Уроки 3. Знаки препинания в сложном предложении
Цели: закреплять знания о сложном предложении; познакомить с видами сложных предложений (сложносочинённое и сложноподчинённое), учить распознавать их; формировать умение правильно употреблять разделительные и выделительные знаки препинания.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные), со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений; обучения определению вида сложного предложения, соотнесению содержания с графической схемой, созданию графических схем сложных предложений, правильному употреблению разделительных и выделительных запятых. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 8 — обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 10 — чтение вопросного плана текста, грамматические разборы на доске.
3. Упр. 11 — чтение предложений, составленных учениками.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Посмотрите на предложенные схемы и скажите, какой тип знаков препинания в них встречается: разделительные знаки, выделительные знаки, знаки завершения.
О, О
О, а О
- Что разделяют эти знаки?
- Составьте предложения, которые бы соответствовали этим схемам. Расставьте знаки препинания.
- Сколько событий, фактов, фрагментов действительности отражает каждое предложение?
-Такие предложения мы относим к простым. Используя это определение, сформулируйте определение сложного предложения
- Сегодня на уроке мы будем изучать знаки препинания в сложных предложениях. Для этого нам понадобится ответить на следующие вопросы: каковы признаки сложного предложения? На какие виды делятся сложные предложения? Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?
На с. 12 учебника приведены примеры предложений.
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 12).)
Прочитайте их и скажите, в каких предложениях отражено одно событие, а в каких - два? Сделайте вывод: какие из этих предложений являются простыми, а какие - сложными.
- Обратите внимание на сложные предложения. Назовите для каждого случая, из каких простых предложений составляется сложное. С помощью каких языковых средств?
- Какова функция запятой между простыми предложениями в составе сложного?
2. Практическое задание
— Спишите предложения, объясните знаки препинания.
1) Зашумела, разгулялась в поле непогода, принакрылась белым снегом гладкая дорога. 2) Однажды, собирая грибы, я набрёл на старую порубку, заросшую травами. 3) Задул суховей, и земля начала сохнуть.
3. Работа по учебнику
1. Из упр. 12 выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения: сначала бессоюзные, а затем союзные. Подчеркните грамматические основы. Выделите средства связи в союзных предложениях.
- Найдите предложения, которые относятся к одной и другой группе.
- Среди выписанных союзных предложений найдите те, которые состоят из равноправных частей. Назовите союзы, с помощью которых в них связываются простые предложения. Найдите сложные предложения, которые состоят из неравноправных частей (одна часть зависит от другой). Назовите союзы, с помощью которых соединяются простые предложения.
Комментарии
Предложение 4 можно отнести к группе бессоюзных и к группе союзных предложений, потому что связь между первым и вторым предложениями в составе сложного бессоюзная, а связь между вторым и третьим предложениями — союзная.
2. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 13).
Прочитайте теоретические сведения на с. 13 учебника. Проводит устную работу по упр. 13.
На доске записаны простые предложения. Предлагает составить из простых предложений сложные:
1) М. В. Ломоносов - автор первой русской грамматики. С именем М. В. Ломоносова мы можем встретиться не только на уроках химии, физики, но и русского языка и литературы.
2) Мы изучаем русскую литературу XIX века. Знать ее - потребность каждого культурного человека.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 14 — устное выполнение.
2. Упр. 15 — выразительное чтение, обсуждение заданий, морфологический разбор на доске.
Комментарии
Все три предложения сложные.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 17).
— Объясните лексическое значение слов.
— Составьте с ними предложения.
V. Подведение итогов урока
— Чем отличаются простые предложения от сложных?
— На какие группы делятся сложные предложения?
— Какие средства связи используются в каждом типе сложных предложений?
Домашнее задание
Упр. 16, 20 (подготовиться к диктанту).