Шаг за шагом
Коррекционно-педагогическая помощь родителям.
Ребенку 2-3 годика.
Малыш с нарушением слуха

Содержание
От автора………………………………………..…….…..3
1.Что нужно знать о ребенке……………………..……..3
2. В помощь родителям. Дошкольные учреждения
в Ярославле для детей с нарушением слуха……….…6
3.Консультация для родителей……………..…….…….6
Лепка из слоеного теста с малышами 1,5-3 года…….6
4.У особенных родителях особенный ребенок……….9
5. Игры для малышей…………………………….….…10
Развитие мелкой моторики……………………………10
Развитие неречевого слуха……………………….……12
Развитие речевого слуха……………………………….14
Развитие восприятия цвета……………………..…….15
Развитие внимания и памяти……………………..…..16
6.Литература полезная для чтения……………..……18

От автора
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Читая наш журнал, вы доступным языком узнаете о дефекте (нарушения слуха), о закономерностях развития таких деток, получите основные знания о коррекции недуга.

Рубрики.
1.Что нужно знать о ребенке
В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.
Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).
|
Расстояние, на котором воспринимается речь |
Степень | разговорная | шепотная |
Легкая | От 6 м до 8 м | 3 м—б м |
Умеренная | 4 м—6 м | 1 м—3 м |
Значительная | 2 м—4 м | От ушной раковины до 1 м |
Тяжелая | От ушной раковины до 2 м | 0—0,5 м |
Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.
Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):
Возраст, когда наступила глухота | Нарушение речи |
1,5—2 года | Теряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся немыми |
2—4—5 лет | Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов |

Причины снижения слуха
Причины снижения слуха многочисленны и разнообразны. Иногда причина очевидна и легко преодолима, например, скопление серы в ушном проходе или инфекционное заболевание уха. В других случаях, особенно при внезапном снижении слуха, причины могут оставаться неизвестными.
Основными причинами снижения слуха являются:
Чрезмерно длительно воздействие шума (стройка, рок-музыка,стрельба, и т.д.)
Возрастные изменения (пресбиакузис)
Инфекционные заболевания (отит)
Травма головы или уха
Генетические или врожденные дефекты
Ототоксичное воздействие лекарств или лечебных процедур (антибиотики, химиотерапия, облучение)

2.В помощь родителям. Дошкольные учреждения в Ярославле для детей с нарушением слуха.
Полное наименование | Муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей |
Почтовый адрес | 150054, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Чехова, д.4 |
Тип организации | Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии |
Вид организации | специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат |
Адрес сайта | http://yarint-spd.edu.yar.ru |
| |
Контактный телефон | (4852) 73-86-14; 73-83-86 |
Полное наименование | Муниципальное образовательное учреждение специальный (коррекционный) детский сад для слабослышащих и позднооглохших детей №52 |
Почтовый адрес | 150007, Ярославль, ул. Маяковского, 63а |
| |
Контактный телефон | +7 (4852) 24-03-15 |

3.Консультация для родителей. Лепка из соленого теста с малышами 1,5-3 года
Многие современные родители, вдохновленные идеями раннего развития , стремятся как можно больше и разнообразнее заниматься со своими детьми буквально уже с рождения.
На смену потешкам, пестушкам и другим младенческим играм в 1,5-2 года приходят занятия творчеством: лепкой, рисованием, аппликацией.
Что же можно предложить крошке в 1,5-2 года? Очень много! Конечно, в этом возрасте ребенок не в состоянии слепить или нарисовать самостоятельно. Но он с удовольствием выступит в роли маминого помощника. В связи с этим, все занятия с детьми такого возраста рассчитаны на совместное творчество мамы и малыша.
Начнем с лепки. Для ребенка очень важно заниматься лепкой. Когда малыш лепит, у него развивается мелкая моторика, что в конечном итоге способствует развитию речи. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
В возрасте 1,5-2 лет лучше всего лепить из соленого теста. Оно очень мягкое, пластичное, не пачкает, в отличие от пластилина. Рецептов соленого теста очень много.
Для наших первых шедевров возьмем самый простой: взять 1часть муки, 0,5 части соли мелкого помола, все смешать. Добавлять понемногу горячую воду, чтобы замесить крутое тесто. Можно добавить 1ст.л. растительного масла. Чтобы тесто получилось цветным, добавьте в него гуашь. Готовое тесто можно хранить в холодильнике в целлофановом пакете до 10 дней.
Что можно делать с тестом в 1,5-2 года:
тыкать в него пальчиком;
хлопать по тесту ладошкой,
плющить его ладошкой,
размазывать пальцем,
отщипывать кусочек,
прилеплять кусочек,
катать «колбаски» ладошкой,
катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком,
резать стекой «колбаску»,
плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.
Вот примеры того, как можно обыграть сам процесс лепки.
1. Мы катаем «колобки». Что это будет?
колобок, который можно посадить игрушечной лисичке на «носок» (а может лисичку слепит мама). Колобку зубочисткой сделать глаза, нос и рот,
корзинка яблок, апельсинов, помидоров, которыми можно угостить игрушки,
мячики, снеговик,
гусеница из маленьких шариков,
елочные шары, которые можно прилепить на нарисованную елочку.

2. Делаем «колбаски». Что будет?
веревочка,
сосиска для кошки,
змейка или червячок,
соединим два конца «колбаски» и будет бублик. Можно сделать целую связку бубликов на веревочке,
скатаем спиралькой, получим улитку, розочку, плюшку.

3. Плющим «колобки», делаем «блинчики». Что будет?
сами «блинчики»,
пицца,
тарелка,
шляпка гриба,
торт, если сложить несколько «блинчиков», украсить торт фасолью или горохом, воткнуть спички-свечки.

Ну, вот наконец-то крошка свободно катает «колобки», делает «колбаски и «блинчики». Пришло время задуматься о создании первых поделок.
Что можно сделать: Нарисуйте или приклейте вырезанную птичку на лист. Нарисуйте кормушку. Предложите ребенку «накормить» птичку. Надо отщипывать маленькие кусочки и прилеплять их к кормушке. Как вариант, накормите курочку, утку или гуся.
Нарисуйте полосатую рыбку, предложите ребенку прилепить на полоски «колбаски».
Раскатайте тесто в пласт около5-7 мм, пусть ребенок попробует формочками для печенья вырезать фигурки. Затем раскатайте еще один пласт, вырежьте из него круг или квадрат и с помощью воды приклейте фигурки на пласт, сделав орнамент. Когда тесто высохнет, раскрасьте свое произведение гуашью.
Нарисуйте на бумаге простую фигуру, можно треугольник или квадрат. Попробуйте вместе с ребенком прилепить «колбаску» по контуру фигуры.
Можно любую фигуру замазать внутри тестом.
А можно на лепешке из теста сделать разные отпечатки: ключа, листика, игрушки, монетки и т.д.
Можно взять игрушечную посуду и приготовить пирожки, блины.
А можно взять формочки для печенья и соорудить самый настоящий торт, а украсим мы наш торт, горошинами перца.


Очень часто в поделках из соленого теста используется крупа. Вот примеры вариантов поделок с крупой и соленым тестом.
Раскатать лепешку из теста, взять фасоль и вдавить ее в тесто. Можно даже составить узор. Не стоит давать малышу сразу много крупы, достаточно для начала 5-6 фасолинок.
Облепите соленым тестом маленькую баночку. Пусть ребенок украсит ее фасолинками, фигурными макаронами, кусочками шерстяных ниток. Потом эту баночку можно раскрасить. Получится оригинальная вазочка.
Можно облепить тестом спичечный коробок. Скатать четыре колобка, расплющить их и сделать колеса. Сверху на коробок вдавить фасолинки или горошинки. Чем вам не тачка? А может это вагончик или автомобиль?
Обмажьте тестом грецкий орех и фундук. Пусть ребенок обкатает их в пшене или кукурузной крупе. Соедините орешек – получился цыпленок!
А если обмазать грецкий орех тестом, сделать глазки из перца, нос и рот, получится колобок!
И в заключении, немного о сушке изделий из соленого теста.
Положите поделку на противень, застеленный фольгой, так у вас не прилипнет поделка к противню.
Сушить можно в духовке при самой низкой температуре с приоткрытой дверцей. Сначала надо поставить противень на верхнюю полку и выдержать там до тех, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого можно уже переставлять противень на среднюю полку – деформации уже не будет.
На открытом воздухе поделки сушатся в течение нескольких суток.
В статье мы привели лишь некоторые приемы, способы и примеры работы с соленым тестом. Но пусть они натолкнут вас на новые идеи и вдохновят на новые совместные с малышом творения.
4.У особенных родителей особенный ребенок.
Лена
В воскресенье были в гостях у молодой семейной пары, малышу 1,5 г. двухсторонняя тугоухость, стоят импланты на два ушка, уже полгодика ходит с процессорами. Я хочу написать о том, какие же это солнечные люди, какой замечательный сыночек у них. Он ещё не говорит, кроме нескольких "ам-ам" и ещё что-то. Они нам всё рассказали очень подробно, ответили на все наши вопросы, показали сынульку, показали как снимаются-одеваются процессоры, разрешили нам самим одеть. Мы увидели, что ребёнок всё, абсолютно всё понимает, что говорят родители и окружающие люди! т.е. он принесёт машинку, игрушку, покажет кису, отойдёт, потому что мама держит горячее и т.д. Ребёнок просто великолепный, очень обаятельный! вот бы таких людей побольше! после этой поездки оптимизма стало больше! ведь не каждые родители захотят заново вспоминать тот ужас, который они испытали, переживания! а они вот так запросто нам всё рассказали! я очень буду рада, когда у нас всё как-то продвинется, сделается КИ (если не будет противопоказаний) и мы также поможет морально семье, которая столкнулась с такой ситуацией!
Дарья
Очень прошу помощи, советов а главное ПОДДЕРЖКИ, потому что я никак не могу прийти в себя. Даже когда
сейчас пишу этот пост клавиатура мокрая от слез...
3 месяца назад, когда родился мой второй сыночек Костенька я стала самой счастливой мамочкой, т.к. он был очень желанным ребенком и от любящего человека. Я наконец-таки поняла что такое материнская любовь. Очень жаль что я не испытывала этого к старшему сыну. Но тут на нашу голову свалилось огромная беда, которую принять мне до сих пор тяжело.
Мой маленький Косточка ничего не слышит.....
Мы проходили обследования и нам ставили двухстороннюю нейросенсорную тугоухость ПОД ВОПРОСОМ. Сказали что надо подождать, понаблюдать, мол авось?!... Мы плюнули на все и сами вчера поехали в Минск в частную клинику. Там нас проконсультировали, обследовали и поставили диагноз: Двухсторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 3-4 степени. Но как сказал врач "будет хорошо если хоть эти степени", намекая на то, что дело обстоит ещё хуже. КСВП которое все решит окончательно мы поедем делать ещё через 2 недели...
По её разговорам и намекам я поняла, что надо настраивать себя на худшее, т.к. ребенок не слышит звук в силу 110 дц........наши прогнозы на дальнейшее: с 6 месяцев слуховые аппараты на 2 уха, к 1,5 годам если не поможет, то операция, ну естественно оформление инвалидности, спецсады, спец школы и т.д.
Вообщем я в шоке......я понимаю что в большей степени многое будет зависить от нас с мужем, помогая развиваться ребенку.
Не ожидала что такое может случится в нашей семье. До сих пор хожу ошарашенная. Очень верю и надеюсь что Костику станет лучше...
ОЧЕНЬ ПРОШУ ПОДДЕРЖКИ И СОВЕТОВ КТО С ТАКИМ СТАЛКИВАЛСЯ.

Игротека для особенных деток
Развитие мелкой моторики
Лови шарик
Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.
Оборудование: желобок, шарик,
Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.
Ход игры
Взрослый кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям взрослого, прокатить шарик по желобку, а взрослый - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, взрослый показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

Переложи игрушки
Цели: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки.
Речевой материал: делай так, возьми, бросай.
Ход игры
Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.
Дети сидят за столами, перед каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у взрослого. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия: «Посмотрите. Делайте так».
При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой
Поймай рыбку
Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.
Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.
Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги.
Ход игры.
Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком перенести рыбку например из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами.
Другим вариантом игры может служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот. Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку).
Возможен вариант соревнования двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя помогать рукой, ловить надо только удочкой).

Развитие неречевого слуха
Барабан
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.
Речевой материал: будем играть, играй, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (СНОСКА: Здесь и далее крупным шрифтом выделены те слова, словосочетания и фразы, которые предъявляются детям письменно - на табличке (для детей более старшего возраста).
Ход игры.
Ребенок сидит перед взрослым. Взрослый достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Ребенок смотрит, дотрагивается до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Взрослый учит ребенка стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. Взрослый стимулирует ребенка к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Бубен
Оборудование: бубен.
Речевой материал: будем играть, играй, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН. Ход игры
Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).
Дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка)
Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.
Речевой материал: будем играть, играй, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.
Ход игры
Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом ребенка учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка ребенок имитирует движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Взрослый стимулирует ребенка сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:
· гармошка, металлофон, шарманка - ля-ля-ля,
· дудка - у,
· свисток – и или пи .

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Уберем игрушки
Оборудование: по три-четыре разных маленьких машинки и птички, коробка или мешочек, маленький экран.
Речевой материал: будем играть, слушай, верно, неверно, да, нет, молодец, убери, у, пипипи.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым. Он достает одну машинку, называет ее у, показывает, как она едет, организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у. При этом малыш воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе - видя губы взрослого, а затем - только на слух - при произнесении звукоподражания за маленьким экраном. Машинка устанавливается на столе справа от малыша. Затем взрослый достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует игру с нею ребенка, многократно называя игрушку пипипи; малыш воспринимает звукоподражание вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка.
Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички слева.
После того как ребенок вместе с взрослым поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. взрослый говорит: «Убери (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) пипипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия ребенок воспринимает на слух каждое слово по три-четыре раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за взрослым то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку. Нередко бывает так, что ребенок, повторив звукоподражание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила»,— и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно (т.е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух.
Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить, чтобы их вымыть, дать кому-то из игрушек и т. д.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Цветные коврики
Цель: учить ребенка дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.
Оборудование: три листа картона красного, желтого, синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).
Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый.
Ход игры
Взрослый вместе с ребенком рассматривает «коврики. Затем предъявляются игрушки и дифференциация их по цвету. Первые две картинки взрослый может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

Пирамиды
Цели: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.
Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.
Речевой материал: будем играть, пирамида, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет.
Ход игры
Взрослый дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе взрослый также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладет ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребенку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Взрослый на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает, показывая его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.
Развитие памяти и внимания
Найди половинку
Цели: научить детей узнавать предметы по одному из его изображений, запоминать предмет.
Оборудование: наборы парных изображений предмет (на картинках один и тот же предмет изображен в разных ракурсах - с лицевой и с обратной стороны, размер карточки с животными 15x18 см)
Речевой материал: названия предметов, верно, не верно, что (кто) это?
Ход игры

Прятки с игрушками
Цели: развивать внимание и памятьребенка, развивать способность удерживать в памяти определенную цель - искать конкретную игрушку.
Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых игрушек.
Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь
Ход игры
Взрослый привлекает внимание ребенка к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это? А это? После рассматривания игрушек взрослый предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Взрослый предлагает ребенку выбрать понравившуюся им игрушку и говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого ребенок отворачивается к стене, закрывает глаза или выходят за дверь взрослый прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?»Ребенок должен найти выбранную им ранее игрушку.

6.Лмтература полезная для чтения
1.Королева, Янн: Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов

2. Александра Сунцова: Если у ребенка нарушен слух...
3. Речицкая, Кулигина: Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Демонстрационный материал
4. В.А. Головчиц: Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей
5. Людмила Шипицына: Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе
13