Урок: «Земля – часть Солнечной системы»
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно - деятельностного подхода
Ф.И.О Тутунару Наталья Сергеевна
Место работы: МОУ СОШ с. Новая Порубежка
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок № 8, §7, стр.25-29).
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.5-6 классы.
Цель: Дать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные:
ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие:
развивать умения работать в группе с учебником и дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры, развитию кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные:
осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать свои суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать как индивидуально ,так и в группе; использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии, таблица «Планеты солнечной системы», калькулятор.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:
№ п/п | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Актуализация знаний | Приветствует учащихся и проверяет готовность учеников к уроку | Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке |
Предоставляет материалы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца. Задаёт вопросы, способствующие развитию логики: - Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни? |
Рассматривают рисунки.
Рассуждают, вспоминают и отвечают на поставленный вопрос. предлагают свои варианты ответов. Делают выводы. |
Демонстрация словосочетания: «Солнечная система». Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания. Задаёт вопрос: -Как вы понимаете слово система? -Какие небесные тела вы знаете? |
Анализируют, выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни. Вступают в диалог с учителем ,отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. |
2. | Создание проблемной ситуации | -Что для вас Вселенная? -Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему? Подводит к понятию формулировки Солнечной системы. | Вступают в диалог с учителем ,отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. Проявляют познавательную инициативу |
3 | Целеполагания | Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Организует работу с учебником на стр.25. Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы? В чем уникальность нашей планеты? (Ответы пишутся на доске) | Работают с учебником,
находят определение «Солнечной системы, читают и отвечают на вопросы |
4 | Изучение новой темы | Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы: -Что у меня в руках? -Что изображает модель глобуса? -Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля - это голубая жемчужина. Обоснуйте свой ответ.
Организует работу с глобусом. Вопрос-обобщение: -Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан? Знакомит с новым понятием «Мировой океан» Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы. | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. Высказывают свои предположения. Обобщают результаты наблюдений
Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.
Вступают в диалог, систематизируют свои знания.
Закрепляют новое понятие вслух. |
Даёт задание сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока, анализируют предстоящую работу. |
Организует работу в тетради и с учебником. | Записывают тему урока : «Земля- часть Солнечной системы». Записывают определение Солнечной системы стр.26. |
Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами: -Какую форму имеют планеты? -Сравни их по размерам. -Определи расстояние планет от Солнца (в млн. км) -Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете? Почему? Обоснуйте. -Дай описание поверхности планеты Венера (использовать рис.20 стр.27) -Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу? |
Работают с текстом учебника ,анализируют рис.19. Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий. |
Создаёт проблемную ситуацию. - Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты? Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля- уникальная планета» 1,2,5 абзатцы) |
Знакомятся с новыми понятиями, выписывают новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют. |
Организует небольшой опыт по 3-м состояниям воды: (лёд-твёрдое состояние , держим в руке тает-жидкое, нагреваем-испаряется) Вопрос: - Что общего между результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли. | Анализируют опыт, сопоставляют информацию, полученную из учебника. Делают выводы Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки : атмосферы ,гидросферы, литосферы. |
| Закрепление. | Проверяет усвоение нового материала: 1.Организует работу на установку соответствия понятий. | Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют по соответствию: Атмосфера - воздушная оболочка; Гидросфера - водная оболочка; Биосфера-оболочка , заселённая живыми организмами; Литосфера - твёрдая оболочка. Проводят корректировку по ситуации. |
2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме: Мировой океан-это А) массивная часть суши материков Б) гигантское созвездие Вселенной В) непрерывное водное пространство Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы: А) находятся ближе к Солнцу Б) состоят из газообразных веществ В) состоят из твёрдого вещества Г) имеют небольшие размеры Д) быстро вращаются вокруг оси. Е) находятся дальше от Солнца Ж) медленно вращаются вокруг оси. | Демонстрируют знания , понимание причинно-следственных связей. Формулируют ответы, применяя полученные знания. Работают в тетрадях. |
| Итог урока. Рефлексия. | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания: Зарисовать Солнечную систему. | Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. Записывают домашнее задание в дневник. Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю. |
Прощается с учащимися. | Прощаются. |