СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

:«Жизнь ратными подвигами полна»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  ОДНКНР  в 5 классе. Тема: «Жизнь ратными подвигами полна» Тип урока:  «открытие» новых знаний. Цель: формировать представления учащихся о ратных подвигах россиян и  чувства гордости за свою страну.

Просмотр содержимого документа
«:«Жизнь ратными подвигами полна»»

Моисеенко Ирина Михайловна

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Рышковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

учитель ОПК, ОДНКНР, ОРКСЭ

квалификационная категория - высшая

педагогический стаж- 41 год

Открытый урок ОДНКНР в 5 классе.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»

Цель: формировать представления учащихся о ратных подвигах россиян и чувства гордости за свою страну.

- закрепить нравственные понятия «Патриотизм», «Любовь к Отечеству»;

Задачи:

Образовательные: углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»; формировать потребности и мотивы узнавать «новое»;

Развивающие:

развивать навыки самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развивать нравственные личностные качества (любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны);

- совершенствовать навыки совместной деятельности в группе;

Регулятивные :

-формулировать учебную проблему, тему и цель урока

- учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные:

- формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности,

- развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

Коммуникативные:

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;

Предметные:

расширить знания о русских защитниках Отечества.

- делать выводы в результате совместной работы.

Метапредметные:

- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся,

- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

Программное содержание: Героические страницы из истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма солдат.

Организация пространства: фронтальная, групповая.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, проектная технология

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016

3.Владимир Фирсов. Стихотворения из книги "Отечество..." ocr.krossw.ru›html/firsov/firsov-stihi2-ls_3.htm

4. И. Купчинскiй. Курскъ и куряне (1906) gorenka.org›Горенка›Из истории края›…-i-kupchinskij-kursk-i…

5.Презентация


Ход урока.

Титульный слайд 1

1. Побуждение учащихся к самостоятельной формулировке темы и задач урока.

слайд 2,3 Послушайте стихотворение Владимира Фирсова и определите тему сегодняшнего урока:

«Не ходите на Русь!»- Мономах обращался к соседям.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»-

Сказал храбрый князь Александр.

И в немеркнущей вечно победе правоту своих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?

Сколько ж лучших сынов отдала ты кровавым векам?

«Не ходите на Русь!» - об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась, а только к врагам.

«Не ходите на Русь!» - но враги наступали кроваво…

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружьем поля нашей славы,

Наших предков великих Святые для нас имена…

Учащиеся формулируют тему урока «Жизнь ратными подвигами полна». слайд 4

Учитель - Какие задачи будем выполнять в ходе нашего урока?

Учащиеся - Будем совершенствовать навыки совместной деятельности.

-Узнаем, какую лепту вносили в победу над врагом люди разных национальностей.

-Узнаем, что поддерживало людей в трудное для их страны время.

- Узнаем имена героев, защитников нашей Родины.

Учитель - Все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о

подвигах её сыновей и дочерей, имена её защитников, славную историю нашей

Родины …

внимание на экран: слайд 5 Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?

2.. Актуализация опорных знаний.

Психологический настрой – звучание колокольного перезвона. слайд 6,7

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов. А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?

слайд 8 Не только люди вставали на защиту Отечества, но защищали страну и великие православные святыни. Вот о каком чуде, произошедшем в Курском крае во время войны с Польшей говорится в древней рукописи « Въ Курскѣ, какъ и во всѣхъ городахъ окраинъ, на колокольнѣ имѣлся сторожевой колоколъ, и при немъ находился день и ночь сторожъ, который завидя непрiятеля, билъ набатъ. Въ 1634 году, когда ночью Вишневецкiй подходилъ къ Курску, стрѣлецъ Кипрiанъ Ертышевъ, дежурившiй при колоколѣ, спалъ и колоколъ самъ собою зазвонилъ. Это подняло тревогу въ городѣ, и куряне отбили Вишневецкаго. Въ лѣтописи : "И начаша нѣкая божественная сила бити въ той вѣстовой колоколъ".

3.Обсудим вместе

Учитель: Наш урок я хотела бы начать с показа репродукций плакатов. Внимательно посмотрите и подумайте, что их объединяет. слайд 9,10 (Тема – война)

- С какими ассоциациями у вас связано это понятие – война?

(Смерть, боль, слёзы, разруха, страдания, …)

Учитель: - Попробуйте перечислить качества человека, связанные с понятием –

«защита Родины» (любовь к Родине, ненависть к врагу, героизм,

самоотверженность).

- Все эти понятия можно объединить одним словом – Патриотизм.

Учитель: - Вот какое толкование этого понятия дано в словарях слайд 11

«Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». – С.И. Ожегов

«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его» – В.И. Даль.

Учитель: В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. Русский народ с великим мужеством и отвагой защищал своё Отечество. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.

Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой? (смелый, бесстрашный, добрый, храбрый, бескорыстный, умный, сильный, мужественный).

А как вы понимаете словосочетание «ратный подвиг»?

4. Работа над новым материалом.

Учитель: Давайте перелистаем самые яркие страницы героической истории народов России. И снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила Святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой. слайд 12

1) Прочитаем и рассмотрим иллюстрации.

Откроем учебники и поработаем над текстом «Благословение Сергия Радонежского».

- У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?

-Подтвердите текстом или своими суждениями следующие мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

2) . Работа в группах

слайд 13 Тема: Отечественная война 1812года

1-я группа - с. 28-31 - «Надежда Дурова», «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года», «Рабби Шнеур-Залман» .

слайд 14 Тема: Великая отечественная война 1941- 1945 годов

2-я группа с. 31- 32 «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине» об Алексее Маресьеве

3-я группа – с. 32-33, «Александр Иванович Покрышкин »

4-я группа - с. 34-35 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне», «Вклад мусульманских народов в Великую Победу»

5.Обсудим вместе Вопросы:

Учитель: Нападение вражеских войск на Россию вызывало небывалый всплеск патриотических чувств у граждан. Всё население, от мала до велика, вставало на борьбу: взрослые уходили на войну по призыву военкомата, молодые люди записывались в армию, старые в ополчение. В деревнях и сёлах организовывались партизанские отряды, девушки и женщины принимали участие в военных сражениях. Дети принимали активное участие в борьбе с врагом: в армии, в партизанских отрядах, в разведке, в тылу и на фронте.

Блиц - опрос слайд 15

1. Какие два сильнейших государства участвовали в войне 1812 года?

(Россия и Франция)

2. Кто возглавил армии? (Кутузов и Наполеон)

3. Кто помогал русской армии в разгроме врага? (Ополченцы и партизаны)

4. Что заставило людей, никогда не служивших в армии, взяться за оружие? (Любовь к Родине, патриотизм)

5. Как названа война 1812 года? (Отечественная)

6. Почему война получила такое название? (Всё отечество поднялось на защиту Родины)

схема: слайд 16

Отечественная война 1812 года

Франция - Наполеон - Армия - Поражение

Россия - Кутузов – Армия, Партизаны, Ополчение - Победа

Используя текст с.28-29 рассказать о Надежде Дуровой

- Зачем представительнице «слабого пола» - женщине воевать? Может быть, её роль

только в том, чтобы быть хозяйкой дома. Воспитывать детей и вести домашнее

хозяйство?

Блиц - опрос слайд 17 1. Какие два сильнейших государства завершали участие в войне 1941- 1945 годов? (Россия и Германия)

2. Кто возглавлял армии? (А. Гитлер и К. Жуков)

3. Кто помогал русской армии в разгроме врага? (Ополченцы и партизаны)

4. Что заставило людей, никогда не служивших в армии, взяться за оружие? (Любовь к Родине, патриотизм)

5. Как названа война 1941- 1945 годов? ( Великая Отечественная)

6. Почему война получила такое название? (Всё Отечество поднялось на защиту Родины, участвовало много других государств)

схема: слайд 18

Великая Отечественная война1941- 1945 годов

Германия - А. Гитлер - Армия - Поражение

Россия - К. Жуков – Армия, Партизан, Ополчение – Победа

Используя текст рассказать об Алексее Маресьеве и А. И. Покрышкине, об участии калмыков в Великой Отечественной войне и о вкладе мусульманских народов в Великую Победу.

Учитель: Какой же вывод мы сделаем? слайд 19

Вывод: История России показывает, что победа над врагами складывалась из совместных усилий всех людей, независимо от их национальности.

Что поддерживало людей в трудное для их страны время? (Православная Вера)

А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?

6. Домашнее задание

Подготовить сообщение о героях Родины, наших современниках. слайд 20

7. Рефлексия

Интеллектуальная разминка слайд 21

1.Объединение, союз народов, проживающих на единой территории, называется….

2.В России проживают народы разных национальностей, поэтому она является страной….

3. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к

любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины называется….

4. Ратный подвиг означает ….

Сравните свою работу с ответами на экране слайд 22

1. Федерация.

2. Многонациональной страной.

3. Патриотизм.

4. Воинский подвиг.

8. Итог урока:

слайд 23 Учитель: - все ли задачи, которые мы намечали, выполнены?

Подумайте, о ком вы сегодня расскажите родителям? Обсудите с ними тему домашнего задания.

Спасибо за работу на уроке.

8