СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 кл Урок 3. Знаки препинания в сложном предложении

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложном предложении»

Уроки 3. Знаки препинания в сложном предложении


Цели: закреплять знания о сложном предложении; познакомить с видами сложных предложений (сложносочинённое и сложноподчинённое), учить распознавать их; формировать умение правильно употреблять разделительные и выделительные знаки препинания.


Тип урока: повторительно-обобщающий


Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные), со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений; обучения определению вида сложного предложения, соотнесению содержания с графической схемой, созданию графических схем сложных предложений, правильному употреблению разделительных и выделительных запятых. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку


Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)


Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях


Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 8 — обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 10 — чтение вопросного плана текста, грамматические разборы на доске.

3. Упр. 11 — чтение предложений, составленных учениками.


III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Посмотрите на предложенные схемы и скажите, какой тип знаков препинания в них встречается: разделительные знаки, выделительные знаки, знаки завершения.

О, О

О, а О

- Что разделяют эти знаки?

- Составьте предложения, которые бы соответствовали этим схемам. Расставьте знаки препинания.

- Сколько событий, фактов, фрагментов действительности отражает каждое предложение?

-Такие предложения мы относим к простым. Используя это определение, сформулируйте определение сложного предложения

- Сегодня на уроке мы будем изучать знаки препинания в сложных предложениях. Для этого нам понадобится ответить на следующие вопросы: каковы признаки сложного предложения? На какие виды делятся сложные предложения? Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?

На с. 12 учебника приведены примеры предложений.

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 12).)

Прочитайте их и скажите, в каких предложениях отражено одно событие, а в каких - два? Сделайте вывод: какие из этих предложений являются простыми, а какие - сложными.

- Обратите внимание на сложные предложения. Назовите для каждого случая, из каких простых предложений составляется сложное. С помощью каких языковых средств?

- Какова функция запятой между простыми предложениями в составе сложного?


2. Практическое задание

— Спишите предложения, объясните знаки препинания.

1) Зашумела, разгулялась в поле непогода, принакрылась белым снегом гладкая дорога. 2) Однажды, собирая грибы, я набрёл на старую порубку, заросшую травами. 3) Задул суховей, и земля начала сохнуть.


3. Работа по учебнику

1. Из упр. 12 выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения: сначала бессоюзные, а затем союзные. Подчеркните грамматические основы. Выделите средства связи в союзных предложениях.

- Найдите предложения, которые относятся к одной и другой группе.

- Среди выписанных союзных предложений найдите те, которые состоят из равноправных частей. Назовите союзы, с помощью которых в них связываются простые предложения. Найдите сложные предложения, которые состоят из неравноправных частей (одна часть зависит от другой). Назовите союзы, с помощью которых соединяются простые предложения.


Комментарии

Предложение 4 можно отнести к группе бессоюзных и к группе союзных предложений, потому что связь между первым и вторым предложениями в составе сложного бессоюзная, а связь между вторым и третьим предложениями — союзная.


2. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 13).

 Прочитайте теоретические сведения на с. 13 учебника. Проводит устную работу по упр. 13.

На доске записаны простые предложения. Предлагает составить из простых предложений сложные:

1) М. В. Ломоносов - автор первой русской грамматики. С именем М. В. Ломоносова мы можем встретиться не только на уроках химии, физики, но и русского языка и литературы.

2) Мы изучаем русскую литературу XIX века. Знать ее - потребность каждого культурного человека.


IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 14 — устное выполнение.

2. Упр. 15 — выразительное чтение, обсуждение заданий, морфологический разбор на доске.


Комментарии

Все три предложения сложные.


2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 17).

— Объясните лексическое значение слов.

— Составьте с ними предложения.


V. Подведение итогов урока

— Чем отличаются простые предложения от сложных?

— На какие группы делятся сложные предложения?

— Какие средства связи используются в каждом типе сложных предложений?


Домашнее задание

Упр. 16, 20 (подготовиться к диктанту).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!