работать в паре- описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника; выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять причины образа жизни живых организмов; характеризовать условия обитания; аргументировать свой ответ;
воспитывать бережное отношение к природе, оценивать роль человека в сохранении флоры и фауны морей и океанов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
Осуществ-ляемые действия | Формируе-мые способы деятельности | Осуществ-ляемые действия | Формируе-мые способы деятельности | Осуществ-ляемые действия | Формируе-мые способы деятельнос ти | Осуществ-ляемые действия | Формируе-мые способы деятельнос ти |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности ( 2 мин) | Проверяет готовность к уроку; создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности.. | | | Приветствуют учителя. Рассаживаются по группам | Планирование учебного сотрудничества с учите-лем и со сверстни-ками. | Самостоятельно организовывают свое рабочее место. | Волевая саморегуляция. | Настраиваются на урок . | Действие смыслообразования |
Актуализация и пробное учебное действие (8 мин.) | 1 Ответьте на вопросы одним предложением: - Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии? - Почему в Южной Америке очень богатый Животный мир, а в рядом расположенной Антарктиде животный мир очень беден? - Чем удивителен палочник? - Назовите интересные живые организмы различных материков. 2 ) Распределите местные виды животных по материкам, дополните растениями: 1. Евразия 2. Африка 3. Южная Америка 4. Северная Америка 5. Австралия 6. Антарктида А) бегемот Б) кенгуру В) ленивец Г) скунс Д) тигр Е) пингвин Ответы (1-Д, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Б, 6-Е) 3). Определите, на каком материке можно встретить подобную цепь питания, выделите местные виды материков (Слайд 4) 1. Баобаб - жираф- лев 2. Эвкалипт – коала 3 . Арахис - шиншилла - андская лиса 4. Одуванчик – кузнечик – скунс – койот 5. Берёза - берёзовая листовёртка – синица – ястреб 6. Рыбы – пингвины - морской лев 7. Простейшие водоросли - мельчайшие рачки - рыба – дельфин А.Евразия Б. Африка В. Южная Америка Г. Австралия Д. Северная Америка Е. Антарктида Ответы (1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Д, 5-А, 6-Е) | Заполнение соответствующей таблицы в листе самооценки | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ. | Работа в группе | Управление поведением партнёра. | Контроль, коррекция оценка действий партнёра | Контроль, коррекция | Проверка правильности выполнения заданий 2 и 3 | Самооценка |
Выявление места и причины затруднения (3 мин.) | - Почему 7 цепь питания оказалась лишней? Наша планета из космоса выглядит голубой. Почему? Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. - Одинаковы ли условия во всех точках морей и океанов? Почему? Гипотеза: Живые организмы на разных территориях морей и океанов будут разными. | Формулирование проблемы Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | Аргументация своего мнения | Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций | Оценка постановки учебной задачи; | Оценка умения формулировать тему урока. | Выдвижение гипотез | Осознание ответственности за общее дело |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин.) | Тема: Жизнь организмов в морях и океанах Цель: Задачи урока: выяснить: - экологические зоны можно выделить в морях и океанах; - познакомиться с приспособленностями живых организмов различных подводных территорий. | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Управление поведением партнера; умение выражать свои мысли | Оценка постанов-ки учебной задачи; | Оценка умения формулировать тему урока. | Поиск способов решения проблем | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Реализация построечного проекта. (7 мин.) | 1. Как люди узнали о подводном мире морей и океанов? (океанолог) - Мы для получения знаний тоже воспользуемся путешествием в глубины морей и океанов, но путешествие будет заочным. - Перед вами 3 предмета: маска и ласты, акваланг, батискаф. Как вы думаете, какие участки моря или океана мы сможем исследовать? 2. Изучение многообразия живого мира по группам | Задание для 1 группы "Исследователи прибрежной зоны" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.100 абз1, установить черты приспособленности к обитанию на мелководье. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки. Задание для 2 группы "Исследователи обитателей открытой воды" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.101 текст Обитатели открытой воды абз.1, установить черты приспособленности к обитанию в толще воды. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки. Задание для 3 группы "Исследователи морского дна" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.100 абз2-4, установить черты приспособленности к обитанию в донных условиях. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки. Задание для 4 группы "Исследователи морских глубин" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.102-103, установить черты приспособленности к обитанию на большой. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки. Задание для 5 группы "Исследователи мельчайших обитателей открытой воды" Изучить предложенные объекты, описание их строения, используя текст учебника стр.101, текст Обитатели открытой воды абз.2, установить черты приспособленности к обитанию в толще воды. Ответить на вопрос, как называется данная группа организмов. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; способов решения проблем поискового характера | Работа в группах с учебником. Подготовка к презентации выполненно-го задания | Планирование учебного сотрудничества со сверст-никами, инициатив-ное сотрудни-чество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли | Назначается докладчик | Контроль и коррекция | Представление результатов своей работы. Заполнить соответствующую графу в листе самооценки | Осознание ответственности за общее дело |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (15 мин.) | Организует представление результатов учащихся. | Представляют результаты своей деятельности | Анализ, синтез, аналогия Подведение под понятие Построение логической цепи рассуждений, доказательств | Капитаны команд знакомят участников других групп и изученным материалом. | Управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | Задают вопросы | Контроль. Оценка. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Ученики заполняют соответствующие графы в листах самооценки по данным докладчика. | Осознание ответственности за общее дело |
Информация о домашнем задании (3мин.) | Изучить текст § 23 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить информацию о морских обитателях, о которых вы хотели бы узнать больше. | Систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа | Применение знаний в новой ситуации | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы | | Соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом | Объективная оценка своих результатов | Записыватю домашнее задание | Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (5 мин.) | Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. | | Умение выражать свои мысли | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование | Волевая саморегуля-ция | Оцени свою работу на уроке 1. Я работал в полную силу, мне было интересно, я узнал много нового. 2. Мне было интересно, но я часто отвлекался и многое не успел 3. Мне было скучно, придется дома учить самостоятельно параграф. | Самооценка |