I.Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Актулизация знаний | Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности | Проверьте готовность к уроку. (слайд 1) 1. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. А работать мы будем по следующим этапам урока урока.(слайд 2) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_1.png) Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её? (слайд 3) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_2.png) Посмотрите на доску. Что общего у этих слов? В..юга, п..л..то, крыл..я, к..н..ки, комп..ютер, ..без..яна, мебел.. По какому признаку можно разделить слова на группы? Запишите число, классная работа. Запишите слова в 2 столбика: 1-разделительный мягкий знак 2 группа - мягкий знак-показатель мягкости. К какой части речи относятся эти слова? Что вы знаете об имени сущ.? Определите род имён существительных. Какие функции выполняет ь знак? (слайд 4) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_3.jpeg)
(слайд 5) | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Включаются в урок (Каждый день мы изучаем что-то новое.) | Регулятивные УУД: - саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь учителя. Познавательные УУД: - формулировать проблему, находить пути решения ; - объяснять родовое понятие слов, его существенные признаки. Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Предметные УУД: - расширить представления детей о роли мягкого знака; - выделять орфограмму; -определять род имен существительных; - объяснять лексическое значение слова. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: -организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности - организовать постановку темы и цели урока; | Организует актуализацию умений. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Создает ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке темы и цели урока. Включает музыкальное сопровождение (туш) Проводит работу со словарями. | Посмотрите внимательно на доску «Найди в записи лишнее» Ж Ь Ш Ч Щ Лишний Ь - почему? Группа каких согласных осталась? ( шипящих согласных звуков) . Ребята мы с вами знаем, что мягкий знак часто молчит, но иногда он может говорить. Сегодня мы постараемся разобраться, когда он молчит, о когда он говорит. Постановка учебной проблемы Рассмотри рисунки. (слайд 6) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_4.jpeg) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_5.jpeg) Какое слово их объединяет? А если сделать подписи под рисунками будет ли разница в написании слов? Работа с толковым словарем. Сделайте подписи. Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий иногда пишется мягкий знак, а иногда нет. | Вычленяют лишнюю букву, определяют роль мягкого знака. Возникает проблема Выясняют лексическое значение слов. Затруднение сделать подписи, т.к. не знаем правила | Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные УУД – прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные УУД: - использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос. Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. IV. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Организует работу над определением темы и цели урока Организует работу в парах -учебное сотрудничество. Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Организует фиксацию и проговаривание алгоритма действий. Организует работу с кластером. | Прочитай слова (на доске мелом) Отличаются ли слова записанные на одной строке последними звуками, а буквами. Определите склонение имен существительных. Врач речь овощ помощь марш брошь багаж рожь Можешь ли объяснить по какому признаку (кроме наличия ь) слова распределены в два столбика. Определение темы и цели урока -как вы думаете, какова же будет тогда тема урока? Назовите тему урока. (слайд 7) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_6.png) Мягкий знак на конце существительных после шипящих. - давайте сформулируем цель нашего урока, чему нам предстоит научиться сегодня на уроке (слайд 8) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_7.png) Мы должны узнать, в каком склонении у существительных после шипящего пишется мягкий знак , а в каком нет. -знание чего нам помогает правильно писать слова? (правило) - да, нам необходимо знать правило - вот открытием нового правила мы сейчас с вами и займёмся Открытие детьми нового знания. Работа в парах. (слайд 9) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_8.png) - Я предлагаю поработать в парах. Учащимся раздаются листы-помощники (2варианта) с планом. Далее работа организуется по формулированию правила. Лист - помощник. 1.Прочитайте слова: рож.., меч.., овощ.., мыш.. . ( у 2 группы слова другие) 2.Определите род имён существительных. 3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак? 4.Сделайте вывод. Лист - помощник. 1.Прочитайте слова: ёж.., плащ.., кирпич.., вещ.. . 2.Определите род имён существительных. 3.Посмотрите, у существительных, какого рода пишется мягкий знак? 4.Сделайте вывод.(слайд10) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_9.png) с.31 правило (правильно ли сделали вывод) Возвращаясь к нашей схеме какова же третья роль мягкого знака. Работа с кластером (слайд 11) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_10.jpeg) Когда же туш пишется с ь знаком, а когда без мягкого знака. (слайд 12) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_11.png) | Читают слова с доски, классифицируют по какому признаку слова записаны в два столбика Называют тему урока Называют цель урока Работа в группах. Исследование, вывод, защита работы. Сравнивают полученный вывод с правилом в учебнике. Проговаривают алгоритм. Добавляем проблемный вопрос в новое знание. | Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; Познавательные УУД: - находить пути решения проблемы; - извлекать необходимую информацию из источников. Познавательные УУД – анализ своего знания и незнания, умение отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности и её фиксация. Регулятивные УУД – планирование последовательности действий. Познавательные УУД – определение плана предлагаемого задания, определение способа алгоритма решения учебной задачи. Коммуникативные УУД – учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. Предметные УУД: - находить имена существительные; -определять род; склонение; - находить «лишнее» слово; коррекция в случае расхождения эталона и реального действия представленного продукта, выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные УУД – анализ, сравнение, классификация знаково-символическое моделирование, поиск и выделение необходимой информации, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей. |
VI. Первичное закрепление. Цель: Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Контролирует и формирует навыки орфографически- правильного письма. | Работа по учебнику с.32 упр.53 ( дети выходят по одному к доске) | Выполняют задание, проговаривая новые понятия. Умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, | Познавательные УУД (общеучебные) – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; (логические) – проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные УУД–планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; Предметные УУД: - определять склонение существительных; - понимать когда пишется мягкий знак. Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; Личностные УУД: - обосновывать личностную значимость нового знания |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует индивидуальную работу с самопроверкой по эталону. Определить уровень сложности задания Л -легко, З - затруднялся, С сложно. Организует выставление самооценки. | Допиши предложения используя слово[туш ] От чего зависит выбор его написания?(слайд 13) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_12.png) Музыканты заиграли приветственный …. Для оформления грима понадобилась чёрная ….. (слайд 14) | Выполняют задание самостоятельно Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Регулятивные УУД - Умение контролировать и оценивать свою работу. Личностные УУД Самооценка на основе успешности.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД
Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Включение в систему знаний Цели: - выявить границы применимости нового знания и выполнить задания. | Организует самостоятель-ную работу, фиксирует самопроверку с использованием интеррактивной доски | М ягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных Мужского рода (ключ__, стриж__) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_14.png) Женского рода (доч___, брош___) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76c49cc5e00/821611_15.png) Множественного числа (луж__, туч__) Подчеркни слова которые относятся к этому правилу Доч(?), врач(?), лещ(?), огон(?), увидиш(?), молодёж(?), ноч(?) | 1.Высказывают свои мнения в письменной форме. 2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Предметные УУД: - понимать, когда пишется мягкий знак после шипящих, знать правило Личностные УУД: - адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности; |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. | -Назовите тему урока -Когда нужно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет. -На что показывает мягкий знак после шипящих на конце существительных? (на форму 3 склонения сущ. ж. рода. ) (слайд 15) | 1.Высказывают свои мнения, повторяют термины. 2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Личностные УУД: - адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности; - обосновывать личностную значимость нового знания. |