СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник А.А. Вигасина и др. М.: Просвещение, 2014. Урок: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу разработан в соответствии с ФГОС ООО, сопровождается дидактической презентацией. Учащиеся в группах выясняют проблему: почему в Аттике не хватало хлеба? По итогам урока оценивают свою работу.

Просмотр содержимого документа
«земледельцы Аттики»

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна.


Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, Просвещение, 2013.


Цель: Начать формирование у обучающихся представления о Греции, как особой цивилизации Средиземноморья.

Задачи:

Образовательные:

- проанализировать географию, природу и ландшафт Аттики;

- охарактеризовать основные занятия населения Аттики;


- дать оценку положению знати и демоса в афинском полисе.

Развивающие:

- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);


- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;


- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные:

- находить на карте и устно комментировать положение Аттики;

- характеризовать основные занятия населения Аттики;

- выделять признаки цивилизации, греческого полиса;

- характеризовать греческий демос, общество в целом.


Метапредметные:

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;


- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

Личностные: (личностные УУД)

- понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;


-аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Ход урока.

1.Оргмомент. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

-Историю, какой страны изучаем?

-Покажите на карте, где она расположена.

-Назовите полуостров и моря, ее омывающие.

- В какой части Греции расположена Аттика?

( Актуализация знаний, мотивация познавательной деятельности- познавательные УУД; находить на карте и устно комментировать положение Греции, Аттики- предметные УУД)


2.Изучение нового материала.

1)Создание проблемной ситуации.

-Продолжаем изучение Греческой цивилизации.

-Какие древние цивилизации нами уже были изучены? Вспомните признаки цивилизации.

Получается, если каждая цивилизация обладает этими признаками, они ничем не отличаются друг от друга?


Но ученые утверждают, что греки создали совершенно уникальную цивилизацию. В чем ее уникальность?

Учащиеся называют признаки цивилизации; высказывают предположения;

формулируют противоречия и записывают их на доске:«все цивилизации одинаковы»,

«греческая цивилизация уникальна»;

Формулируют проблему урока:


«Отличается ли греческая цивилизация от восточной?»


(Определение цели, проблемы в учебной деятельности, выдвижение предположений, версий- познавательные, регулятивные УУД;

выделение признаков цивилизации- предметные УУД;

высказывание личных предположений – личностные УУД;

сотрудничество в совместной деятельности по выдвижению проблемы- коммуникативные УУД).


2)Планирование деятельности.

-Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать?


Учащиеся предлагают найти признаки цивилизации древних греков и посмотреть, отличаются ли они от цивилизаций Древнего Востока.

( Построение логически обоснованных суждений ,оценка степени и способов достижения цели в учебной ситуации- познавательные, регулятивные УУД)


3)Поиск решения проблемы

Работа в группах с опорой на учебник и карту:

Группа1: Сравнивает природно-климатические условия Востока и Греции, используя карту.

Группа2: Сравнивает хозяйство Греческой и Восточной цивилизации, используя текст учебника (с.133-135).

Группа 3: Анализирует положение основных групп населения Греции, используя текст учебника (с.135-136).


Группа 4: Рассматривает систему управления Греции, используя текст учебника ( с. 133, 135)

(Стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников- познавательные УУД;

распределение действий в группе готовность к сотрудничеству с соучениками - коммуникативные УУД;

сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность- личностные УУД).

4)Динамическая пауза.( формирование сознательного отношения к своему здоровью -коммуникативные, личностные УУД)


5)Осмысление результатов работы групп.

Для решения проблемы урока учитель предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы.

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксируют результаты на доске в виде опорной схемы ( запись в тетрадях).

Предполагаемые результаты:

Группа 1:

Древняя Греция занимала территорию Балканского полуострова, главной особенностью которого является гористая местность. На территории Древней Греции нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия изрезана различными бухтами, что свидетельствует о хорошо развитой морской торговле. Возможные вопросы:

– Каковы особенности береговой линии этого полуострова?

– Наличие полноводных рек.

– Природные условия.

– Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков?

Группа 2:

Хозяйство Греции: Железные орудия. Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.

Восток: Ирригационное земледелие. Неразвита морская торговля.

Возможные вопросы: Какие занятия были характерны для жителей Древней Греции?

Какие из них нам уже встречались при изучении Востока?

Группа 3: Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения

Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство.

Возможные вопросы:

Чем отличалось положение аристократов и демоса?

На что приходилось идти беднякам, чтобы прокормить свою семью?

К чему это могло привести?

Группа 4: Объединение родовых общин в большие поселения – города-полисы.

Город, полис -община граждан: аристократы (знатные люди)- ареопаг,архонты;

демос(простолюдины),не участвовали в управлении.

Возможные вопросы

Что такое полис?

Определите систему управления полисом?

Все ли граждане имели право участвовать в управлении?

Как назывались органы управления полисом?


-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Предполагаемый вывод по проблеме:


Цивилизация Древней Греции в чём-то отличается от цивилизаций Древнего Востока, а в чём-то имеет сходства.


(Представление информации в различных формах: находить на карте и устно комментировать положение Аттики; характеризовать основные занятия населения Аттики; выделять признаки цивилизации, греческого полиса; характеризовать греческий демос, общество в целом- предметные УУД;

аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности- личностные УУД;

готовность к сотрудничеству с соучениками; излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами- коммуникативные, регулятивные УУД).



3.Диагностика результатов урока. Рефлексия.

Индивидуальная работа: заполнение учащимися листа самооценки


(Определение уровня усвоения изученного материала -регулятивные УУД;

анализ, самооценка- личностные УУД).

4.Итог урока. Домашнее задание.

Оценки за урок.

-Сегодня на уроке мы выяснили, что демос Афин был недоволен своим положением.

Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести?

Прочтите дома параграф 30 и проверьте свои предположения.

Урок окончен.


Просмотр содержимого презентации
«§ 29.Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Л.А. Синяева Земледельцы Аттики § 29 17.10.16

Л.А. Синяева

Земледельцы Аттики § 29

17.10.16

Что мы знаем Территория Древней Греции Греция расположена .. Европе на юге Балканского п-ва Сама природа разделила Грецию на 3 части: СЕВЕРНУЮ СРЕДНЮЮ ЮЖНУЮ Покажите на карте территорию Греции, её части, Аттику, Афины Растущему населению Афин требовалось все больше хлеба, а его в Аттике не хватало Сформулируйте, тему и проблему урока. Тема: Земледельцы Аттики Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба?

Что мы знаем

Территория Древней Греции

Греция расположена ..

Европе на юге Балканского п-ва

Сама природа разделила

Грецию на 3 части:

СЕВЕРНУЮ СРЕДНЮЮ ЮЖНУЮ

Покажите на карте территорию Греции, её части, Аттику, Афины

Растущему населению Афин требовалось все больше хлеба, а его в Аттике не хватало

Сформулируйте, тему и проблему урока.

Тема: Земледельцы Аттики

Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба?

Земледельцы Аттики § 29 Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба? Открываем новую тему: 1. Население Древней Аттики 2. Разведение оливок и винограда (1-я группа) 3. Знать и демос в Афинском полисе (2-я группа) 4. Бедственное положение земледельцев (3-я группа) I II . Применяем новые знания. Контроль:  с. 143 2 балла – в. 2. 1 балл – в. 1. I V . Домашнее задание: § 29,  вторая рубрика.

Земледельцы Аттики § 29

Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба?

  • Открываем новую тему:

1. Население Древней Аттики

2. Разведение оливок и винограда (1-я группа)

3. Знать и демос в Афинском полисе (2-я группа)

4. Бедственное положение земледельцев (3-я группа)

I II . Применяем новые знания. Контроль: с. 143

2 балла – в. 2.

1 балл – в. 1.

I V . Домашнее задание: § 29,

вторая рубрика.

Открываем новую тему 1. Население Древней Аттики Покажите на карте Аттику, город Афины. Допишите предложения. 1). В аттике много удобных для стоянок кораблей………… 2). Жители Аттики занимались… бухт земледелием, кузнечным делом, изготовлением сосудов, сапожным делом 3). Земледельцы страдали от.. малоземелья, неплодородных почв, частых засух

Открываем

новую тему

1. Население Древней Аттики

  • Покажите на карте Аттику, город Афины.
  • Допишите предложения.

1). В аттике много удобных для стоянок кораблей…………

2). Жители Аттики занимались…

бухт

земледелием,

кузнечным делом,

изготовлением сосудов, сапожным делом

3). Земледельцы страдали от..

малоземелья,

неплодородных почв,

частых засух

2. Разведение оливок и винограда (1-я группа) ОЛИВКИ пища лечили ожоги освещение натирались спортсмены ВИНОГРАД вино Пили разбавленным. Пьянство осуждалось

2. Разведение оливок и винограда (1-я группа)

ОЛИВКИ

пища

лечили ожоги

освещение

натирались спортсмены

ВИНОГРАД

вино

Пили разбавленным. Пьянство осуждалось

3. Знать и демос в Афинском полисе (2-я группа) ВЛАСТЬ 9 АРХОНТОВ (правителей) Законы Драконта с. 141. ПРАВИТЕЛИ, СУДЬИ АРЕОПАГ (совет знати) ИЗБИРАЛ АРХОНТОВ ЗНАТЬ ПРИНАДЛЕЖАЛА ВСЯ ВЛАСТЬ ДЕМОС (НАРОД)  В УПРАВЛЕНИИ НЕ УЧАСТВОВАЛ ВЫВОД: В V ІІ веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ в управлении не участвовал.

3. Знать и демос в Афинском полисе (2-я группа)

ВЛАСТЬ

9 АРХОНТОВ

(правителей)

Законы Драконта с. 141.

ПРАВИТЕЛИ, СУДЬИ

АРЕОПАГ (совет знати)

ИЗБИРАЛ АРХОНТОВ

ЗНАТЬ

ПРИНАДЛЕЖАЛА ВСЯ ВЛАСТЬ

ДЕМОС (НАРОД)

В УПРАВЛЕНИИ НЕ УЧАСТВОВАЛ

ВЫВОД:

В V ІІ веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ в управлении не участвовал.

4. Бедственное положение земледельцев (3-я группа) ДОЛГОВОЙ КАМЕНЬ ДОЛГОВОЕ РАБСТВО ТРЕБОВАНИЯ ДЕМОСА ОТМЕНИТЬ ДОЛГОВОЕ РАБСТВО ПЕРЕДЕЛИТЬ ЗЕМЛЮ

4. Бедственное положение земледельцев (3-я группа)

ДОЛГОВОЙ

КАМЕНЬ

ДОЛГОВОЕ

РАБСТВО

ТРЕБОВАНИЯ ДЕМОСА

ОТМЕНИТЬ ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

ПЕРЕДЕЛИТЬ ЗЕМЛЮ

Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба? МАЛОЗЕМЕЛЬЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ НЕПЛОДОРОДНЫЕ ПОЧВЫ ЛУЧШИЕ ЗЕМЛИ У ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба?

МАЛОЗЕМЕЛЬЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ

НЕПЛОДОРОДНЫЕ ПОЧВЫ

ЛУЧШИЕ ЗЕМЛИ У ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ

ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

Применяем новые знания. Контроль с. 143 2 балла – в. 2. 1 балл – в. 1. ОЦЕНИ ВАЕМ СВОЮ РАБОТУ Устные ответы О,5-1балл Работа в  группе 0,5- 1 балл Выполнение задания 1 балл контроль 1-2 балла отметка твоя Итоговая учителя

Применяем новые знания. Контроль

с. 143

2 балла – в. 2.

1 балл – в. 1.

ОЦЕНИ ВАЕМ СВОЮ РАБОТУ

Устные ответы

О,5-1балл

Работа в

группе

0,5-

1 балл

Выполнение задания

1 балл

контроль

1-2 балла

отметка

твоя

Итоговая

учителя

Использованная литература Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: - М., Просвещение, 1999 Уколова В.И. История Древний мир: - М., Просвещение, 2010 Атлас История Древнего мира: - М., Дрофа, 2011 Использованные рисунки Рис. 1, 3, 4 Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: - М., Просвещение, 1999 Рис. 2 Атлас История Древнего мира: - М., Дрофа, 2011

Использованная литература

Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: - М., Просвещение, 1999

Уколова В.И. История Древний мир: - М., Просвещение, 2010

Атлас История Древнего мира: - М., Дрофа, 2011

Использованные рисунки

Рис. 1, 3, 4 Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: - М., Просвещение, 1999

Рис. 2 Атлас История Древнего мира: - М., Дрофа, 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!