«Методическое пособие из фетра для развития речевого слуха и звукопроизношения у младших дошкольников через русский народный фольклор»
(из опыта работы)
Ильина Елена Витальевна –
музыкальный руководитель,
педагог-психолог I кв. категория
Слайд 2
Развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Одним из наиболее доступных источников развития детской речи являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). С их помощью осуществляются эмоционально-тактильные контакты взрослого и ребенка, они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Народные попевки и небольшие песенки, ценны тем, что имеют подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью у детей развивается слух, формируются дикция и артикуляция. Пропевание слов с частым повторением гласных и согласных требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля – соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов.
Слайд 3
Цель: Мотивация к речи младших дошкольников через русский народный фольклор, потешки.
Проблему мотивации, и ее влияние на речь ребенка рассмотрела в своих исследованиях Майя Ивановна Лисина. В своей работе она приходит к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослыми, связаны с тремя условиями:
-Потребность во впечатлениях и эмоциях;
-Потребность в активной деятельности;
-Потребность в признании и поддержке
Чтобы ребенок начал говорить самостоятельно, по собственному желанию, у него должна возникнуть потребность в общении о каком-либо предмете или явлении. Мотивацию к речи в условиях дошкольного учреждения осуществляет педагог. Именно общение с взрослым по поводу игрушки, какого-то бытового предмета мотивируют ребенка произнести первые слова.
Разрабатывая, свое пособие я постаралась учесть все эти особенности.
Слайд 4
В игровой форме проходит закрепления знакомой информации. Собирание фигур из фетра по образцу способствует развитию тактильных ощущений, совершенствованию движений кистей и пальцев рук. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, тесно связаны с развитием речи
На первом этапе мы рассматриваем, прощупываем фигуры, сравниваем разную структуру фетра, цвета, размер. Здесь использую сюрпризные моменты (у курочки цыпленок спрятался, шишка упала за холм - надо найти).
Затем ребенок складывает по образцу, параллельно сначала я, потом ребенок, пропеваем потешку, затем обыгрываем.
Слайд 5
Сначала ребенок пропевает только гласные (колыбельная –а-а-а, сова-ууу), затем поэтапно задание усложняется - пропеваем слоги (курочка-ко-ко, козочка-ме-ме), потом окончания фраз и в дальнейшем, поется полностью потешка или небольшая песенка. В своей работе использую упражнения на развитие навыка речевого, певческого дыхания (нюхаем цветы).
Слайд 6
Во время ПЕНИЯ у детей исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Дети учатся правильно распределять свое дыхание на музыкальную фразу, и брать его между фразами, что приводит к улучшению психофизического состояния ребенка, рождает ощущение здоровья и счастья. Пение - лучшая форма дыхательной гимнастики
Слайд 7
Результативность методического пособия прослеживается:
Повышение уровня речевого развития.
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).