Шаг за шагом
Коррекционно-педагогическая помощь родителям.
Ребенку 2-3 годика.
Ребенок с ЗПР





Содержание
От автора…………………………………………………….…..3
1.Что нужно знать о ребенке…………………………...……..3
2. В помощь родителям…………………………………….….5
В какой детский сад отдать ребенка?.....................................5
3.Консультация для родителей……………………………….6
Какие книги читать детям………………….…….…..……….6
4. У особенных родителях особенный ребенок……..……….8
5. Игры для малышей……………………………………….…9
Развитие мелкой моторики……………………………………9
Развитие речи………………………………………….….……11
Развитие мышление…………………………………….…….14
Развитие психических процессов……………………..…….15
6.Литература полезная для чтения…………………………18



От автора
Что такое ЗПР?
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

1.Что нужно знать о ребенке
На первый план в развитии детей c ЗПР выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. У детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности и импульсивности, слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот. Низкий уровень взаимоотношений не только внутри группы, но и с близкими. Отмечается низкий уровень притязаний на успех, они не уверены в своих силах, часто находятся в беспокойном состоянии. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Он не способен подчинятся к правилам дисциплины, к длительным интеллектуальным усилиям.
Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.
Неблагоприятное течение беременности:
болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
токсикозы, особенно второй половины беременности;
токсоплазмоз;
интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

2.В помощь родителям (д/с для дтей с ЗПР)
В какой детский сад отдать ребенка?
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
МДОУ детский сад компенсирующего вида
№87 «Петушок» . Адрес: г. Ярославль, ул. Спортивная, д. 2.Телефон/факс: 46-35-75 . Телефон: 48-85-28. E-mail: [email protected]
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 78. Адрес: г. Ярославль, ул. Угличская, д.16. Адрес сайта http://mdou78.edu.yar.ru. Тел. (4852) 735526, (4852) 735526
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 209. Адрес: г. Ярославль, ул. Блюхера, д.42а. Адрес сайта http://mdou209.edu.yar.ru. Тел. (4852) 550264.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 4. Адрес: г. Ярославль, ул. Титова, д.8а. Адрес сайта http://mdou4.edu.yar.ru. Тел. (4852) 428250, факс 48-48-21
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 47. Адрес: г. Ярославль, ул. Орджоникидзе, д.4а. Адрес сайта http://mdou47.edu.yar.ru. Тел. (4852) 243232.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 60. Адрес: г. Ярославль, ул. Красноперекопская, д.5. Адрес сайта http://mdou60.edu.yar.ru. Тел. (4852) 218143.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 67. Адрес: г. Ярославль, пр-т Ленина, д.4а. Адрес сайта http://mdou67.edu.yar.ru. Тел. (4852) 728969.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 106. Адрес: г. Ярославль, пр-т Толбухина, д.81. Адрес сайта http://mdou106.edu.yar.ru. Тел. (4852) 736274.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 121. Адрес: г. Ярославль, ул. Здоровья, д.8. Адрес сайта http://mdou121.edu.yar.ru. Тел. (4852) 384525
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 140. Адрес: г. Ярославль, пр. Доброхотова, д.18. Адрес сайта http://mdou140.edu.yar.ru. Тел. (4852) 245695, (4852) 245695, 24-76-55

3.Консультация для родителей
КАКИЕ КНИГИ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ | Когда нужно начинать читать ребенку книги?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше начинается знакомство ребенка с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но, с другой стороны, в полгода ребенок еще не в состоянии понять прочитанного. Стоит ли опережать события? А почему бы и нет. Ведь есть книжки для малышей, в которых всего несколько строчек очень простого текста и красивые, яркие, понятные картинки. Как правило, эти картинки сопровождаются короткими стишками или потешками, содержащими многократно повторяющийся звуковой ряд: «киска-киска – брысь-брысь-брысь…». Слыша эти слова, ребенок радуется, потому что узнает их. К тому же детям очень нравится поэтическая ритмика. В два года нужно читать уже совсем другие книги, но согласится ли ребенок их слушать, если он не был вовлечен в мир литературы еще тогда, когда ему было сложно даже подражать звукам животных? К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Неслучайно рекомендуется с самого раннего возраста читать детям сказки Пушкина, так как они способствуют пониманию языка, запоминанию его звучания. Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что родители стали меньше внимания уделять книгам. | КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Д0 3 ЛЕТ
1. Малые формы фольклора: потешки, песенки ,прибаутки, пестушки(такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся...), русский фольклор и фольклор других народов мира. 2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка... ) 3. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова 4. В. Сутеев "Сказки и картинки". 5. Рифмы Матушки Гусыни (русский текст), Рифмы Матушки Гусыни (русский и английский текст) 6. К. Чуковский Сказки и стихи 7. С Маршак Стихи, песни, загадки. 8. А Барто циклы стихов "Игрушки", "Младший брат", "Настенька", "Вовка - добрая душа". 9. Е. Чарушин "Кошка", "Курочка", "Как Томка научился плавать". 10. Д. Хармс "Стихи". 11. Ю. Мориц "Стихи". 12. В. Левин "Глупая лошадь" (стихи). 13. А. Пушкин "Сказки", отрывки или целиком. 14. Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе 15. И. Токмакова "Карусель". 16. Б. Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост". 17. Д. Сьюз "Сказки". 18. К. Ушинский "Сказки". 19. Л. Толстой. Басни и рассказы из "Азбуки". 20. В. Гаршин "Лягушка-путешественница". 21. Книжки ИД Карапуз Серии Погремушка (для совсем мелких ,до года) 22. А.Берсенев, новосибирский поэт из нашего детства, но стихи очень хорошие, добрые, простые такие, бытовые: как на дачу ,ездили, как картошку всей семьей копали, как стрекозу мальчик в поле ловил, как мальчишки на рыбалку бегали... 23. Гайда Лагздынь Циклы стихов Лопотушки и Топотушки, те самые пестушки ,только авторские. Деткам очень нравятся, а мамам легко заучить хоть всю книжку и рассказывать в течение дня, когда одеваетесь, когда моетесь... 24. З. Александрова Мой Мишка, Топотушки ( цикл простеньких стишков о девочке Оле), стихи о детском саде 25. И. Крылов Басни, Ворона и лисица в первую очередь. Как ни странно, почти всем деткам нравятся, у них особенно мелодика все-таки. 26. Сборник типа Сказки-мультфильмы. Отличный способ на смотреть лишний раз мультик, а поберечь глазки и почитать книжку с любимыми героями, в этой книжке персонажи изображены почти так же как в мультике. 27.Г. Остер Цикл о Котенке по имени Гав. 28. Л.Толстой Рассказы для маленьких детей. Здесь главное найти издание с качественными картинками ,так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта. 29. К. Ушинский Рассказы о животных, о детях 30. Е.Благинина. Стихи. О природе, о маме, о том, как детки маме помогают. Очень нравственная книжка  4.У особенных родителей особенный ребенок У моей дочки был диагноз задержка речевого развития. Мы пошли в садик в 3 года. Она толком нне разговаривала, только говорила отдельные слова. Воспитатель, нас сразу огорошила "У нее все нормально с головой?". Мы пошли по врачам, ничего страшного не нашли, внутричерепого давления не было, но были сдвинуты шейные позвонки. Мы ходили к психатру, но он нам не помог, он прописал нам лекарства, от которых нам стало еще хуже, дочка сильно плакала по ночам. В садике сразу сказали, что если не разговорится, в 5 лет на комиссию. То есть раньше 5 лет вас никуда не переведут. В 5 лет она говорила, но мало, предложения из двух слов. На вопросы часто отвечала кивком, плохо знала цвета, стишки на утренники нам практически не давали. Она больше любила говорить на своем непонятном языке. Но задержку ЗПР нам не ставили, как мне говорили дети с ЗПР больше ведут себя неадекватно (Как например, логопед проводит занятие с ребенком, просит повторить звук, а он лезет под стол). Хотя когда нам писали характериристику для комиссии, много написали плохого, что она у нас заторможенная, плохая моторика, психолог в садике вызывал нас для беседы, много сказал плохого, муж был в трансе неделю. В 5 лет нас перевели в другой садик в логопедическую группу с ЗРР, но там была группа с ЗПР. В группе 12 человек. Садик бесплатный. И каждый день с детьми занимается логопед, и воспитатели проводят задания, дают на дом дом.задания. Детей очень хорошо подготавливают к школе, у детей значительно повышается словарный запас, ставят звуки. У нас была рядом группа с ЗПР, и в основном там были мальчики, нормальные детишки. ЗПР это не приговор, и не факт что вам поставят такой диагноз. И даже если поставят, не все так страшно. После садика дети идут в обычную школу, и если ребенок будет не справляться с программой, его переведут в коррекционный класс, но сейчас это делают редко. Сейчас я бы посоветовала найти хорошего логопеда, неврапотолога и самой много заниматься с ребенком. Много ему читать, постоянно с ним разговаривать, идешь на прогулку и все комментируешь, чтобы у ребенка развивался словарный запас. Нужно развивать моторику, пазлы, Лего, конструкторы. Сейчас дочка учится в 3 классе по программе Занкова и пока учится на отлично. Извините, если ответила не профессионально. Я уже многое подзабыла, дочке уже 9 лет. Но помню, что тоже очень много расстраивалась и плакала.  |
5.Игры для малышей Развитие мелкой моторики
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
Для изготовления игр используются цветные крышки от пищевых продуктов. Такие крышки легко брать в руки, они не ломаются, их можно мыть, поэтому их можно использовать долгое время.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет взрослый, а дети постарше могут играть самостоятельно.
Игра «Собери гусеницу»
Цель:
учить детей различать цвета,
развивать мелкую моторику рук
Для игры используются крышки и шнурок.

Поймай мяч
Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.
Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.


Веселые прищепки.
Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.
Развитие речи
Потешки -это короткие стишки (реже песенки), предназначены для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешки.




Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики
· Упражнение «Язык-силач»
Язычок у нас силач – в зубы упирается,
Сильно напрягается, горкой выгибается.
Силачу пора на отдых, мы его положим спать.
А потом начнем опять.
· Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза
Машина
Би-би-би – гудит машина «Моторчик» - кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад, однвр.
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами
Дождик.
Майский вдруг закапал дождь. Ритмично похлопывать кистью о кисть руки
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям.

Развитие мышления Собери картинку"
Игра для детей 3 лет.
Цель:
• учить собирать целое из частей;
• развивать мышление детей;
• закреплять знания детей о диких и домашних животных
Для изготовления игры Вам потребуется разрезанная картинка на две или три части. Малыш должен ее собрать
Чей домик?
Цель. Развивать наглядно-действенное мышление.Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к прорези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3–5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».
Достань мишке мячик
Цель. учить анализировать условия практической задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается.
Ход игры. Мама , играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что рукой ребенок не может достать его. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то мама помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. (При этом указывает жестом на палку и обобщает действия.) Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой». В конце игры мама обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет.
Развитие психических процессов
Игра запомни узор.
Цель: развитие зрительной памяти
Оборудование счётные палочки.
Ход упражнения Родитель перед ребёнком выкладывает узор из счётных палочек и просит ребёнка чтобы тот его запомнил. Сначала родитель показывает сам, а потом просит собрать ребёнка так же как он. Как ребёнок запомнил.
Спрячь игрушку (картинку)
Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки
Ход игры. Родитель раскладывает на столе вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, и потом найти ее. Вызывает двух детей, один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3–6.
Ку-ку
Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.
Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.
Ход игры. Родитель сажает ребенка напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.
При повторении игры можно взять другую игрушку.
Игра "Подбери зубную щетку к стаканчику"
Такую игру легко сделать для своего ребенка. Игра состоит из вырезанных из картона "зубных щеток" и "стаканчиков" разного цвета.
Цель игры: развитие зрительного восприятия, учить детей младшего дошкольного возраста различать основные цвета спектра; учить соотносить предметы по цвету. Советуем взять основные три цвета –синий, красный, желтый.
Перед началом игры можно поговорить с ребенком о том, зачем надо чистить зубы и что необходимо иметь, чтобы почистить зубы.
Правила игры: предложить ребенку разложить "зубные щетки" в "стаканчики" так, чтобы предметы были одинакового цвета.
Сюжетно-ролевые игры для развития речи
Купите несколько фигурок животных из резины или пластмассы:
1) Передвигайте их одновременно с тем, как имитируете их звуки. Например, берите поросенка, передвигайте его по столу, и говорите, "Хрю-хрю". Есть целая категория детей которые не связывают звук с обьектом без кинетического компонента.
2) Отличная игра - собрать все имеющиеся в доме машинки (вагончики) и всех мелких зверей, и играть в вокзал:
усаживать вместе с ребенком зверя в транспорт и отправлять: "ту-тууууу"! или "би-биииии"! "покаааа!" И так раз десять подряд.
А потом Вы только сажаете зверя и толкаете - ребенок непременно в какой-то момент практически рефлекторно скажет то самое "ту-туууу".
Помогает развитию речи.
3) Насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки зверей,и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе?:-)
Полезно для развития мелкой моторики.
6.Литература полезная для чтения
1."Особенная" семья - "Особенный" ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии . Автор: Корельская Н.Г.
2.Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии . Автор: Стребелева Елена Антоновна, Мишина Галина Александровна
3.Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии . Автор: Скворцова Вероника Олеговна
4.Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция . Автор: Биттерлих Леонид Ростиславович
5.Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей . Автор: Закревская Ольга Владимировна
6.Психологичская помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. Автор: Ткачева Виктория Валентиновна, Левченко Ирина Юрьевна
7. "Особенная" семья - "Особенный" ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии Автор: Корельская Н.Г.
8.Сара Ньюмен: Игры и занятия с особым ребенком: Руководство для родителей
Подробнее: 9.Людмила Шипицына: Обучение общению умственно отсталого ребенка
9