Проект для детей 3-4 лет «Зимушка - зима, прекрасная пора»
Выполнила: Воспитатель Юсупова.О.В.
2 младшая группа
2021 год
Тип проекта: информационно творческий, групповой. Продолжительность - краткосрочный Участники проекта: - дети младшей группы; - родители воспитанников; - воспитатель группы. Актуальность темы: Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей. Задачи проектной деятельности: Развивающие: 1. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение 2. Уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой; 3. Пополнить словарь детей (словарь признаков, глаголов, родственные слова) 4. Способствовать умению детей составлять рассказ на зимнюю тематику.
Развивающие: 1. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение 2. Уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой; 3. Пополнить словарь детей (словарь признаков, глаголов, родственные слова) 4. Способствовать умению детей составлять рассказ на зимнюю тематику. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремление заботиться о птицах зимой. 2. Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников.
Участие родителей в реализации проекта: - познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами - предлагать родителям принимать активную помощь в ходе работы над проектом - провести консультацию на тему «Речь ребёнка развиваем, в игры зимние играем». План реализации проекта: Подготовительный этап: формулировка цели и задач; подбор методической литературы по теме проекта; обдумывание форм работы с родителями; поиск художественных произведений по теме проекта; подготовка условий для реализации проекта, разработка плана мероприятий.
Основной этап: 1. Беседы «Зимушка – зима и лесные зверюшки », «Чудеса зимнего леса», «Зимующие птицы», «Зимние забавы». Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности зимой или поговорим о зимних травмах», «Одевайся по погоде, а не по моде». 2.Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам по теме проекта: «Зимние развлечения» и другие. 3. Экскурсия: «Улицы города зимой». 4. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел? », «Лиса и волк», Заюшкина избушка», Зимовье зверей». Организация выставки книг о зиме.
5. Использование в работе загадок, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе. 6. НОД по Изобразительной деятельности: Рисование « Наша нарядная елка». Заключительный этап: Итоговое занятие «К нам зима пришла сама»
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает? », «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний». Сюжетно-ролевые игры : «Путешествие в зимний лес», «Зимние угощения », «Концерт для елочки», «Прощание с елочкой». Подвижные игры: «На дворе у нас мороз… », «Мы на лыжах в лес идем», «Два мороза»; «Дед мороз»; «Синие и желтые палочки».
Предполагаемый результат: - расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой; активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь, ее выразительность; совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей; способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей; воспитанию у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни; познакомит с новыми зимними играми и забавами.
Приложение к проекту «Зимушка Зима»
Беседа "Зимушка - зима и лесные зверюшки"
Цель: знакомство с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени. Задачи: рассказать детям о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе, еже; обогащать и активизировать словарь детей по теме "Дикие животные".
Ход беседы. Ребятки, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. "Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много своих творений. Ваша ...." Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла... Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем. Садитесь скорее в наши волшебные сани. Сани, санки, дорогие, Вы такие удалые! В лес скорее нас везите, Чудеса нам покажите!
Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это за сугроб? Верно вы думаете, что там кто-то живёт. Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
Конечно, это Мишка. И не сугроб это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз... Не известно. Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей снеговой шубке. А это что за зверёк промелькнул под ёлкой? Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком? (Заяц) Это зайчик.
Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт... А ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки. Всем известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? А кто, интересно, нарядил зайца в белую шубку? И я не знаю. Давайте поиграем с зайчиком. «Закружился белый снег, в воздухе снежинки, А зайчата скачут, скачут по лесной тропинке». ("Зайчики" прыгают под музыку) . Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком. Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути! Отправляемся дальше. Слышите этот звук? Кто это? (Это воет волк) . Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ... (Волк) .
Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга. А по соседству с волком живёт ещё один зверь. Пусть она - как есть, плутовка, От макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, Как зовут ее? (Лиса)
Оказывается, здесь живут по соседству волк и лиса. Даже в некоторых сказках волк с лисой дружат. Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится. Давайте поделимся с ними нашими пирожками. (Дети кормят резиновых игрушек: волка и лисичку заранее приготовленными пирогами из пластилина) . А я ещё кого - то вижу на веточке. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Конечно, это Белочка. В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей) . Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней. Спит наша белочка в дупле-избушке. Куда же нам идти дальше? Дети находят третью снежинку с загадкой: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. А землю белым снегом я Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка, Ну, кто же я? ... (Зима)
Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверюшек спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках. Снова в заботах зима-рукодельница — Пусть потеплее природа оденется. Много зима заготовила пряжи, Белые вещи без устали вяжет.
Беседа: «Зимующие птицы»
Цель: уточнить представления детей о зимующих птицах. Задачи: Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя. Добиваться полных ответов от детей. Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них. Последовательный ход беседы: – Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Какое сейчас время года? Дети: Зима. - Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их. Дети: Декабрь, январь, февраль. - Каких перелетных птиц вы знаете? Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки и т. д. - Какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети: ворона, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния выставляю иллюстрации зимующих птиц) . - Хорошо, а теперь поиграем в игру «Раздели птиц на зимующих и перелетных». Задание: нужно посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего. - Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку: По дворам шныряет, Крохи подбирает. Дети: Воробей - Как воробьи клюют корм? Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево. - А ещё? Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке. - Где живут воробьи?
Дети: Они занимают пустые гнёзда - А сам могут строить гнёзда? Дети: Да, могут. - Саша, ты приготовил для детей загадку. Расскажи ее. Саша: С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется … Дети: Синица - Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы? Дети: Они любят несолёное тесто, сало. - Где живут синицы? Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека. - Ребята, а какую пользу приносят синицы?
Дети: Уничтожают вредных насекомых. - Каких? Дети: Жучков, мошек. - А где синицы их находят? Дети: В щелях, в коре деревьев. - Молодцы, а теперь приглашаю вас на ковер поиграть. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. Возвращаемся на свои места. Оля загадай и ты загадку. Оля: Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. Дети: Дятел - Ребята, как ещё называют дятла?
Дети: «Лесной доктор» - Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»? Дети: Он спасает деревья. - Каким образом, Миша? Миша: Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки. Как мы с вами можем помочь зимующим птицам? Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки. - Молодцы, ребята. На этом наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам о зимующих птицах. Также будете помогать им зимой. До новых встреч!
Конспект занятия "Наша нарядная елка"
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Задачи: формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков. Методика проведения занятия: Вспомнить с детьми новогоднюю елку в детском саду, поговорить о том, как она была украшена. Материалы: Листы белой бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка. Ход занятия:
Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку Зимой и летом Одним цветом. (Ель) Правильно, молодцы! Это елка. (Показываю елочку, украшенную шариками, фонариками, красивой мишурой) . Ребята, посмотрите на елочку. Какая она? (Очень красивая, нарядная, зеленая, колючая, чудесная и т.д.) - Дети а вчера у нас с вами был новогодний утренник. Вы видели елочку? (Да) Какая она? (живая, зеленая, пушистая, хорошо пахнущая и т.д.) А чем была она украшена? (Шариками, фонариками, мишурой, огоньками разноцветными) (За дверью раздается шум) - Ой, ребятки, что там за шум? (Открываю дверь) - Ой, да это же елочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя что-то случилось? (В группу входит девочка из старшей группы в костюме елочки)
Елочка. Я хочу вам рассказать одну историю. Недавно у меня было много подруг. Но однажды в лес пришли лесорубы и вырубили все елочки и деревца. Теперь я осталась одна-одинешенька, и мне стало очень скучно (Елочка заплакала) - Ребята, вам жалко елочку? (Да) . Скажите, а можно ли вырубать деревья, кусты? (Нет) Конечно, же нет! - Дети но как же мы сможем помочь елочке? (Предположения детей) - Давайте, нарисуем нашей елочке подружек! (Давайте) Проводится физкультминутка. Наша елка велика (Круговое движение руками) Наша елка высока (Встать на носочки) Выше мамы, выше папы (Присесть и встать на носочки) Достает до потолка (Потянуться) Будем весело плясать. Эх, Эх, Эх! Будем песни распевать. Ля, Ля, Ля!
Чтобы елка захотела в гости К нам прийти опять! - А теперь дети, приступим к работе. Посмотрите и скажите, где у елочки ствол? Где веточки? Почему елочку называют вечнозеленой? (Ответы детей) . Рисуем елочку по порядку: сначала рисуем ствол коричневый, от ствола отходят зеленые ветки, начинаем рисовать веточки сверху вниз. А иголочки будем наносить кончиком кисти, короткими штрихами. (Под веселую музыку дети рисуют) А теперь давайте полюбуемся вашими елочками. (Обращаюсь к елочке) Елочка, тебе понравились подруженьки? (Да)(Очень) Спасибо, вам ребята, за красивые елочки! Мне теперь в лесу не будет скучно. У меня теперь много друзей и подруг. - Молодцы, ребята! Помогли елочке, приобрести друзей.
Вот так чудо! Вот так диво! Все у нас красиво! Получился, целый лес Полон сказок и чудес!