СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ь знак имён существительных после шипящих

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 3 классе. Имеется видиоурок .

Просмотр содержимого документа
«Ь знак имён существительных после шипящих»




Название работы: Конспект урока русского языка с презентацией по теме: « Мягкий знак на конце существительных третьего склонения", 3 класс
Автор: Ерофеева Ольга Александровна
Место выполнения работы: Сусловская СОШ филиал МКОУ «Островновская СОШ».

Технологическая карта урока

Учебник (УМК):В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Школа России».

Тема урока: « Мягкий знак на конце существительных третьего склонения».

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Дидактическая цель:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: правописание мягкого знака в конце имён существительных женского рода.

Образовательная цель: познакомить учащихся с ь знаком на конце имен существительных после шипящих.

Оборудование: АРМ, учебник, карточки для работы в парах и индивидуальной работы,

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Учащиеся владеют:

  • Предметными УУД:

- знать признаки имён существительных;

-знать роль ь знака в существителных женкого рода;

- уметь определять род имён существительных.

  • Регулятивными УУД:

- формулируют тему урока с помощью учителя;

- используют имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос;

- действуют по образцу заданного правила;

- определяют цель учебной деятельности при выполнении заданий;

- контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом совместно с учителем и одноклассниками;

  • Познавательными УУД:

- объясняют лексическое значение слова;- ориентируются в учебнике;

- строят высказывание в устной форме;- анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативными УУД:

- выражают своё мнение в процессе выполнения заданий;- слушают одноклассников;

- составляют несложные монологические высказывания. - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов.

  • Личностными УУД:

- осознают собственные достижения при изучении темы;

- осуществляют рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формируют учебные мотивы;- сотрудничают с учителем и одноклассниками


В течении урока учащиеся работают в рабочих тетрадях и в технологических картах

Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

I.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;











Актулизация знаний

Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности

Проверьте готовность к уроку.

(слайд 1)

1.

Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

А работать мы будем по следующим этапам урока урока.(слайд 2)




Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её?   (слайд 3)


Посмотрите на доску.

Что общего у этих слов?

В..юга, п..л..то, крыл..я, к..н..ки, комп..ютер, ..без..яна, мебел..

По какому признаку можно разделить слова на группы?

Запишите число, классная работа.

Запишите слова в 2 столбика:

1-разделительный мягкий знак

2 группа - мягкий знак-показатель мягкости. К какой части речи относятся эти слова? Что вы знаете об имени сущ.? Определите род имён существительных.

Какие функции выполняет ь знак?

(слайд 4)



(слайд 5)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Включаются в урок














(Каждый день мы изучаем что-то новое.)

Регулятивные УУД:

- саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя.

Познавательные УУД:

- формулировать проблему, находить пути решения ;

- объяснять родовое понятие слов, его существенные признаки.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.











Предметные УУД:

- расширить представления детей о роли мягкого знака;

- выделять орфограмму;

-определять род имен существительных;

- объяснять лексическое значение слова.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

-организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности

- организовать постановку темы и цели урока;


Организует актуализацию умений.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.


Создает ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке темы и цели урока.




Включает музыкальное сопровождение

(туш)





Проводит работу со словарями.


Посмотрите внимательно на доску «Найди в записи лишнее»

Ж Ь Ш Ч Щ

Лишний Ь - почему?

Группа каких согласных осталась?

( шипящих согласных звуков) .

Ребята мы с вами знаем, что мягкий знак часто молчит, но иногда он может говорить. Сегодня мы постараемся разобраться, когда он молчит, о когда он говорит.

Постановка учебной проблемы

Рассмотри рисунки. (слайд 6)



Какое слово их объединяет? А если сделать подписи под рисунками будет ли разница в написании слов?

Работа с толковым словарем.

Сделайте подписи.

Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий иногда пишется мягкий знак, а иногда нет.





Вычленяют лишнюю букву, определяют роль мягкого знака.












Возникает проблема













Выясняют лексическое значение слов.








Затруднение сделать подписи, т.к. не знаем правила



Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД – прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.





Регулятивные УУД:

- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.


Личностные УУД:

- обосновывать личностную значимость нового знания

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.




























































IV. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.





Организует работу над определением темы и цели урока


























Организует работу в парах -учебное сотрудничество.





Организует выявление места затруднения.






Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
















Организует фиксацию и проговаривание алгоритма действий.


Организует работу с кластером.




Прочитай слова (на доске мелом)

Отличаются ли слова записанные на одной строке последними звуками, а буквами.

Определите склонение имен существительных.

Врач речь

овощ помощь

марш брошь

багаж рожь

Можешь ли объяснить по какому признаку (кроме наличия ь) слова распределены в два столбика.

Определение темы и цели урока

-как вы думаете, какова же будет тогда тема урока?

Назовите тему урока. (слайд 7)


Мягкий знак на конце существительных после шипящих.


- давайте сформулируем цель нашего урока, чему нам предстоит научиться сегодня на уроке (слайд 8)


Мы должны узнать, в каком склонении у существительных после шипящего пишется мягкий знак , а в каком нет.

-знание чего нам помогает правильно писать слова? (правило)

- да, нам необходимо знать правило

- вот открытием нового правила мы сейчас с вами и займёмся

Открытие детьми нового знания. Работа в парах. (слайд 9)



- Я предлагаю поработать в парах.

Учащимся раздаются листы-помощники

(2варианта) с планом. Далее работа организуется по формулированию правила.

Лист - помощник.

1.Прочитайте слова: рож.., меч.., овощ.., мыш.. . ( у 2 группы слова другие)

2.Определите род имён существительных.

3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак?

4.Сделайте вывод.


Лист - помощник.

1.Прочитайте слова: ёж.., плащ.., кирпич.., вещ.. .

2.Определите род имён существительных.

3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак?

4.Сделайте вывод.(слайд10)





с.31 правило (правильно ли сделали вывод)

Возвращаясь к нашей схеме какова же третья роль мягкого знака.

Работа с кластером (слайд 11)



Когда же туш пишется с ь знаком, а когда без мягкого знака. (слайд 12)





Читают слова с доски, классифицируют по какому признаку слова записаны в два столбика


Называют тему урока





Называют цель урока





















Работа в группах.

Исследование, вывод, защита работы.




















Сравнивают полученный вывод с правилом в учебнике.



Проговаривают алгоритм.


Добавляем проблемный вопрос в новое знание.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;


Познавательные УУД: - находить пути решения проблемы;

- извлекать необходимую информацию из источников.


Познавательные УУД – анализ своего знания и незнания,

умение отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУДопределение цели учебной деятельности и её фиксация.


Регулятивные УУД – планирование последовательности действий.

Познавательные УУД – определение плана предлагаемого задания,

определение способа алгоритма решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД – учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению.

Предметные УУД:

- находить имена существительные; -определять род; склонение;

- находить «лишнее» слово;

коррекция в случае расхождения эталона и реального действия представленного продукта,

выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД – анализ, сравнение, классификация знаково-символическое моделирование, поиск и выделение необходимой информации, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.

Физминутка

Организует проведение физминутки.

Музыкальная физмин. «Кошка беспородная»

Выполняют физминутку

Регулятивные УУД:  волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь, и выполнять требования учителя.

VI. Первичное закрепление.

Цель:

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.



Контролирует и формирует навыки орфографически- правильного письма.



Работа по учебнику

с.32 упр.53

( дети выходят по одному к доске)

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.





Умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы,




Познавательные УУД (общеучебные) – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; (логические) – проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД–планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

Предметные УУД:

- определять склонение существительных;

- понимать когда пишется мягкий знак.


Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

Личностные УУД:

- обосновывать личностную значимость нового знания

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует индивидуальную работу с самопроверкой по эталону. Определить уровень сложности задания Л -легко, З - затруднялся, С сложно.

Организует выставление самооценки.



Допиши предложения используя слово[туш ] От чего зависит выбор его написания?(слайд 13)


Музыканты заиграли приветственный ….

Для оформления грима понадобилась чёрная …..




(слайд 14)

Выполняют задание самостоятельно




Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.


Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Регулятивные УУД -

Умение контролировать и оценивать свою работу.

Личностные УУД
Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД

Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Включение в систему знаний

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания.

Организует самостоятель-ную работу, фиксирует самопроверку с использованием интеррактивной доски

Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)


Женского рода (доч___, брош___)


Множественного числа (луж__, туч__)


Подчеркни слова которые относятся к этому правилу


Доч(?), врач(?), лещ(?), огон(?), увидиш(?), молодёж(?), ноч(?)


1.Высказывают свои мнения в письменной форме.

2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.



Предметные УУД:

- понимать, когда пишется мягкий знак после шипящих, знать правило


Личностные УУД:

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.


-Назовите тему урока

-Когда нужно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет.

-На что показывает мягкий знак после шипящих на конце существительных? (на форму 3 склонения сущ. ж. рода. )

















(слайд 15)

1.Высказывают свои мнения, повторяют термины.


2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.



Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.


Личностные УУД:

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

- обосновывать личностную значимость нового знания.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

  1. (Вариант выбирают по желанию)

Вариант1. Записать 12 слов с шипящим на конце.

Вариант 2. Составить рассказ в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.

Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце.

(слайд 16)

Записывают домашнее задание в дневник


Выставление оценок

Самооценка урока













Включает музыкальное сопровождение (детская песня "Дорогою добра")

Самооценка (ф.и.)_____________________________

Дата

Я на уроке

П

В

С

Ч

 П.

Старался писать без ошибок

 

 

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

 

 

Следил за осанкой и правильной посадкой

 

 

 

 

 

Работал внимательно

 

 

 

 

 

Писал аккуратно, разборчиво

 

 

 

 

 

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

 

 

 

 

 

Соблюдал дисциплину

 

 

 

 

 

Работал активно, поднимал руку

 

 

 

 

 


Выставляют самооценку


Оценивают свою работу с помощью карточки.







(слайд 17)





Личностные УУД:

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев;


Регулятивные УУД -

Умение контролировать и оценивать свою работу.




Приложение.


Лист - помощник.

1.Прочитайте слова: рож.., меч.., овощ.., мыш.. .


2.Определите род имён существительных.


3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак?

4.Сделайте вывод.






Лист - помощник.

1.Прочитайте слова: ёж.., плащ.., кирпич.., вещ.. .


2.Определите род имён существительных.

3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак?

4.Сделайте вывод.



Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)


Женского рода (доч___, брош___)


Множественного числа (луж__, туч__)


Подчеркни слова которые относятся к этому правилу


Доч(?), врач(?), лещ(?), огон(?), увидиш(?), молодёж(?), ноч(?)


Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)


Женского рода (доч___, брош___)


Множественного числа (луж__, туч__)


Подчеркни слова которые относятся к этому правилу


Доч(?), врач(?), лещ(?), огон(?), увидиш(?), молодёж(?), ноч(?)



Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)


Женского рода (доч___, брош___)


Множественного числа (луж__, туч__)


Подчеркни слова которые относятся к этому правилу


Доч(?), врач(?), лещ(?), огон(?), увидиш(?), молодёж(?), ноч(?)


Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)


Женского рода (доч___, брош___)


Множественного числа (луж__, туч__)


Подчеркни слова которые относятся к этому правилу


Доч(?), врач(?), лещ(?), огон(?), увидиш(?), молодёж(?), ноч(?)


Самооценка (ф.и.)_____________________________

Дата

Я на уроке

П

В

С

Ч

 П.

Старался писать без ошибок

 

 


 

 

Проверял свою работу

 

 

 

 

 

Следил за осанкой и правильной посадкой

 

 

 

 

 

Работал внимательно

 

 

 

 

 

Писал аккуратно, разборчиво

 

 

 

 

 

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

 

 

 

 

 

Соблюдал дисциплину

 

 

 

 

 

Работал активно, поднимал руку

 

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!