СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненные циклы разных групп организмов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизненные циклы разных групп организмов.»

Жизненные циклы разных групп организмов.

Жизненные циклы разных групп организмов.

постэмбриональное развитие Развитие организма с момента рождения или выхода из зародышевых оболочек до смерти . может быть непрямое прямое с полным превращением с неполным превращением ? ?

постэмбриональное

развитие

Развитие организма с момента рождения или

выхода из зародышевых оболочек до смерти .

может быть

непрямое

прямое

с полным превращением

с неполным превращением

? ?

Задание №5  В6. Установите соответствие   Способы постэмбрионального развития ПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ А  Б  В  Г  Д Е 2  1  1  2  1 2

Задание №5 В6. Установите соответствие Способы постэмбрионального развития

ПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ

НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ

А Б В Г Д Е

2 1 1 2 1 2

Развитие с неполным превращением: Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует? личинка имаго яйцо Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?

Развитие с неполным превращением:

Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят

насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует?

личинка

имаго

яйцо

Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?

Наиболее ярко развитие с метаморфозом представлено у насекомых. Развитие с полным превращением:  яйцо   личинка   куколка   имаго Назовите какие стадии в своем развитии проходит бабочка? Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Наиболее ярко развитие с метаморфозом

представлено у насекомых.

Развитие с полным превращением:

яйцо

личинка

куколка

имаго

Назовите

какие стадии

в своем

развитии

проходит

бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Задание №6  В6. Установите соответствие  Типы развития С неполным С полным превращением превращением А Б В Г Д Е Ж 1 1 2 2 1 2 2

Задание №6 В6. Установите соответствие Типы развития

С неполным

С полным

превращением

превращением

А Б В Г Д Е Ж

1 1 2 2 1 2 2

Актуализация знаний   Проблемный вопрос: “Жизнь – есть воспроизводство себе подобных через себе неподобных”. Как это понять? Что такое жизненный цикл?

Актуализация знаний

Проблемный вопрос: “Жизнь – есть воспроизводство себе подобных через себе неподобных”. Как это понять?

Что такое жизненный цикл?

Понятие о жизненном цикле Жизненный цикл - совокупность фаз развития, которые с последовательной закономерностью сменяют друг друга.   В одних организмов (некоторые бактерии) измеряется минутами, а в других (секвойя, слоны) превышает десятки лет. Для большинства организмов жизненный цикл длится от яйцеклетки до яйцеклетки следующего поколения. Зависит продолжительность циклов от количества поколений, которые меняются в течение года, или количества лет, в течение которых осуществляется один жизненный цикл. Различают простые и сложные жизненные циклы .  Простой жизненный цикл -  цикл развития, при котором все поколения не отличаются друг от друга.  Сложный жизненный цикл - цикл развития, при котором все поколения отличаются друг от друга или происходят сложные преобразования организма.

Понятие о жизненном цикле

Жизненный цикл - совокупность фаз развития, которые с последовательной закономерностью сменяют друг друга.  

В одних организмов (некоторые бактерии) измеряется минутами, а в других (секвойя, слоны) превышает десятки лет. Для большинства организмов жизненный цикл длится от яйцеклетки до яйцеклетки следующего поколения. Зависит продолжительность циклов от количества поколений, которые меняются в течение года, или количества лет, в течение которых осуществляется один жизненный цикл.

Различают простые и сложные жизненные циклы

Простой жизненный цикл -  цикл развития, при котором все поколения не отличаются друг от друга. 

Сложный жизненный цикл - цикл развития, при котором все поколения отличаются друг от друга или происходят сложные преобразования организма.

Простые жизненные циклы Сложные жизненные циклы Не сопровождаются  чередованием поколений Сопровождаются  чередованием поколений Свойственные для растений, в которых все последовательные поколения не отличаются друг от друга (в низших растений) Свойственные для растений, у которых есть чередование спорофита и гаметофита (у высших растений) Присущие животным с  прямым типом развития  (гидра, дождевой червь, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и др.). Присущие животным с чередованием поколений, размножающихся различными способами (бабочки, костные рыбы, земноводные и др.)

Простые жизненные циклы

Сложные жизненные циклы

Не сопровождаются  чередованием поколений

Сопровождаются  чередованием поколений

Свойственные для растений, в которых все последовательные поколения не отличаются друг от друга (в низших растений)

Свойственные для растений, у которых есть чередование спорофита и гаметофита (у высших растений)

Присущие животным с  прямым типом развития  (гидра, дождевой червь, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и др.).

Присущие животным с чередованием поколений, размножающихся различными способами (бабочки, костные рыбы, земноводные и др.)

У растений чередование поколений проявляется чередованием спорофита и гаметофита. Спорофит  -  это диплоидное поколения, которое образует споры и обеспечивает бесполое размножение.  Имеет органы бесполого размножения - спорангии, которые могут в некоторых групп высших растений формировать микро- и мегаспоры.  Гаметофит  -  это гаплоидны поколения, которое образует гаметы и обеспечивает половое размножение.  Имеет органы полового размножения - гаметангии, которые могут в некоторых групп высших растений дифференцироваться на архегонии (женские гаметангии) и антеридии (мужские). Биологическое значение чередование спорофита и гаметофита заключается в том, что происходит быстрое увеличение численности вида (благодаря бесполое размножение спорофитом) и генетическое разнообразие особей и создание предпосылок для освоения новых условиях (благодаря половом размножению гаметофитом).

У растений чередование поколений проявляется чередованием спорофита и гаметофита.

Спорофит  -  это диплоидное поколения, которое образует споры и обеспечивает бесполое размножение.  Имеет органы бесполого размножения - спорангии, которые могут в некоторых групп высших растений формировать микро- и мегаспоры. 

Гаметофит  -  это гаплоидны поколения, которое образует гаметы и обеспечивает половое размножение.  Имеет органы полового размножения - гаметангии, которые могут в некоторых групп высших растений дифференцироваться на архегонии (женские гаметангии) и антеридии (мужские).

Биологическое значение чередование спорофита и гаметофита заключается в том, что происходит быстрое увеличение численности вида (благодаря бесполое размножение спорофитом) и генетическое разнообразие особей и создание предпосылок для освоения новых условиях (благодаря половом размножению гаметофитом).

Гаметофит и спорофит Гаметофит (от греч. gamete – жена, gametes – муж и phyton - растение) – поколение с гаплоидным набором хромосом. На гаметофите в процессе МИТОЗА образуются гаметы . Спорофит (от греч. spora – сеяние и phyton - растение). На спорофите в процессе МЕЙОЗА образуются споры.

Гаметофит и спорофит

  • Гаметофит (от греч. gamete – жена, gametes – муж и phyton - растение) – поколение с гаплоидным набором хромосом. На гаметофите в процессе МИТОЗА образуются гаметы .
  • Спорофит (от греч. spora – сеяние и phyton - растение). На спорофите в процессе МЕЙОЗА образуются споры.
Схемы жизненных циклов

Схемы жизненных циклов

Смена поколений идет по схеме:   Зигота (2n)----------спорофит (2n) ------ МЕЙОЗ ------- споры (n)---------гаметофит (n) -----------МИТОЗ ---------- гаметы (n) ------------оплодотворение ------- зигота (2n)

Смена поколений идет по схеме:

  • Зигота (2n)----------спорофит (2n) ------ МЕЙОЗ ------- споры (n)---------гаметофит (n) -----------МИТОЗ ---------- гаметы (n) ------------оплодотворение ------- зигота (2n)
Жизненный цикл чередования поколений у водорослей

Жизненный цикл чередования

поколений у водорослей

 Задача 1. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются. Ответ: 1.В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n). 2.В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Ответ:

1.В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2.В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задачи:  Задача 2. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните , из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются. Ответ: 1.В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза. 2.В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задачи:

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните , из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1.В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2.В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Споровые растения

Споровые растения

Жизненный цикл мха

Жизненный цикл мха

Жизненный цикл папоротника

Жизненный цикл папоротника

Задачи: Задача 1.  Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются. Ответ: 1.В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза. 2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Задачи:

Задача 1. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1.В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Жизненный цикл чередования поколений у цветковых растений

Жизненный цикл чередования поколений у цветковых растений

Жизненный цикл сосны обыкновенной: 1 – взрослое растение (спорофит); 2 – собрание мужских шишек; 3 – продольный разрез через микроспорангий; 4 – мужской гаметофит (пыльцевое зерно); 5 – женская шишка; 6 – семязачаток на верхней поверхности семенной чешуи женской шишки; 7 – образование мегаспоры внутри мегаспорангия; 8 – женский гаметофит с двумя архегониями, прорастание пыльцы; 9 – семя

Жизненный цикл сосны обыкновенной:

1 – взрослое растение (спорофит);

2 – собрание мужских шишек; 3 – продольный разрез через микроспорангий;

4 – мужской гаметофит (пыльцевое зерно);

5 – женская шишка;

6 – семязачаток на верхней поверхности семенной чешуи женской шишки;

7 – образование мегаспоры внутри мегаспорангия;

8 – женский гаметофит с двумя архегониями, прорастание пыльцы;

9 – семя

Чередование поколений у голосеменных 2n 2n половое 2n бесполое n n 2n 2n 2n

Чередование поколений у голосеменных

2n

2n

половое

2n

бесполое

n

n

2n

2n

2n

гаметофит яйцеклетка 2n 2n n n 2n пыльца 2n n 2n n 2n 2n

гаметофит

яйцеклетка

2n

2n

n

n

2n

пыльца

2n

n

2n

n

2n

2n

Двойное оплодотворение у цветковых растений

Двойное оплодотворение

у цветковых растений

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Задачи:  Задача 1. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. Ответ: 1.В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза. 2.В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задачи:

Задача 1. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1.В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2.В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. Ответ: 1.В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза. 2.В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.
  • Задача 2. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1.В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2.В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Цикл развития печеночного сосальщика

Цикл развития печеночного сосальщика

Цикл развития печеночного сосальщика  В  Е Д Г А Б

Цикл развития печеночного сосальщика

В

Е

Д

Г

А

Б

Задание №8   В7  Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца А) Внедрение личинок в организм моллюска Б) Выход из яйца личинок с ресничками В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду Ответ: дбагев Е) инцистирование личинок

Задание №8 В7 Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска

Б) Выход из яйца личинок с ресничками

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду

Ответ: дбагев

Е) инцистирование личинок

Домашнее задание: Записи в тетради; Задача. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. Задача. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Домашнее задание:

  • Записи в тетради;
  • Задача. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
  • Задача. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!