СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненный путь А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотя разработка оформлена как один урок, на самом деле материала в ней содержится, пожалуй, на несколько уроков. Любой учитель знает о жизни Пушкина гораздо больше. смысл разработки прежде всего в том, что данная лекция учителя дается ученикам как конспект (в электронном виде), по которому они и готовятся дома.

Просмотр содержимого документа
«Жизненный путь А.С. Пушкина»

ТЕМА: «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА»

Планируемые результаты:

Предметные: знает основные факты биографии Пушкина, а также то, какое отражение те или иные события из жизни поэта нашли в его творчестве.

Познавательные: умеют выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух, понимают прочитанное.

Личностные: уважают культурное наследие своей Родины.


Форма проведения урока: лекция учителя с элементами беседы с учащимися.

Оборудование: мультимедийная доска, тексты стихотворений Пушкина.

Х О Д У Р О К А

1 Вступительное слово учителя.

2 Лекция учителя по теме «Жизненный путь А.С. Пушкина.»

1)Происхождение. Раннее детство.( слайды 1,2)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. Его отец был очень знатного происхождения (дворянский род насчитывал 600 лет ) , но небогатый. Мать не была знатной. Она являлась правнучкой Ибрагима Ганнибала. Это был негритёнок-раб , подаренный Петру Первому. Царь очень привязался к мальчику , дал ему образование. Благодаря способностям тот сделал блестящую карьеру , получил дворянство и стал генералом. Таким образом , дворянство матери Пушкина не было древним и она не мола считаться знатной , но Пушкин гордился прадедом , тем , что тот всего добился исключительно благодаря своему уму. Став взрослым , Пушкин даже начал писать роман о нём , но не успел закончить. Интерес к своей родословной пробудил в мальчике интерес к истории , который сохранялся всю жизнь. Однако отношения с родителями у Пушкина были довольно прохладными. Они почти не занимались воспитанием ребёнка , предпочитая вести светскую жизнь. Ближе всех к мальчику в детстве была его няня – Арина Родионовна , которую Пушкин нежно любил. Впоследствии он посвятил ей множество стихотворений , в то время как родителям – ни одного. Именно няня привила мальчику любовь к русским народным сказкам , которые он потом изложил стихами ( например , сказка о золотой рыбке ).

(Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения «Няне»)

2) Лицейские годы( слайды 3-7)

В 10 лет Пушкин поступил учиться в Лицей – учебное заведение совершенно нового типа. Оно открывалось ради того , чтобы в нём учились браться царя Александра Первого. Раньше дети из царской семьи не обучались в классах , учителя занимались с ними индивидуально. Но Александр хотел изменить эту систему и начать обучать младших братьев в школе , для чего и приказал открыть Лицей в Царском селе – пригороде Петербурга , где отдыхали летом цари. Более того , Лицей даже располагался в царском дворце. Были наняты лучшие преподаватели , на конкурсной основе вёлся строгий отбор детей , которым выпадет счастье учиться вместе с царскими братьями. Правда , Александр под конец всё же передумал и его браться в школе всё-таки не учились , но Лицей уже был открыт.. Учили мальчиков ( их было всего 30 человек ) очень серьёзно. Занятия были каждый день без выходных и каникул. Предпочтение отдавалось гуманитарным дисциплинам. Так как мальчики жили постоянно вместе и с семьями виделись крайне редко , то они быстро охладевали к ним , а дружба между самими лицеистами наоборот крепла день ото дня. Они были уже не просто друзья , а как бы братья. После окончания Лицея каждый год 19 октября ( день его открытия ) они по возможности собирались вместе. Пушкин ближе всех дружил с Иваном Пущиным. Учился Пушкин небрежно , т.е. хорошо занимался по тем предметам , которые ему нравились ( например , французский язык ) , а на остальные вовсе не обращал внимания. Стихи Пушкин начал писать ещё в школе , но этим увлекались многие лицеисты , даже издавали свой рукописный журнал , и одарённость Пушкина не считалась исключительной. Однако когда Пушкину было 15 лет , он первым из одноклассников опубликовал свой стих в настоящем журнале , правда , не указав своего имени. По-настоящему поэтический талант Пушкина был признан на выпускном экзамене , когда он в присутствии Державина – одного из лучших поэтов того времени – прочёл свою оду «Воспоминания о Царском селе». Старый поэт был потрясён дарованием юного , вскочил с места и со слезами на глазах хотел обнять его , но Пушкин смутился и убежал…

(Чтение заранее подготовленным учащимся отрывков из стихотворения «Воспоминания о Царском селе»)

3) По выходе из Лицея. Ода «Вольность»(слайд 8)

Пушкин окончил Лицей в 18 лет , но эта школа давала высшее образование , так что продолжать учёбу в университете Пушкину не нужно было. Он числится в Коллегии иностранных дел , но реально не служит ( так зачастую поступали дворяне ) , а занимается писательским трудом. В это время он написал, например , поэму-сказку «Руслан и Людмила» , за которую ещё один великий поэт того времени , Жуковский , подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Пушкин пишет много политических стихов , в которых осуждает правление царя Александра. Например , в оде «Вольность» Пушкин высказывает революционную для того времени мысль , что правители должны думать о своих обязанностях перед народом , а не подчинять свои действия только своим собственным желаниям. Он гневно осуждает самовластных тиранов и дерзко заявляет , что если царь не будет придерживаться принципов справедливого правления , то его ждёт кара , и приводит в качестве примера убийство отца Александра – императора Павла. ( никакие имена в оде не упоминаются ). Это был очень дерзкий поступок , потому , во-первых , что официальной причиной смерти Павла считался сердечный приступ , а во-вторых , в заговоре против Павла участвовал и сам Александр. Также в качестве примера Пушкин приводит казнь французского короля Людовика. Поэт не оправдывает убийц, но мысль, что Людовик отчасти сам виноват в своей смерти, т.к. неправильно управлял государством, в о время считалась крамольной. В других стихах поэт осуждает крепостное право. Конечно , такие стихи не могли быть напечатаны , но они расходились в списках. Александр сказал по этому поводу следующее : «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Вся молодёжь их читает. Пушкина надобно сослать в Сибирь». Однако друзья поэта ( тот же Жуковский , например ) вступились за него , и ссылка в Сибирь была заменена на Южную ссылку в Днепропетровск.

(Чтение заранее подготовленным учащимся отрывков из оды «Вольность», а также отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»

4) Южная ссылка. Михайловское.( слайд 9-13)

В самом Днепропетровске поэт , однако , прожил недолго. Вскоре туда приехала семья Раевских , с которой поэт был очень дружен , и по разрешению начальства Пушкин для поправки здоровья ( он только что перенёс воспаление лёгких ) вместе с Раевскими поехал на Кавказ , а на обратной дороге посетил и Крым. Оба эти места очень понравились поэту , и он посвятил им немало восторженных стихов. Особенно Пушкину понравились развалины Ханского дворца в Бахчисарае. Силой поэтического воображения он представлял себе , что там могло быть раньше. Самое большое впечатление на него произвёл фонтан слёз , поэт возложил на него две розы и на основе легенды , связанной с этим фонтаном , написал поэму «Бахчисарайский фонтан». Впоследствии дворец был восстановлен , и не последнюю роль в решении об этом сыграло впечатление , которое дворец произвёл на Пушкина. И по сей день около фонтана слёз всегда лежат две свежие розы. До Пушкина вообще никто из русских писателей и поэтов восторженных слов о Крыме не писал. После этой поездки Пушкин ещё некоторое время служил под началом губернатора Воронцова , отношения с которым очень не складывались (например , Воронцов направил Пушкина на борьбу с саранчой , на что тот дал такой письменный отчёт о своей работе : «Саранча прилетела , всё съела и дальше полетела» ). В итоге Пушкина переводят в его родовое поместье Михайловское , где он проводит 2 года под надзором полиции. Друзья и даже родственники отвернулись от неблагонадёжного Пушкина и не осмеливались навестить его в этой ссылке , опасаясь гнева царя. Тем приятнее было Пушкину , когда на 2 дня однажды к нему приехал его лицейский друг Пущин. Здесь , в Михайловском , Пушкин написал своё самое лучшее стих-е о любви – «Я помню чудное мгновенье…» , посвященное Анне Керн , в которую поэт одно время был влюблён.

(Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

5) Роль восстания декабристов в жизни Пушкина( слайд 14)

Через некоторое время после этого в Петербурге произошло восстание декабристов (это был 1825г.). Узнав о наказании , постигшем заговорщиков , поэт был потрясён , т.к. близко дружил со многими декабристами , ведь среди них были и лицеисты , в том числе и Пущин. Сам поэт полностью разделял их взгляды , но в тайное общество декабристов не входил : возможно , они не вполне доверяли ему , зная не в меру вспыльчивый нрав поэта , его слишком эмоциональный характер , не пригодный для заговорщика. Вскоре Пушкин получает приглашение от нового царя , Николая , приехать в Петербург. Известно , что царь удостоил Пушкина аудиенции и предложил ему стать придворным поэтом , но тот отказался , т.к. не изменил своих взглядов насчёт несправедливой политики русских царей. Он не скрывал от царя , что сочувствует декабристам. Когда Николай задал Пушкину вопрос : «Где бы ты был , если б во время восстания находился в Петербурге?» - поэт ответил : «Конечно , на Сенатской площади». Желая хоть как-то поддержать друзей , он через жену декабриста Муравьёва переправляет в Сибирь своё стихотворное послание «Во глубине сибирских руд…» , а позднее – ещё и послание Пущину.

(Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный…»)

6) Женитьба Пушкина. Дуэль и смерть.(слайды 15-18)

Пушкин активно продолжает заниматься писательским трудом , причём пишет не только стихи , но и прозу. Женится на Наталье Николаевне Гончаровой , которая славилась необыкновенной красотой и считалась даже самой красивой женщиной Петербурга. В Наталью Николаевну были влюблены многие мужчины , один из них , Дантес ( приёмный сын французского посла) буквально преследовал её своими ухаживаниями. Не добившись взаимности , стал распускать лживые слухи о своих любовных отношениях с женой поэта. Пушкина выводили из себя подобные сплетни. Последней каплей стало анонимное письмо грязного содержания , которое было разослано друзьям поэта. В итоге состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом , на которой поэт был смертельно ранен в живот и через несколько дней, 10 февраля 1837 года, скончался. Дантес был выслан из страны вместе со своим приёмным отцом. Похоронен Пушкин недалеко от своего родового поместья в Святогорском монастыре. Светское общество осуждало поэта за дуэль , считая , что для неё не было веских оснований. Дантесу сочувствовали. Наталья Николаевна через 6 лет после смерти поэта вышла замуж второй раз , но никогда не забывала о произошедшей трагедии. Об этом свидетельствует , например , тот факт , что она никогда больше не общалась со своей сестрой Екатериной , вышедшей замуж за Дантеса , даже не переписывалась с ней , хотя с остальными братьями и сестрой на протяжении всей жизни поддерживала тесные отношения и вела активную переписку.

( Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения «Мадонна»)


3. Рефлексия

4 Домашнее задание. Выучить конспект по биографии Пушкина( в электронном виде), особо обращая внимание на выделенные имена, географические термины и даты.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!