СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в БСП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в БСП»

Знаки препинания в БСП урок русского языка в 11 классе

Знаки препинания в БСП

урок русского языка в 11 классе

Цели урока: -закрепить особенности бессоюзных сложных предложений; -уметь сопоставлять их с синонимичными ССП и СПП; -совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; -продолжить подготовку к ЕГЭ

Цели урока:

-закрепить особенности бессоюзных сложных предложений;

-уметь сопоставлять их с синонимичными ССП и СПП;

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

-продолжить подготовку к ЕГЭ

Орфоэпическая разминка Выберите слова с ударением на второй слог балуясь жилось банты завидно аэропорты занял вовремя звоним вручит значимый гнала иксы добела исстари доверху каталог ждала донельзя

Орфоэпическая разминка

Выберите слова с ударением на второй слог

балуясь жилось

банты завидно

аэропорты занял

вовремя звоним

вручит значимый

гнала иксы

добела исстари

доверху каталог

ждала донельзя

Повторим! балУясь вручИт гналА ждалА жилОсь завИдно звонИм донЕльзя

Повторим!

балУясь

вручИт

гналА

ждалА

жилОсь

завИдно

звонИм

донЕльзя

Образовать формы повелительного наклонения глаголов: Глядеть Ехать Лазать Лезть Лечь Трогать

Образовать формы повелительного наклонения глаголов:

  • Глядеть
  • Ехать
  • Лазать
  • Лезть
  • Лечь
  • Трогать

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:    Инфинитив Ед.ч. Мн.ч. Глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазь лазьте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить !

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.

  • Глядеть гляди глядите
  • ехать поезжай поезжайте
  • лазать лазь лазьте
  • лезть полезай, лезь полезайте, лезьте
  • лечь ляг лягте
  • трогать трогай трогайте
  • Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить !

Жалостный  — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); Жалостливый  — склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).  Злой  — исполненный чувства вражды (злой человек); Злостный  — имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).  Представительный  — производящий выгодное впечатление (представительная наружность);  Представительский  — выборный (представительский орган), относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).
  • Жалостный — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос);
  • Жалостливый — склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди). Злой — исполненный чувства вражды (злой человек);
  • Злостный — имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик). Представительный — производящий выгодное впечатление (представительная наружность);
  • Представительский — выборный (представительский орган), относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Объясните постановку знаков препинания    Ближнего обидеть – самому в беде быть. Говори смелее: будет вернее. Все равно: что в лоб, что по лбу. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. Совесть потеряешь – другой не купишь. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Объясните постановку знаков препинания

  • Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  • Говори смелее: будет вернее.
  • Все равно: что в лоб, что по лбу.
  • Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
  • Совесть потеряешь – другой не купишь.
  • Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

 1. [  ] , ( как ) и ( как ).  2. [ ] , ( что ) и ( как ).  3. [ ] , ( когда ) и ( ).  4. [ ] , ( ), и ( ), и ( ).  5. [ ] , ( ) или ( ).  6. [ ] , ( что ), а ( что ).

1. [ ] , ( как ) и ( как ).

2. [ ] , ( что ) и ( как ).

3. [ ] , ( когда ) и ( ).

4. [ ] , ( ), и ( ), и ( ).

5. [ ] , ( ) или ( ).

6. [ ] , ( что ), а ( что ).

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП.  Запишите их, составьте схемы.   Поговоришь с добрым человеком. Солнечный луч озарит твою душу.

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Поговоришь с добрым человеком.

Солнечный луч озарит твою душу.

Проверочный тест.  1. Укажите правильное объяснение постановки тире Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. 1.Второе предложение указывает на быструю смену событий. 2.Содержание второго предложения противоречит содержанию первого. 3.Первое предложение указывает на время совершения действия, о котором говорится во втором предложении. 4.Вторая часть содержит следствие того, о чем говорится в первой.

Проверочный тест. 1. Укажите правильное объяснение постановки тире

Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

1.Второе предложение указывает на быструю смену событий.

2.Содержание второго предложения противоречит содержанию первого.

3.Первое предложение указывает на время совершения действия, о котором говорится во втором предложении.

4.Вторая часть содержит следствие того, о чем говорится в первой.

2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Приехавшему в деревню Алексею Венециалову всё подсказывало сюжеты его картин: повседневная работа крестьян, их характеры, взаимоотношения, домашний уклад, предметы обихода, одежда. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2.Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой. 3.Вторая часть БСП противопоставлена тому, о чем говорится в первой части. 4.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй.

2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Приехавшему в деревню Алексею Венециалову всё подсказывало сюжеты его картин: повседневная работа крестьян, их характеры, взаимоотношения, домашний уклад, предметы обихода, одежда.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2.Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой.

3.Вторая часть БСП противопоставлена тому, о чем говорится в первой части.

4.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй.

3. Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении? Поверьте мне: я чист душою.  1.Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части. 2.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3.Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части. 4.Вторая часть БСП дополняет содержание первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении?

Поверьте мне: я чист душою.

1.Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

2.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3.Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

4.Вторая часть БСП дополняет содержание первой части.

4. Как объяснить постановку тире в предложении? Засмеётся звонко – ручеёк лесной зазвенит по камешкам.  1. Ставится тире между подлежащим и сказуемым. 2. Вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части. 3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4. Выделяется обособленное приложение.

4. Как объяснить постановку тире в предложении?

Засмеётся звонко – ручеёк лесной зазвенит по камешкам.

1. Ставится тире между подлежащим и сказуемым.

2. Вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Выделяется обособленное приложение.

5 . Как объяснить постановку тире в приведённом предложении? Гусь взял в клюв верёвочку и потянул её – раздался оглушительный выстрел.  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой. 3. Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий. 4. Вторая часть БСП дополняет, раскрывает содержание первой.

5 . Как объяснить постановку тире в приведённом предложении?

Гусь взял в клюв верёвочку и потянул её – раздался оглушительный выстрел.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой.

3. Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

4. Вторая часть БСП дополняет, раскрывает содержание первой.

6.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие. 1.Он гость () я хозяин. 2. Варвара прислушалась () донёсся шум вечернего поезда. 3. Проснулся () уже светло. 4. Наступила весна () появились первые цветы.

6.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.

1.Он гость () я хозяин.

2. Варвара прислушалась () донёсся шум вечернего поезда.

3. Проснулся () уже светло.

4. Наступила весна () появились первые цветы.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире. Пробовал бежать () ноги от страха не двигались. Ползти было неудобно () с непривычки болели колени. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки () мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса. Я знаю () в вашем сердце есть гордость, и прямая честь.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.

  • Пробовал бежать () ноги от страха не двигались.
  • Ползти было неудобно () с непривычки болели колени.
  • Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки () мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса.
  • Я знаю () в вашем сердце есть гордость, и прямая честь.

Проверь себя! 1.4 2.1 3.4 4.2 5.3 6.3 7.1

Проверь себя!

1.4

2.1

3.4

4.2

5.3

6.3

7.1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!