СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в ССП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 9 класса разработан с использованием ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в ССП»

Предмет: русский язык Тема: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Класс: 9

Уровень: базовый

Цель: Рассмотреть правила постановки знаков препинания в ССП, обобщить сведения об их структуре и смысловых отношениях между частями.

Задачи:

  1. Обобщить знания обучающихся о ССП: строение, способы связи и смысловые отношения между частями. Совершенствовать навыки разграничения простых осложненных однородными членами предложений и сложных предложений. Рассмотреть правила постановки знаков препинания (запятая, тире) в ССП. Сформировать понятие об особенностях структуры сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом, придаточным предложением, совершенствовать пунктуационные навыки.

  2. Развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развивать навыки  адекватного понимания информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать самостоятельные высказывания.

  3. Воспитать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; сформировать понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Основное содержание: ССП, его строение, способы связи и смысловые отношения между частями ССП. Простое предложение, осложненное однородными членами. Правила постановки знаков препинания между частями ССП – запятой, тире. ССП с общим второстепенным членом. ССП, состоящие из нескольких вопросительных, побудительных, восклицательных.

Термины и понятия:

  • сложносочиненное предложение;

  • соединительные союзы;

  • противительные союзы;

  • разделительные союзы;

  • общий второстепенный член;

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;

стремление к речевому самосовершенствованию;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Метапредметные

Познавательные:

умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информацию;

уметь устанавливать аналогии;

выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка в жизни человека и общества, о связи языка и культуры;

умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;

умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;

усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

развитие форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую

функции, структурирование знаний;


В ценностно-ориентационной сфере:

понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;

умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;

В эстетической сфере:

формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;

понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Организация образовательного пространства

Оборудование

    1. Компьютеры, проектор, интерактивная доска.


Ресурсы, в том числе электронные:

1. Электронное задание "Союзы и значения сложносочиненных предложений". Вариант 5 (N 139196)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52e5cd56-029b-4a83-be8f-903959638850/%5BRUS9_203%5D_%5BQS_188%5D.html

2. Видеоурок по теме «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях» // http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnosochinyonnye-predlozheniya/znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennyh-predlozheniyah

3.Коллекция интерактивных правил к теме "Строение предложения" (N 8107)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30a44-0a01-00ee-01a8-ff0002b9c121/index_listing.html

4. Электронное задание "Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Вариант 4 (N 139909)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74665321-4185-42e4-96ad-204850a38328/%5BRUS9_204%5D_%5BQS_210%5D.html


Межпредметные связи: русский язык - литература

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель: определение темы и цели урока, мотивация обучающихся, формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности девятиклассников.

Ситуативное(ые) задание(я):

Задание 1: Ответьте на вопрос. Как вы понимаете высказывание Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Формы работы: фронтальная (Ф).

Примерные ответы обучающихся:

Грамматика включает в себя следующие разделы языка: морфологию и синтаксис. Без знания определенных правил изменения грамматических форм слова, построения словосочетания и связи слов в предложении невозможно создать высказывание, то есть выразить «любую мысль о любом предмете». Синтаксис как раздел грамматики обладает большими выразительными возможностями. Обращение, инверсия, многосоюзие, бессоюзие, риторические вопросы, восклицания и другие стилистические фигуры помогают точно сформулировать мысль, донести информацию, выразить свое отношение. Например, перестановка членов предложения ведет к изменению смысла – подчеркивает то или иное слово и его значение для говорящего, пишущего. Это инверсия - сильное выразительное средство, которое часто используется в эмоциональной взволнованной речи. С помощью синтаксиса реализуется важнейшая функция языка – общение, коммуникация между людьми.


Учитель: Действительно, можно утверждать, что русский язык обладает неограниченными возможностями для коммуникации. Знание законов языка и владение ими позволяет каждому быть успешным в этой тонкой, очень чувствительной сфере человеческого бытия.

ССП обладают яркими выразительными свойствами, которые позволяют создавать в речи запоминающиеся образы. В этом вы убедитесь, познакомившись с фрагментами из произведений русской литературы.

Запишите тему урока «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

Цель урока – рассмотреть правила постановки знаков препинания в ССП, обобщить сведения об их структуре и характере смысловых отношений между частями ССП.


II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: актуализировать и обобщить знания обучающихся о ССП: строение, способы связи, смысловые отношения между частями. Рассмотреть правила постановки запятой, тире между частями ССП.

Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание 1: Ответьте на вопрос. Какие предложения называются сложносочиненными? Охарактеризуйте строение ССП.

Формы работы: фронтальная (Ф).

Примерные ответы обучающихся:

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых все части равноправны по смыслу и связаны с помощью интонации или сочинительных союзов. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое. В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных группы:

  1. ССП с соединительными союзами;

  2. ССП с разделительными союзами;

  3. ССП с противительными союзами;

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Таким образом, сочинительные союзы служат основным средством связи, от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.


Задание 2: Выполните электронное задание. Какие значения выражают части ССП?

1.Электронное задание "Союзы и значения сложносочиненных предложений". Вариант 5 (N 139196)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52e5cd56-029b-4a83-be8f-903959638850/%5BRUS9_203%5D_%5BQS_188%5D.html

Форма работы: индивидуальная (И).


Задание3: Познакомьтесь с материалами видеоурока «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях». Законспектируйте в краткой форме теоретический материал этого урока.

1 Видеоурок по теме «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях» // http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnosochinyonnye-predlozheniya/znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennyh-predlozheniyah

Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф).

Задание 4: Используя материалы видеоурока и краткий конспект, сформулируйте правила постановки запятой, тире между частями ССП.

Примерные ответы обучающихся:

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми. Между частями ССП ставится тире, если части ССП передают значение неожиданного результата, быстрой смены событий.

Запятая не ставится между частями ССП, связанными соединительными или разделительными союзами, если они имеют общий второстепенный член или придаточное предложение, относящееся к обоим предложениям. Также запятая не ставится, если в состав ССП входят вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.

Задание 5: Прочитайте задание. Рассмотрите примеры ССП. Объясните постановку запятой.

1.Коллекция интерактивных правил к теме "Строение предложения" (N 8107)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30a44-0a01-00ee-01a8-ff0002b9c121/index_listing.html

Формы работы: фронтальная (Ф).


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: формировать умение

Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание1: Прочитайте текст, объясните правописание слов с выделенными орфограммами. Выделите грамматические основы предложений, укажите номера ССП, способ связи между частями ССП.

Форма работы: фронтальная (Ф)


(1)Война докатилась и до этого затеря(н,нн)ого в бе(…)предельной донской степи хуторка.

(2)Во дворах, впритирку к стенам сараев, стояли автомашины медсанбата, по улицам ходили красноармейцы саперной части, доверху нагруже(н,нн)ые трехтонки везли по направлению к речке свежераспиле(н,нн)ые вербовые доски, в саду, неподалеку от площади, расположилась зенитная б(…)тарея.

(3)Орудия стояли возле деревьев, и(с,сс)ку(с,сс)но замаскирова(н,нн)ые зеленью, на отвалах недавно вырытых окопов, лежала увядшая трава, а грозно вздыбле(н,нн)ый ствол крайнего к переулку орудия доверчиво обнимала широкая ветка яблони, густо увеша(н,нн)ая бледно-зелеными недоспелыми антоновками. (М.Шолохов «Они сражались за Родину»)


Примерные ответы обучающихся:

(1)Война докатилась и до этого затерянного в беспредельной донской степи хуторка.

(2)Во дворах, впритирку к стенам сараев, стояли автомашины медсанбата, по улицам ходили красноармейцы саперной части, доверху нагруженные трехтонки везли по направлению к речке свежераспиленные вербовые доски, в саду, неподалеку от площади, расположилась зенитная батарея.

(3)Орудия стояли возле деревьев, искусно замаскированные зеленью, на отвалах недавно вырытых окопов, лежала увядшая трава, а грозно вздыбленный ствол крайнего к переулку орудия доверчиво обнимала широкая ветка яблони, густо увешанная бледно-зелеными недоспелыми антоновками.

Для выполнения задания рекомендуем использовать ИД.

Текст воспроизводится на ИД. Ученики комментируют орфограммы: правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правописание приставок на З-С, непроверяемых гласных и согласных.

Пунктограммы: правила постановки знаков препинания при причастном обороте. Выделяют грамматические основы. ССП являются предложения №2,3. В предложении№2 части связаны при помощи интонации. В предложении №3 при помощи интонации и противительного союза А. Этот союз вносит дополнительный смысловой оттенок, подчеркивая противопоставление деталей мирной жизни - войне. Автор, используя ССП, создает описание затерянного хуторка, куда отступили советские солдаты после тяжелейших боев.


Задание 2: Выполните задания.

Найдите соответствия. Спишите, выполните синтаксический разбор предложения, устно объясните постановку тире между частями ССП.

1. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. (А.С. Пушкин)

2.Тут раздался легкий свист - и Дубровский умолк. (А.С. Пушкин)

А) […] – и […]. Б) […O,…O] – и […]. В) […], […]- и […].

Форма работы: фронтальная (Ф).

Примерные ответы обучающихся:

1Б, 2А.

Тире ставится между частями ССП, так как во второй части содержится неожиданное присоединение.

Для выполнения задания рекомендуем использовать ИД.

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Знаки препинания в ССП».

Варианты заданий:

Задание 1: Выполните интерактивный тест.

1. Электронное задание "Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Вариант 4 (N 139909)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74665321-4185-42e4-96ad-204850a38328/%5BRUS9_204%5D_%5BQS_210%5D.html

Форма работы: индивидуальная (И)


Задание 2: Прочитайте текст, объясните орфограммы, выполните тестовые задания.

Текст. 1. Корабли, как и люди, умирали по-разному… 2. Иные встречали смерть в торжестве(н,нн)ом молчании, и только потом из-под воды слышался долгий гул. 3. Это взрывались раскале(н,нн)ые котлы, не выдержавшие объятий холода. 4. Другие жалобно стонали сиренами, и их конструкции с грохотом разрушались. 5. Разломле(н,нн)ые пополам, корабли сдвигали в небе свои мачты, словно руки для предсмертного пожатия. 6. Иногда они тонули сразу, и люди не успевали покинуть их отсеков и коридоров, похожих на мифические лабиринты. 7. Другие, напротив, стойко выдерживали взрыв за взрывом, будто понимая, что надо держаться, пока не спасутся люди. 8. Потом корабли с ревом зарывались в пучину, а на прощание окна их рубок ярос(…)но сверкали глазами… 9. Корабль ум(…)рает, а человек остается. 10. Цепляясь за спасательный плот, он, обожже(н,нн)ый взрывом, ослепший от мазута, тянет руки и хрипло кричит - в восторге: «Кажется, мне повезло…Мне чертовски повезло!»

В. Пикуль « Реквием каравану РQ-17»

ТЕСТ

1. Какая мысль отражена в тексте?

а) смерть кораблей;
б) все русские люди встали на защиту Родины;
в) война – страшное время, и ничто - живое или неживое – не знало пощады.

2. Какие смысловые отношения между предикативными частями предложения №2?

а) противительные;
б) соединительные с временным значением;
в) соединительные с причинным значением.

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

а) публицистический стиль, повествование;
б) художественный стиль, описание;
в) научный стиль, описание;
г) разговорный стиль, повествование.

4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи личного местоимения?

а) 4 б) 6 в) 8 г) 9

5. Каков способ словообразования слова ПО-РАЗНОМУ?

а) приставочный; б) суффиксальный; в) приставочно-суффиксальный; г) сложение.

6. Какой частью речи является слово ТОЛЬКО? ( предложение №2)

а) наречие; б) союз; в) частица; г) местоимение.

7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

а) 4; б) 6; в) 8; г) 9.

8. Какая из характеристик предложения №6 верная?

а) простое; б) ССП; в) СПП; г) сложное с разными видами связи.

9. Выпишите номера ССП.

Примерные ответы обучающихся:

 1. Корабли, как и люди, умирали по-разному… 2. Иные встречали смерть в торжественном молчании, и только потом из-под воды слышался долгий гул. 3. Это взрывались раскаленные котлы, не выдержавшие объятий холода. 4. Другие жалобно стонали сиренами, и их конструкции с грохотом разрушались. 5. Разломленные пополам, корабли сдвигали в небе свои мачты, словно руки для предсмертного пожатия. 6. Иногда они тонули сразу, и люди не успевали покинуть их отсеков и коридоров, похожих на мифические лабиринты. 7. Другие, напротив, стойко выдерживали взрыв за взрывом, будто понимая, что надо держаться, пока не спасутся люди. 8. Потом корабли с ревом зарывались в пучину, а на прощание окна их рубок яростно сверкали глазами…

9. Корабль умирает, а человек остается. 10. Цепляясь за спасательный плот, он, обожженный взрывом, ослепший от мазута, тянет руки и хрипло кричит – в восторге: «Кажется, мне повезло…Мне чертовски повезло!»

Ключи:1в, 2б ,3б, 4б, 5в, 6б, 7б, 8б, 9 -2,4,6,8,9.

Для выполнения задания рекомендуем использовать ИД.

Текст и тестовые задания воспроизводится на ИД. Ученики, выбрав ответ, фиксируют его в тетради. Проверка выполнения задания: комментирование, аргументация выбранного ответа, для задания №5 морфемный разбор, для №7,8,9 выделение грамматических основ в тексте на ИД.

Анализ орфограмм: правописание чередующейся гласной Е-И в корне слова, непроизносимой согласной в корне слова, Н-НН в прилагательных и причастиях.

Анализ пунктограмм: постановка запятой в СПП, обособление причастного и деепричастного оборотов.

Задание 2: Домашнее задание:

1.Составить устный монологический рассказ по теме «ССП. Знаки препинания в СПП», используя материалы из различных источников: учебник, конспект, образовательные сайты.

2. Используя ССП, составить текст-описание на свободную тему.


VI этап. Рефлексивная деятельность

Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самооценка своей деятельности).

Ответьте на вопросы:

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Расположите на лестнице успеха смайлик на той ступеньке, которая соответствует вашему уровню усвоению темы.

Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...


Использованные информационные источники.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

http://school-collection.edu.ru/

2.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

3. ИнтернетУрок//

http://interneturok.ru/ru