Урок «Чемоданчик журналиста: старт в профессию»
Форма проведения: образовательная лекция с творческим заданием.
Метод работы: Практические упражнения, групповая дискуссия, работа в
группах.
План:
1) Введение в профессию журналиста
2) «От прошлого к будущему»: экскурс в историю журналистики
3) Профессиограмма журналиста, как совокупность признаков и качеств,
характеризующих профессию.
4) Творческое домашнее задание: Опишите свои личностные качества,
соотнесите их с профессиональной моделью журналиста,
представленной профессиограммой журналиста.
Ход урока
1. Введение в профессию журналиста
Выбирая профессию журналиста молодыми людьми руководят некоторые
мотивы. Они мечтают познакомиться со знаменитостями, встретиться с люби-
мыми актерами или певцами, побывать на официальных приемах или светских
встречах. В последние годы, судя по социологическим исследованиям, все
чаще привлекает рискованность профессии, возможность участвовать в
пересоздании социальной действительности. Нередки и финансовые мотивы,
хотя журналистская профессия никогда не была особенно щедро
оплачиваемой. И все- таки основная мотивация выбора профессии —
творческая, связанная с интересным и многообразным трудом. И в самом деле,
профессия журналиста — одна из самых живых, интересных и творческих. Но
молодые люди редко задумываются о том, как сложна, ответственна и опасна
эта профессия, сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности,
физической и нервной энергии при выполнении профессионального долга.
Очень мудрый совет начинающим журналистам дала известный публицист
Татьяна Тэсс. Очеркам и ее в «Известиях» зачитывалась вся страна:
«Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том,
что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и
помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие. Надо держать его в
безупречной чистоте». Это может показаться сегодня идеализмом, поскольку
жесткая конкуренция и коммерциализация прессы вырабатывает тип
журналиста с размытым и ценностным и критериями. Однако, именно сейчас
призы в Т. Тэсс актуален как никогда, потому что только честная и
ответственная журналистика поможет нашему обществу нормально
развиваться.
2. «От прошлого к будущему»: экскурс в историю журналистики
Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и
без журналистов. Мы начинаем день с чтения информации в социальныйх
сетях и новостей или просмотра новостей по телевизору. Любимых
журналистов узнаем по голосам. Вечером идем на свидание с ним и по
телевизору. С одним и соглашаемся, с другим и спорим. Журналисты в
парламенте и в правительстве. Журналисты в Чечне, Косово и Ираке.
Журналисты на светских раутах и в трущобах. И кажется, что журналистика
была всегда. Но удивительно: этой профессии только 300 лет. Знаменательную
дату, выход первой печатной газеты петровских «Ведомостей», мы праздновал
и в 200 3 г. А может быть, эта профессия действительно была всегда, только
форма информации менялась и лики информаторов был и другими?
В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обычай
переводить и переписывать новости из заграничных источников: немецких,
голландских, польских, шведских и др. Они поступали в Посольский приказ,
где дьяки и подьячие выбирали известия, переводили их, заносили на длинные
листы бумаги — свитки и из них составляли «Вестовые письма» или
«Куранты» (от фр. courant — текущий). Источниками новостей служили также
письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукописная
газета готовилась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Эта
так называемая газета, как правило, была в одном-двух экземплярах, читалась
вслух царям и пряталась в приказ Тайных дел.
Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем
было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось
издание, в котором он мог бы пропагандировать свои преобразования,
давать информацию о правительственной политике, военных делах, новостях
в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 г. царь подписал приказ о печатании
первой русской газеты «Ведомости», и 17 декабря, 300 лет назад, вышел ее
первый номер. В разных учебниках, правда, встречаются разные даты,
поскольку то был рубеж года. Одни считают временем выхода газеты
печатание пробного номера, другие — первого номера; одни называют даты
по старому стилю, другие — по-новому. Сей час мы празднуем День русской
журналистики 14 января и считаем эту дату днем выхода первой русской
печатной газеты в 1703 г.
Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах — это
эпоха персонального журнализма, когда газету или журнал издавал узкий круг
лиц, а иногда и один человек, который нередко являлся и учредителем, и
владельцем, и издателем, и редактором, и автором своего издания. Массовым
журнализм стал после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, по
количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях, когда последние
постепенно становятся коммерческими предприятиями, финансируемыми не
только официальными властями, но и частным капиталом. С развитием
свободы предпринимательства и расширением рынка печатной продукции
количество изданий резко возросло и стала широко распространяться
провинциальная печать. Растет число газет и журналов, которые стараются
удовлетворить интересы разнообразных групп читателей. Коммерческая
выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на
невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы.
Существенно изменилась профессия после Октябрьской революции.
Поменялся строй, изменилась журналистика, другими ста ли требования к
журналисту, который должен был стать идеологическим проводником и
пропагандистом решений партии. Естественно, старые журналисты ушли из
газет, их не взяли в штат, да многие из них и сами не захотели служить новой
власти. Иные эмигрировали, кто-то нашел другую работу. Многие стали
просто литправщиками, поскольку новые пролетарские кадры были
малообразованными. Газеты испытывали нехватку кадров. Небольшая группа
блестящих публицистов ленинской школы ушла на партийную и советскую
работу.
Великая Отечественная война сразу же изменила весь облик советской
печати. Более чем в два разасократился тираж центральных газет. Перестали
выходить многие центральные отраслевые газеты. Значительно сократи
лось число местных изданий. Содержание изданий было направлено на прово
зглашениепобед Красной армии на фронте, а также на борьбу за коммунисти
ческие идеалы на завоеванныхтерриториях. В это время впервые в истории р
оссийских средств массовой информации в редакции газет, радиовещания, ин
формационных агентств были направлены сотни советских писателей, котор
ые писали своирепортажи из самых горячих точек боевых действий. Что не м
огло не повлиять на жанры, используемые визданиях. Большую часть военно
й и послевоенной журналистики составляли красноречивые очерки ирассказ
ы.
Значительно расширяется деятельность информационных агентств. ТАСС им
ело большую разветвленнуюсеть корреспондентов и прочих представителей
в СССР и за рубежом. Острая полемичность публицистикипериода перестрой
ки — главная её отличительная особенность. Стремясь выявить «полную пра
вду» редакции периодических изданий стали систематически печатать статьи
учёных, особенно историков.
В 1990годы принимаются различные законодательные акты, отменившие цен
зуру. Принимается закон опечати. В конце 1991 года бы ликвидирован Главл
ит. Появляются первые представители так называемой «бульварной прессы»
— газеты сгигантскими тиражами, чье содержание составляют вымышленны
е репортажи о прилетах пришельцев, НЛО, полтергейсте, интервью с колдуна
ми, экстрассенсами, скандальными личностями, известными артистами, звезд
ами поп-музыки, а также первые таблоиды. Характерные примеры —
«Мегаполис Экспресс» и «Экспресс-газета».
Важным событием в истории отечественной журналистики постоветского пе
риода стало относительностремительное развитие в России сети Интернет, бл
агодаря которой стал возможным широкий доступ всехжелающих не только
к центральным изданиям, но и региональным. Как следствие — у читателей с
низилсяинтерес к ежедневным изданиям, издающимся в Москве, что выразил
ось в падении тиражей.Язык прессы пока еще довольно однообразен, журнал
исты со сколько -нибудь индивидуализированным
стилем — на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык
прежней эпохи, сильноразбавленный англицизмами. Представители недавне
й «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие
отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения жу
рфака МГУ, они начинают делатьпогоду на телевидении и в прессе. Отличны
е стартовые возможности и врожденное отсутствие страхапозволяет им в теч
ение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точ
ки, кудапрежде не ступала нога советского журналиста.
3. Профессиограмма журналиста, как совокупность признаков и
качеств, характеризующих профессию.
Какими же навыками, знаниями, умениями и качествами должен обладать
современный журналист?
Журналист должен уметь и знать:
Содержание и основные операции (действия). Наблюдение за
событиями, отбор значимых фактов, анализ фактов, презентационная и
аналитическая обработка фактов (подготовка журналистского материала),
предоставление журналистского материала аудитории (публикация),
мониторинг реакции аудитории на публикацию, коррекция информационно-
коммуникативной политики (личной и/или издания) на основании анализа
реакции аудитории.
Условия и характер труда. Работа возможна и в офисе, и дома, и на месте
событий. Как правило, график работы свободный, рабочий день не
регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием
деловых контактов. В современных условиях становится необходимым
наличие компьютера (настольного и/или ноутбука) и мобильных средств связи
(телефон, Интернет).
Критерии эффективности. Высокое качество журналистского материала
(актуальность, достоверность, точность, убедительность, эстетико-
художественные качества, грамотность). Заинтересованная реакция
аудитории. Увеличение (удержание) популярности (тиража или рейтинга)
издания. Умения и навыки. Налаживать контакты с целью получения
информации; анализировать события, выделяя значимые и актуальные факты;
создавать связные и грамотные тексты; собирать и систематизировать
информацию, пользуясь различными источниками, в том числе Интернетом;
проводить социологические и культурологические исследования, а также
анализировать данные мониторинга реакции аудитории. Ораторские навыки и
умения. Навыки редакционно-издательской работы (редактирование,
корректура, верстка). Умение работать на компьютере и в
телекоммуникационных сетях.
Интересы и наклонности. Широкий кругозор, эрудиция, интеллигентность,
артистизм, общительность, достаточный уровень активности поведения,
лидерство. Профессионально важные качества. Коммуникабельность,
стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость,
настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память,
развитость аналитического и образного мышления, креативность,
выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Способность
воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
Рекомендуемые методики тестирования при отборе. Тест Айзенка, тест на
уровень притязаний, тест Томаса, КОС, тест на ценностную иерархию, локус
контроля, тест на IQ и др.
Медицинские противопоказания. Заболевания, ограничивающие
двигательную активность, восприятие, познавательную активность,
способность установления эффективных межличностных коммуникаций, а
также психические и нервные расстройства.
4. Творческое домашнее задание: Опишите свои личностные качества,
соотнесите их с профессиональной моделью журналиста,
представленной профессиограммой журналиста. Проанализируете свой
результат.
Рекомендованная литература к уроку:
1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект-Пресс,
2007.
2. Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. - М.,
2008.
3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. - Спб. 1999.
5. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов/ Д., 1999.
6. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - М., 1998