобы сохранить этих редких рептилий. Строго запрещено не только ловить живых, но и подбирать мертвых животных, которые для зоологов составляют ценную находку, потому как гаттерии живут очень долго (до 100 лет), и поэтому возможность изучения их внутреннего строения случается редко.

Все виды гаттерий занесены в Международную Красную книгу.


- В курсе биологии вы познакомитесь с особенностями жизнедеятельности живых организмов. Узнаете о том, как живая природа взаимосвязана с объектами неживой. Сможете применить свои знания на практике: соблюдать правила безопасности на природе, оказывать первую помощь; находить растения нашего региона, занесенные в Красную книгу; объяснять, почему их необходимо охранять.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- В начальной школе вы уже начали изучать природу в курсе «Окружающий мир», многое знаете о живых организмах: где живут, как питаются. Но еще больше предстоит узнать в курсе «Введение в биологию».

- Биология относится к естественным наукам, так как изучает объекты природы. Она изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность, взаимосвязь их между собой и неживой природой.

- Какие группы живых организмов вы можете назвать? (-«Животные, грибы, растения, микроорганизмы»).

-Мы вспомнили, чем живые организмы отличаются от неживых? Как вы думаете, что означает слово «биология»? Подберите к нему однокоренные слова.(-«Экология, геология, биография.«биос» – жизнь (греч.)«логос» – учение (греч.) Биология – наука о жизни, живых организмах»).

- Все верно, биология- это наука, о жизни и живых организмах.

- Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.Какие же свойства характерны для живых организмов? (-«Обмен веществ и энергии»).

- Для неживой природы тоже характерен обмен энергией. Камень от солнечных лучей нагревается, в вечернее время – остывает. Но здесь просто два процесса: нагревание и остывание.В отличие от неживых объектов, живые организмы могут преобразовывать эту энергию. В процессе питания живые организмы вместе с пищей получают энергию, которая расходуется на процессы жизнедеятельности: дыхание, движение, рост клеток, работу организма. Эта энергия освобождается из органических соединений с помощью кислорода, который поступает в процессе дыхания организма.Вещества, которые остаются непереваренными, удаляются из организма в процессе выделения.

  • Питание

  • Дыхание

  • Выделение

  • Рост и развитие

Горные породы и минералы также могут расти, увеличиваясь в размерах. Но живые организмы растут, используя питательные вещества, поступающие с пищей.Для растений характерен рост в течение всей жизни.Животные растут ограниченно, до определенного периода.

- А вот свойство развития характерно только для живых организмов – это необратимое изменение организма или его частей. При рождении ребенок не умеет говорить. В процессе воспитания он повторяет слоги за родителями, потом его учат первым словам: «мама» и «папа». Через какое-то время ребенок начинает повторять слова, словосочетания, предложения. Позже дети сами составляют целые предложения не просто как форму повторения за взрослыми, а уже осознанно формируя свои желания. Это и есть процесс развития.

- Приведите другие примеры развития. (-«У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, гусеница – в бабочку, растения зацветают и дают плоды»)


- Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды.

  • Раздражимость

- Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки.

  • Подвижность

Жизнь – это движение. Для животных характерно активное движение: они передвигаются во время поиска пищи, мигрируют, меняют места обитания, спасаются от врагов.

А для грибов и растений характерно активное передвижение? (-«Нет»).

У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами.

- Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом? (-«Их движения гораздо медленнее и не так заметны. Движения можно наблюдать с помощью покадровой киносъемки и с показом в ускоренном темпе. Растущие побеги и листовые пластинки поворачиваются к свету.Лианы обвиваются вокруг опоры.При смене дня и ночи открываются и закрываются цветки.Корни растений уходят на много метров вглубь земли.Растения могут передвигаться, распространяя свои семена»).

- Да, растения размножаются с помощью семян, а животные – с помощью специальных клеток – гамет. Размножение – воспроизведение себе подобных. Способность к размножению – важная особенность живых организмов. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.

  • Размножение

- Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может, это признак живого – размножение?

- Я отпускаю лист, он начинает двигаться, он летит. Может, это признак живого – движение?

- А теперь я его смяла, он изменился. Может, это признак живого – развитие?Лист имеет некоторые признаки живого. Будет ли лист бумаги живым? Почему? («Нет, у живых организмов есть сразу все признаки живого»).

- Конечно же лист бумаги не может быть живым.

5. Физминутка

- Вы, наверное, устали, поэтому давайте встанем и выполним физминутку, повторяйте движения за мной

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише – тише – тише

Деревцо все выше – выше.

-Отдохнули, садитесь, продолжим дальше.

6. Первичное закрепление изученного материала

- Растения и животные – живые организмы. Давайте сравним, по каким признакам они сходны друг с другом и чем отличаются. Заполните таблицу с использованием текста учебника, стр. 10.


Сравнительная характеристика растений и животных

Признаки и свойства

Растения

Животные

Подвижность

Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными.

Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать

Рост

Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия)

Растут до определенного времени

Питание

Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза)

Питаются готовыми органическими веществами


- Какие свойства характерны для живых организмов? (-«Рост, развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, питание, выделение, дыхание, подвижность»).

- Чем рост отличается от развития? (-«Рост – изменение размеров организма, а развитие – изменение в строении организма или отдельных его частей»)

- На каких свойствах основаны различия между растениями и животными? (-«Непрерывный рост у растений, а у животных он ограничен и др.»).



7. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке? (-«Познакомились с учебником, узнали какие разделы и темы будем изучать»).

- На листочке отметьте свое настроение на смайликах.

8. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание: § 1 (стр. 6-11),прочитать, подготовить пересказ на основе базовых понятий. Ответить устно на вопросы после §.

  1. Организованный конец урока

-Как вы считаете, мы сегодня с вами хорошо поработали? (-«Да, узнали много нового и интересного»)

- Какие выводы мы можем сделать по уроку? (-«Живые организмы обладают свойствами (имеют клеточное строение, дышат, питаются, растут, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью, между ними и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии). Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы.После смерти в организме полностью прекращаются жизненные процессы»).

- Запишите вывод в тетради.

-Спасибо за урок, до свидания! (-«До свидания»).












Страница ученической тетради


Введение. Живой организм. 22.01.2020

Цель курса: сформировать понятия об основных свойствах живых организмов, значение биологических знаний в повседневной жизни человека.

Растения

Животные

Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными.

Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать

Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия)

Растут до определенного времени

Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза)

Питаются готовыми органическими веществами


Д/З: § 1 (стр. 6-11),прочитать, подготовить пересказ на основе базовых понятий. Ответить устно на вопросы после §

Вывод:

  • Живые организмы обладают свойствами (имеют клеточное строение, дышат, питаются, растут, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью, между ними и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии);

  • Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы;

  • После смерти в организме полностью прекращаются жизненные процессы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!